Preview

Управленческие науки

Расширенный поиск

Научно-практический образовательный журнал «Управленческие науки», издаваемый Финансовым университетом при Правительстве РФ.

Издается с 2011 г. Периодичность 4 раз в год.

Издание перерегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 15 сентября 2016 г.

Свидетельство о регистрации — ПИ № ФС77–67074.

ISSN 2304-022X (Print)

ISSN 2618-9941 (Online)

Журнал ориентирован на освещение актуальных проблем мировой экономической и управленческой науки и достижений в области экономической, управленческой и предпринимательской практики с учетом отечественного и зарубежного опыта.

В каждом номере журнала публикуются результаты научно-исследовательских работ, выполняемых учеными российских и зарубежных высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений; экспертные оценки и рекомендации ведущих ученых и практиков в области экономики, менеджмента и предпринимательства; информация о научно-практических мероприятиях; рецензии на монографии, учебники, научно-методические пособия по экономическим и управленческим дисциплинам и т.д.

Материалы, опубликованные в журнале, оригинальны, раскрывают актуальные вопросы теории и практики управления; отражают квалифицированные позиции и компетентные мнения ученых, экспертов, практических работников и хозяйственных руководителей; ориентируют читателей на углубленное понимание проблем, которые сегодня широко исследуются наукой и практикой управления.

Журнал входит в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ), в ядро РИНЦ, включен в Перечень периодических научных изданий, рекомендуемых Высшей аттестационной комиссией при Минобрнауки РФ для публикации основных результатов диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по группам специальностей 08.00.05 (экономика и управление народным хозяйством), 08.00.10 (финансы, денежное обращение и кредит).

Все статьи журнала «Управленческие науки» публикуются с указанием цифрового идентификатора объекта (digital object identifier, DOI).

ОСНОВНАЯ ТЕМАТИКА ЖУРНАЛА:

  • Теория и практика управления
  • Стратегический менеджмент
  • Государственное и муниципальное управление
  • Финансовый менеджмент
  • Инновационный менеджмент
  • Управление маркетингом
  • Управление проектами
  • Операционный менеджмент
  • Корпоративное управление
  • Управление изменениями
  • Управление знаниями
  • Управление персоналом
  • Математические методы и модели в управлении
  • Цифровые технологии в управлении
  • История управления и управленческой мысли
  • Международный опыт
  • Конгрессы, конференции, семинары

Журнал принимает научные статьи и обзоры на русском и английском языках от российских и зарубежных авторов. Поступающие в редакцию материалы должны отвечать международным стандартам публикаций в данной области знаний, отличаться научной новизной и оригинальностью, соответствовать требованиям, изложенным в разделе Правила для авторов. Отбор материалов производится на основе внутреннего и/или внешнего двустороннего слепого рецензирования. Главный редактор и редколлегия на основе заключений рецензентов принимают окончательное решение о публикации или отклонении рукописей.

Редакционная коллегия и пул рецензентов журнала объединяют ведущих российских и зарубежных ученых в области экономической и управленческой науки.

Целевая авторская и читательская аудитория журнала включает научных работников, преподавателей, менеджеров, юристов и представителей бизнеса, а также студентов, магистрантов и аспирантов управленческих специальностей.

Печатная версия журнала распространяется по подписке. Подписной индекс в объединенном каталоге «Пресса России» — 44108. Оформление подписки в редакции по тел.: +7(499)943-94-31, email: MMKorigova@fa.ru

Электронная версия журнала находится в открытом доступе на сайте http://managementscience.fa.ru

Учредитель и издатель — Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.

Профиль и показатели журнала в РИНЦ

Текущий выпуск

Том 11, № 3 (2021)
Скачать выпуск PDF

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ 

6-22 282
Аннотация

В статье комплексно увязывается решение проблемы переработки твердых коммунальных отходов (ТКО) с получением энергии, развитие возобновляемой энергетики и снижения выбросов парниковых газов. На основе анализа мировых тенденций в сфере обращения с ТКО установлено, что выработка энергии из отходов, получение на основе переработки неутилизируемых фракций возобновляемой энергии является важным направлением низкоуглеродной экономики и снижения нагрузки на окружающую среду. Выполнена эколого-экономическая оценка основных технологий термической переработки ТКО. Показан вклад реализации инвестиционных проектов по строительству заводов получения энергии из отходов в Московской области, Сочи в реализацию национальных целей России в области обращения с отходами. С учетом имеющегося зарубежного опыта предложены меры финансирования и поддержки инвестиционных проектов энергетической утилизации отходов, включая введение «зеленого» тарифа для объектов переработки ТКО в энергию, применение механизма стимулирования инвестиций на основе договоров о предоставлении мощности (ДПМ), реализацию механизма расширенной ответственности производителей, государственные меры поддержки, привлечение «зеленых» облигаций и использование методов долевого и проектного финансирования, торговлю квотами на выбросы парниковых газов. Практическая значимость проведенного исследования состоит в обосновании возможности и необходимости разработки и реализации инвестиционных проектов энергетической утилизации отходов, получения энергии и снижения выбросов париковых газов.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ 

