Preview

Управленческие науки

Расширенный поиск

Научно-практический образовательный журнал «Управленческие науки», издаваемый Финансовым университетом при Правительстве РФ.

Издается с 2011 г. Периодичность 4 раз в год.

Издание перерегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 15 сентября 2016 г.

Свидетельство о регистрации — ПИ № ФС77–67074.

ISSN 2304-022X (Print)

ISSN 2618-9941 (Online)

Журнал ориентирован на освещение актуальных проблем мировой экономической и управленческой науки и достижений в области экономической, управленческой и предпринимательской практики с учетом отечественного и зарубежного опыта.

В каждом номере журнала публикуются результаты научно-исследовательских работ, выполняемых учеными российских и зарубежных высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений; экспертные оценки и рекомендации ведущих ученых и практиков в области экономики, менеджмента и предпринимательства; информация о научно-практических мероприятиях; рецензии на монографии, учебники, научно-методические пособия по экономическим и управленческим дисциплинам и т.д.

Материалы, опубликованные в журнале, оригинальны, раскрывают актуальные вопросы теории и практики управления; отражают квалифицированные позиции и компетентные мнения ученых, экспертов, практических работников и хозяйственных руководителей; ориентируют читателей на углубленное понимание проблем, которые сегодня широко исследуются наукой и практикой управления.

Журнал входит в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ), в ядро РИНЦ, включен в Перечень периодических научных изданий, рекомендуемых Высшей аттестационной комиссией при Минобрнауки РФ для публикации основных результатов диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по группам специальностей 08.00.05 (экономика и управление народным хозяйством), 08.00.10 (финансы, денежное обращение и кредит).

Все статьи журнала «Управленческие науки» публикуются с указанием цифрового идентификатора объекта (digital object identifier, DOI).

ОСНОВНАЯ ТЕМАТИКА ЖУРНАЛА:

  • Теория и практика управления
  • Стратегический менеджмент
  • Государственное и муниципальное управление
  • Финансовый менеджмент
  • Инновационный менеджмент
  • Управление маркетингом
  • Управление проектами
  • Операционный менеджмент
  • Корпоративное управление
  • Управление изменениями
  • Управление знаниями
  • Управление персоналом
  • Математические методы и модели в управлении
  • Цифровые технологии в управлении
  • История управления и управленческой мысли
  • Международный опыт
  • Конгрессы, конференции, семинары

Журнал принимает научные статьи и обзоры на русском и английском языках от российских и зарубежных авторов. Поступающие в редакцию материалы должны отвечать международным стандартам публикаций в данной области знаний, отличаться научной новизной и оригинальностью, соответствовать требованиям, изложенным в разделе Правила для авторов. Отбор материалов производится на основе внутреннего и/или внешнего двустороннего слепого рецензирования. Главный редактор и редколлегия на основе заключений рецензентов принимают окончательное решение о публикации или отклонении рукописей.

Редакционная коллегия и пул рецензентов журнала объединяют ведущих российских и зарубежных ученых в области экономической и управленческой науки.

Целевая авторская и читательская аудитория журнала включает научных работников, преподавателей, менеджеров, юристов и представителей бизнеса, а также студентов, магистрантов и аспирантов управленческих специальностей.

Печатная версия журнала распространяется по подписке. Подписной индекс в объединенном каталоге «Пресса России» — 44108. Оформление подписки в редакции по тел.: +7(499)943-94-31, email: MMKorigova@fa.ru

Электронная версия журнала находится в открытом доступе на сайте http://managementscience.fa.ru

Учредитель и издатель — Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.

