Preview

Управленческие науки

Расширенный поиск

Модель управления знаниями на основе организационно-мотивационных механизмов

https://doi.org/10.26794/2404-022X-2021-11-2-85-98

Полный текст:

Аннотация

Управление знаниями относится к стратегической задаче современных компаний. Однако в научной и практической литературе наблюдается недостаток исследований механизмов интенсификации знаниевого потенциала организации и его трансформации в конкурентоспособность компании. В статье представлена модель управления знаниями на основе формирования вектора проактивного поведения сотрудника за счет организационно-мотивационных механизмов, включающих гибкую структуру, трансформационное лидерство и культуру знаний. В соответствии с предложенной моделью проактивное поведение сотрудников направлено на интенсификацию знаниевых ресурсов и активное участие в процессах организационного обучения и развития, что в свою очередь определяет успешность инновационной деятельности и финансовые результаты компании. Модель протестирована в 110 российских компаниях, участвовавших в опросе в 2019 г. Эмпирические результаты получены в программе smartPLS с использованием метода структурных уравнений и подтверждают работоспособность разработанной модели управления знаниями. Обнаружение медиативных эффектов позволяет сделать вывод о том, что культура знаний, трансформационное лидерство и гибкая организационная структура являются комплементарными по отношению друг к другу механизмами, и, соответственно, все три механизма должны внедряться и совершенствоваться одновременно для успешной трансформации знаниевого потенциала в конкурентоспособность организации. Практическую значимость имеет также эмпирический факт о том, что трансформационное лидерство оказывает наибольшее влияние на вектор проактивного поведения, инновации и финансовые результаты, что определяет именно этот механизм как ключевой для российских предприятий.

Об авторах

М. А. Молодчик
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Мария Анатольевна Молодчик, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Международной лаборатории экономики нематериальных активов

Пермь



И. А. Эсаулова
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Россия

Ирэна Александровна Эсаулова, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Менеджмент и маркетинг

Пермь



А. В. Молодчик
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Россия

Анатолий Викторович Молодчик, доктор экономических наук, заведующий, профессор кафедры «Менеджмент и маркетинг»

Пермь



Список литературы

1. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм, демократия. Пер. с нем., англ. М.: Эксмо; 2007. 861 c.

2. Penrose E. T. The theory of the growth of the firm. 3rd ed. Oxford: Oxford University Press; 1995. 272 p.

3. Drucker P. F. Landmarks of tomorrow: A report on the new “post-modern” world. New Brunswick, NJ; London: Transaction Publishers; 1996. 290 p.

4. Argyris C., Schön D.A. Organizational learning: A theory of action perspective. Reading, MA: Addison-Wesley; 1978. 344 p.

5. Heisig P. Harmonisation of knowledge management — comparing 160 KM frameworks around the globe. Journal of Knowledge Management. 2009;13(4):4–31. DOI: 10.1108/13673270910971798

6. Молодчик М.А. Организационно-мотивационные механизмы управления знаниями: теория и практика российских компаний. Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та; 2017. 219 с.

7. Shakina E. A., Barajas A., Molodchik M. Bridging the gap in competitiveness of Russian companies with intangible bricks. Measuring Business Excellence. 2017;21(1):86–100. DOI: 10.1108/MBE-03–2016–0017

8. Grant R. M. Towards a knowledge-based theory of the firm. Strategic Management Journal. 1996;17(S 2):109– 122. DOI: 10.1002/smj.4250171110

9. Молодчик А. В., Комаров С. В., Эсаулова И.А., Димитракиев Д. Механизмы и формы самоорганизации и саморазвития. Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та; 2019. 253 с.

10. Стюарт Т. А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций. Пер. с англ. М.: Поколение; 2007. 368 с.

11. Адизес И. На пороге управленческой революции. Harvard Business Review Россия. 2017;(1):11–15. URL: https://hbr-russia.ru/management/upravlenie-izmeneniyami/a18761 (дата обращения: 06.02.2021).

12. Лосева О. В., Абдикеев Н. М. Система оценки организационного, человеческого и потребительского капитала для эффективного управления интеллектуальным капиталом высокотехнологичных цифровых компаний. Управленческие науки = Management Sciences in Russia. 2020;10(3):33–47. DOI: 10.26794/2404–022X-2020–10–3–33–47

13. Молодчик М. А. Знаниевый потенциал организации: концептуальный подход. Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2020;(3):286–296. DOI: 10.15593/2224–9354/2020.3.21

14. Эсаулова И.А., Семенова И. В. Управление инициативой персонала как область деятельности современной организации. Вестник университета (Государственный университет управления). 2017;(9):26–33.

15. Pellegrini M. M., Ciampi F., Marzi G., Orlando B. The relationship between knowledge management and leadership: Mapping the field and providing future research avenues. Journal of Knowledge Management. 2020;24(6):1445–1492. DOI: 10.1108/JKM-01–2020–0034

16. Mahmoudsalehi M., Moradkhannejad R., Safari K. How knowledge management is affected by organizational structure. The Learning Organization. 2012;19(6):518–528. DOI: 10.1108/09696471211266974

17. Molodchik M., Jardon C. Facilitating organizational learning in the Russian business context. The Learning Organization. 2015;22(6):306–316. DOI: 10.1108/TLO-11–2014–0061

18. Александрова Т. В., Попов В. Л. Развитие корпоративных знаний организации на основе технологий обучения действием. Управленческие науки = Management Sciences in Russia. 2020;10(1):68–80. DOI: 10.26794/2404–022X-2020–10–1–68–80

19. Koveshnikov A., Ehrnrooth M., Wechtler H. The three graces of leadership: Untangling the relative importance and the mediating mechanisms of three leadership styles in Russia. Management and Organization Review. 2020;16(4):791–824. DOI: 10.1017/mor.2020.2

20. Shirokova G., Bogatyreva K., Beliaeva T. Entrepreneurial orientation of Russian firms: The role of external environment. Foresight and STI Governance. 2015;9(3):6–25. DOI: 10.17323/1995–459x.2015.3.6.25

21. Ringle C. M., Wende S., Becker J.-M. SmartPLS 3. Boenningstedt: SmartPLS GmbH. 2015. URL: http://www.smartpls.com (дата обращения: 06.02.2021).


Для цитирования:


Молодчик М.А., Эсаулова И.А., Молодчик А.В. Модель управления знаниями на основе организационно-мотивационных механизмов. Управленческие науки. 2021;11(2):85-98. https://doi.org/10.26794/2404-022X-2021-11-2-85-98

For citation:


Molodchik M.A., Esaulova I.A., Molodchik A.V. Knowledge management model based on organizational and motivational mechanisms. Management Science. 2021;11(2):85-98. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2404-022X-2021-11-2-85-98

Просмотров: 79


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2304-022X (Print)
ISSN 2618-9941 (Online)