23-35 79
Аннотация

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) стали неотъемлемой частью нашей жизни. Управление цепочками поставок (SC) сейчас, в период сбоев, вызванных пандемией COVID-19, также переживает цифровую трансформацию, Цель данного исследования — проведение эмпирического дескриптивного анализа роли цифровых технологий в повышении эффективности и восстановлении цепочек поставок как в докризисный период, так и в условиях пандемии. Исследование основано на обработке статистических данных и макроэкономических показателей, которые находятся в свободном доступе. В качестве базовых индикаторов рассматриваются: ВВП как характеристика уровня экономического развития страны до кризиса; индекс эффективности логистики; индекс цифровой жизни. Для сравнительного анализа отобраны страны из разных категорий в контексте выбранных показателей оценки. Результаты, полученные в данной работе, подтвердили, что внедрение ИКТ дает возможность восстановить разрушенные кризисом цепочки поставок и повысить их эффективность, что позволяет бизнесу в условиях пандемии увеличить свои шансы на продолжение функционирования и успешно встроиться в новую восстанавливающуюся постпандемийную экономическую систему. Сделан вывод, что на национальном уровне развитые экономики показывали высокую эффективность своих логистических систем и высокие значения рейтинга цифровой жизни. При этом в странах со средним и ниже среднего уровнями развития экономики влияние ИКТ на работоспособность логистической системы не являлось определяющим. Результаты данного исследования могут использоваться руководителями различного уровня при определении стратегии и тактики развития предприятий, в том числе кризис-менеджмента. Методы и данные исследования могут применяться для дальнейшего изучения влияния ИКТ на восстановление и эффективность глобальных и локальных цепочек поставок, в том числе с учетом обновленных данных, учитывающих влияние пандемии коронавируса на индикаторы, использовавшиеся в данной работе.

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 

36-46 75
Аннотация

В статье рассматриваются методические подходы, применяемые органами внешнего государственного финансового контроля для аудита информации. Цель работы состоит в анализе инструментария «традиционного» аудита, выработанного в рамках теории управления информацией, и формировании предложений по созданию на его основе методики осуществления данной формы государственной проверки. Методологической базой исследования служат общенаучные методы, в том числе сравнительный анализ. Необходимость проведения аудита обоснована ключевым значением информации и информационных массивов для правомерности и эффективности управления публичными ресурсами. В работе анализируются сущность «традиционного» аудита информации и инструменты для его реализации и делается вывод о возможности его использования для государственного аудита с учетом поправок, связанных с особенностями целей данного вида государственного финансового контроля, правового положения контрольно-счетных органов, а также места проверяемых органов и организаций в системе публичного управления.

В работе выделены основные этапы проведения аудита информации, определена специфика его целей и их взаимосвязь с задачами контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Обоснованы основные инструменты для сбора данных и подходы к взаимодействию с проверяемыми органами и организациями и иными стейкхолдерами при его проведении. Актуальность практических результатов данного исследования обусловлена тем, что они могут использоваться при внедрении инструментария аудита информации в деятельность контрольно-счетных органов, а также при разработке методического обеспечения его реализации органами государственного аудита.

47-60 81
Аннотация

Темой исследования является феномен экосистем, создаваемых банками, а также связанные с ним технологические инновации, внедряемые кредитными учреждениями с целью повышения своей эффективности, а также получения новых возможностей для сотрудничества с нефинансовыми организациями. Определение специфики развития экосистемы — одно из стратегически важных управленческих решений, влияющих на бизнес-модель банка. Цель исследования — поиск оптимального баланса между традиционной деятельностью и небанковским сервисом кредитных организаций для укрепления своего положения в условиях проникновения в банковские операции цифровых конкурентов (интернет-банки, финтех- и крупные технологические компании, телекомы). Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные труды зарубежных ученых и экспертов по вопросам повышения эффективности работы банковских организаций. Использованы методы качественного и количественного анализа научных публикаций, аналитических материалов известных консалтинговых компаний, статистических данных. В результате автором установлено, что для защиты банковского бизнеса от цифровых конкурентов и повышения его рыночной капитализации необходима технологическая трансформация с использованием таких подходов к обслуживанию клиентов (розничных и корпоративных), которые отражают их потребности именно в банковской деятельности с интенсивным применением соответствующих компетенций в управлении денежными средствами и рисками и которые смогут побудить клиентов к более широкому использованию возможностей банков и помогут им увеличить вложения в свой основной бизнес, тем самым способствуя его развитию. Автор делает вывод, что при развитии экосистем банкам целесообразно сосредоточиться на сервисах, близких к своей ключевой работе, а также на повышении эффективности собственной деятельности и предоставлении новых услуг. При этом развитие маркетплейсов в рамках банковских экосистем не дает последним преимуществ в конкурентной борьбе на рынке банковских услуг.