Профиль и показатели журнала в РИНЦ

Текущий выпуск

Том 11, № 2 (2021)
Скачать выпуск PDF

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ 

6-23 71
Аннотация

Повышение производительности труда является актуальной задачей российской экономики и менеджмента предприятий. Сегодня в стране накапливается разрыв в производительности между наиболее эффективными и отстающими предприятиями. Актуальной задачей исследования является выявление ключевых факторов, определяющих величины и темпы роста этого показателя в интересах раскрытия перспективных направлений и способов управления его повышением. Статья посвящена анализу финансово-экономических показателей, являющихся факторами устойчивого роста производительности труда на отечественных промышленных предприятиях, лидирующих по этому показателю в период 2017–2019 гг. Методологической базой стали положения теории факторов производства и теории производительности. Метод исследования базируется на теореме статистических гипотез. В качестве объекта исследования рассматривались 94 российских предприятия, являющиеся лидерами по приросту производительности труда в рассматриваемый период. Разработана экономико-статистическая модель факторов роста производительности труда и произведен расчет условных вероятностей гипотез, характеризующих диапазоны прироста этого показателя при наступлении событий, соответствующих приросту величин финансово-экономических показателей. Выделены ключевые факторы и диапазоны их изменения для четырех диапазонов темпа производительности: малого, умеренного, высокого и рекордного. Показано, что определяющими факторами малого темпа являются прирост выручки в диапазоне от –23 до 57%, уменьшение длительности операционного цикла до –7% и прирост оборачиваемости активов до 37%. Факторами рекордного темпа являются темп выручки в диапазоне от 97 до 297%, сокращение периода операционного цикла в диапазоне от –42 до –88% и увеличение коэффициента оборачиваемости активов в диапазоне от 114 до 342%. Прирост фондовооруженности может рассматриваться в качестве фактора, обеспечивающего низкую вероятность умеренного и высокого темпов прироста производительности труда. Предложенный подход позволил выявить существенные факторы увеличения этого показателя на предприятиях-лидерах, не очевидные при использовании регрессионного анализа.

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 

24-35 40
Аннотация

Инновационный характер машиностроительной компании имеет такие показатели, как представленность на рынке инновационной продукции, затраты на разработку/приобретение инноваций, число заявленных патентов в течение года. Помимо этих внешних проявлений инновационности как эмерджентного свойства компании, его существование обуславливает целый спектр внутренних и внешних факторов, необходимость изучения которых обуславливает актуальность настоящей статьи. Целью проведенного исследования является определение наиболее часто встречающихся препятствий, возникающих на пути инновационного развития национальных компаний. Методика исследования заключалась в проведении опроса представителей топ-менеджмента машиностроительных предприятий в разрезе этих препятствий и анализа полученных ответов, что позволило очертить общую проблему управления инновациями в национальной экономике, а также выделить наиболее значимые факторы, в той или иной степени определяющие инновационность компаний. В статье приведена содержательная интерпретация этих факторов и сформулированы гипотезы относительно их количественной измеримости. Практическая апробация сделанных предложений на конкретных хозяйствующих субъектах позволит сформировать исходный массив данных для разработки типовой управленческой модели инновационного развития компании, которая, в свою очередь, может быть положена в основу разработки соответствующего корпоративного стандарта.

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 

36-56 42
Аннотация

Предметом исследования выступили система методов финансового управления компанией, в которой сложилась противоречивая ситуация конфликта целей ее развития, с обязательным возникновением системных кризисов с одной стороны и правила постоянного сохранения низкого риска финансовой дестабилизации — с другой. Актуальность исследования обусловлена существенным отдалением системного анализа в своих категориях от стратегического финансового анализа. Системные дестабилизации активного инвестирования внешне выглядят так же, как и кризис банкротства конца жизненного цикла, что существенно искажает восприятие потенциальных инвесторов отрасли в целом. Научная новизна заключается в обосновании метода, позволяющего перейти от простой идентификации переходных (кризисных) этапов развития нестабильной системы (компании) к обоснованию параметров стратегической программы, в том числе и в рамках антикризисного управления. Цель исследования состоит в адаптации методов системного анализа кризисных состояний к положениям наиболее системно ориентированных методик финансового анализа, применяемых для раскрытия нестабильных состояний «системы-предприятия». Методом исследования был избран системный анализ в различных сферах его проявления: от общефилософского описания нестабильных систем к характеристикам жизненного цикла организации и до модели оценки финансовой устойчивости компании в стратегических целях. Результатом моделирования финансового состояния финансово нестабильных компаний с учетом положений системного анализа стала формулировка новой категории стратегического финансового менеджмента — Стратегическая зона трансформации финансовой устойчивости, выступающая основой долгосрочной программы трансформации финансового состояния. Как вывод можно отметить, что применение метода анализа финансового состояния в стратегических целях («Фрегат»-модели) в единой связке с оценками системного анализа позволяет идентифицировать наиболее опасные с точки зрения сложности идентификации и последствий кризисы кокиридного этапа развития системы, а также проводить отделение инвестиционной (оправданной) дестабилизации от нестабильности как результата неправильных действий менеджмента компании, что также позволяет объективнее оценивать макроэкономические показатели индустрия гостеприимства в целом.

КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 

57-72 67
Аннотация

Предметом исследования являются перспективы и способы применения технологии блокчейн в корпоративном управлении с учетом опыта российских и зарубежных компаний, финансовых организаций и органов государственной власти. Цель статьи — исследование тенденций, выявление областей применения, анализ рисков и преимуществ использования данной технологии в корпоративном управлении. В работе применялись методы обобщения, синтеза, сравнительного анализа подходов к определению роли блокчейна в корпоративном управлении, изучена актуальная научная литература в указанной области, а также проведен сопоставительный анализ целей корпоративного управления и основных свойств технологии. Новизной исследования является то, что автором проанализированы перспективы внедрения блокчейн-технологии в корпоративную практику с учетом распространения пандемии COVID-19. Автор предлагает следовать следующим рекомендациям по вопросу внедрения технологии блокчейн в деятельность организации: включать вопрос о целесообразности интеграции технологии блокчейн в повестку дня совета директоров, разрабатывать и утверждать на данном уровне внутренние документы, регулирующие использование технологии в организации, а также стратегию ее использования с последующей интеграцией в общую бизнес-стратегию, утверждать риск — аппетит компании в отношении использования технологии в рамках общей стратегии рискменеджмента, анализировать эффективность использования технологии и ее влияние на деятельность организации на уровне совета директоров, а также обеспечивать повышение уровня подготовки и компетенций работников по вопросам использования блокчейн. Сделан вывод, что в настоящее время активное использование блокчейн-технологии будет происходить в областях, в которых она может предложить более эффективную альтернативу существующим системам в их текущем состоянии. Полученные выводы и результаты могут быть использованы при дальнейшем развитии российской практики корпоративного управления, а также в аналитической и практической работе органов государственной власти и бизнеса.

УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ 

73-84 97
Аннотация

В статье рассматриваются сущность и особенности дистанционной работы, коммуникационные издержки и проблемы внедрения процедур комплаенса для снижения затрат и рисков. Цель исследования: изучение рисков, связанных с внедрением дистанционного формата работы в российских и зарубежных компаниях в период изоляции, вызванной новой коронавирусной инфекцией COVID-19. На сегодняшний день пандемия COVID-19 продолжает оказывать негативное влияние и создавать критическую ситуацию во всех сферах и отраслях, вызывая дестабилизацию экономики и рынка труда. Одной из первичных рекомендаций Всемирной организации здравоохранения — физическое дистанцирование, ограничение свободы передвижения, закрытие предприятий и организаций, которые не относятся к жизненно важным и др. Исходя из этого, работодатель должен был научиться не просто осуществлять свою деятельность, но и выжить в этих условиях. Именно поэтому многие предприятия полностью или частично перешли на удаленный режим работы в качестве временного или альтернативного способа организации труда. В работе подчеркиваются направления и сложности выбора инструментов построения связей между работниками и руководством, а также проведен анализ системы комплаенса, направленной на урегулирование коммуникационных отношений, управление взаимодействиями и рисками, возникающими в результате нарушения закона, нормативных актов, правил саморегулируемых органов и внутренних документов. Сравнивается понимание комплаенс-контроля, целей, процессов, этапов и эффектов использования механизма регулирования в условиях пандемии. Приводятся ответы респондентов относительно важности комплаенсконтроля, цифровых компетенций для качественного выполнения функций и коммуникаций при удаленной работе. В результате определено, что фриланс в условиях неопределенности является не только мощным стимулом для изменения поведения сотрудников, но и создает дополнительный риск для всех компаний. Различные инструменты цифрового мониторинга ставят задачу отразить баланс между безопасностью и личной свободой в обществе в инфраструктуре.

УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ 

85-98 52
Аннотация

Управление знаниями относится к стратегической задаче современных компаний. Однако в научной и практической литературе наблюдается недостаток исследований механизмов интенсификации знаниевого потенциала организации и его трансформации в конкурентоспособность компании. В статье представлена модель управления знаниями на основе формирования вектора проактивного поведения сотрудника за счет организационно-мотивационных механизмов, включающих гибкую структуру, трансформационное лидерство и культуру знаний. В соответствии с предложенной моделью проактивное поведение сотрудников направлено на интенсификацию знаниевых ресурсов и активное участие в процессах организационного обучения и развития, что в свою очередь определяет успешность инновационной деятельности и финансовые результаты компании. Модель протестирована в 110 российских компаниях, участвовавших в опросе в 2019 г. Эмпирические результаты получены в программе smartPLS с использованием метода структурных уравнений и подтверждают работоспособность разработанной модели управления знаниями. Обнаружение медиативных эффектов позволяет сделать вывод о том, что культура знаний, трансформационное лидерство и гибкая организационная структура являются комплементарными по отношению друг к другу механизмами, и, соответственно, все три механизма должны внедряться и совершенствоваться одновременно для успешной трансформации знаниевого потенциала в конкурентоспособность организации. Практическую значимость имеет также эмпирический факт о том, что трансформационное лидерство оказывает наибольшее влияние на вектор проактивного поведения, инновации и финансовые результаты, что определяет именно этот механизм как ключевой для российских предприятий.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.