61-70 57
Аннотация

Ввиду того, что в современных реалиях постиндустриального информационного общества в стоимости организаций значительно возросла доля нематериальных активов, частью которых является монетизируемая стоимость репутации организации, особенно актуально встал вопрос обеспечения репутационной безопасности, которая преимущественно определяется внешними коммуникациями. Одним из обоснований необходимости применения управления кризис-коммуникациями является также изменившаяся направленность современного бизнеса. Причиной изменения современных понятий об эффективном ведении бизнеса стали новые критерии определения эффективности сферы услуг, которой, по причине ее высокой доходности, присуща острая конкуренция, поднимающая значимость вопросов репутации. В свою очередь абстрактное понятие репутации компании формируется конкретными параметрами, которые имеют значение для целевых аудиторий и выражаются в числовых характеристиках стоимости нематериальных активов. Учитывая же тот факт, что нематериальные активы часто составляют значительную часть стоимости компаний и определяют их финансовые показатели, вопросы управления стоимостью данных активов представляют одну из наиболее ответственных задач современного менеджмента. В статье, в терминологии ведущих российских и зарубежных академистов, дается определение понятий кризиса, кризис-коммуникаций и коммуникационного менеджмента как стратегической составляющей кризисного управления. Таким образом, предметом исследования является управление кризис-коммуникациями; целью — построение модели анализа эффективности управления кризис-коммуникациями, а методом ее достижения — использование математического аппарата, аналогичного аппарату мультидискриминантного (многофакторного) анализа (Multiple-discriminant analysis — MDA) профессора Эдварда Альтмана; научная новизна состоит в применении численных методов анализа эффективности кризис-коммуникаций, а результат в описании модели анализа эффективности управления кризис-коммуникациями. Использование модели анализа эффективности управления кризис-коммуникациями обеспечит организации возможность не утратить достигнутого уровня капитализации при условии эффективной эксплуатации в своей антикризисной деятельности коммуникационной составляющей.

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ 

71-85 139
Аннотация

Добровольные увольнения — проблема, давно существующая и стремительно набирающая обороты в современном мире. С ней сталкивалось практически любое предприятие. В статье рассматривается кейс одной из крупных промышленных компаний России, которую также коснулась повышенная текучесть кадров. В отличие от множества опубликованных на эту тему исследований, работа представляет собой организационное кейс-стади* и основана на смешанной методологии, сочетающей качественные и количественные методы анализа. Помимо этого, ее уникальность заключается в привязке результатов к теории поколений X и Y. Эмпирической базой являются: факторный анализ, основанный на результатах опроса 51 сотрудника из трех отделов организации; серия из 10 интервью работников компании; трехмесячное включенное наблюдение. Авторами сделан вывод о существовании серьезной проблемы в политике управления персоналом на предприятии, а именно — добровольных увольнений, и даны рекомендации по принятию экстренных мер по удержанию сотрудников. Исследование частично подтверждает выводы из других российских работ, посвященных данной тематике, о том, что уровень материального вознаграждения является одной из основных причин, оказывающих влияние на желание сотрудников добровольно покинуть компанию. Другими немаловажными факторами являются удовлетворенность степенью самостоятельности в принятии решения в рамках собственных компетенций, а также возможность карьерных продвижений. Особенностью данной работы являются содержащиеся в ней управленческие рекомендации, которые ориентированы на комплексное решение проблемы текучести кадров конкретной промышленной компании. Они включают особый подход к управлению персоналом, устранение причин, вызывающих желание сотрудников добровольно покинуть свои текущие должностные позиции. Все это может быть использовано другими предприятиями, имеющими схожую проблему с кадрами.

КОНГРЕССЫ, КОНФЕРЕНЦИИ, СЕМИНАРЫ 

86-88 383
Аннотация

20–21 мая 2021 г. в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации прошла XVII Международная научно-практическая конференция «Корпоративная социальная ответственность и этика бизнеса» при поддержке Ассоциации менеджеров России (АМР) и Ассоциации этики бизнеса и КСО (Russian Business Ethics Network).



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.