Preview

Управленческие науки / Management Sciences

Расширенный поиск

Научно-практический образовательный журнал «Управленческие науки / Management Sciences», издаваемый Финансовым университетом при Правительстве РФ.

Издается с 2011 г. Периодичность 4 раз в год.

Издание перерегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Свидетельство о регистрации — ПИ № ФС77–82266 от 23 ноября 2021 г.

ISSN 2304-022X (Print)

ISSN 2618-9941 (Online)

Журнал ориентирован на освещение актуальных проблем мировой экономической и управленческой науки и достижений в области экономической, управленческой и предпринимательской практики с учетом отечественного и зарубежного опыта. В каждом номере публикуются результаты научно-исследовательских работ, выполняемых учеными российских и зарубежных высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений; экспертные оценки и рекомендации ведущих ученых и практиков в области экономики, менеджмента и предпринимательства; информация о научно-практических мероприятиях; рецензии на монографии, учебники, научно-методические пособия по экономическим и управленческим дисциплинам и т.д.

Материалы, опубликованные в журнале, оригинальны, раскрывают актуальные вопросы теории и практики управления; отражают квалифицированные позиции и компетентные мнения ученых, экспертов, практических работников и хозяйственных руководителей; ориентируют читателей на углубленное понимание проблем, которые сегодня широко исследуются наукой и практикой управления.

Все статьи публикуются с указанием цифрового идентификатора объекта (digital object identifier, DOI).

Журнал включен в первую категорию Перечня рецензируемых научных изданий ВАК (К1) по научным специальностям: 2.3.4. Управление в организационных системах (технические науки), 5.2.3. Региональная и отраслевая экономика, 5.2.4 Финансы, 5.2.6 Менеджмент (экономические науки), 5.2.7. Государственное и муниципальное управление (экономические науки).

Индексируется в базах данных: CrossRef, DOAJ, Ebsco, Dimensions, EconLit, EconBiz, RePec, eLibrary.ru, Russian Index of Science Citation (RINTs), CyberLeninka и др.

Поступающие в редакцию научные статьи и обзоры российских и зарубежных авторов на русском и английском языках должны отвечать международным стандартам публикаций в данной области знаний, отличаться научной новизной и оригинальностью, соответствовать требованиям, изложенным в разделе Правила для авторов.

Отбор материалов производится на основе внутреннего и/или внешнего слепого рецензирования. Главный редактор и редколлегия на основе заключений рецензентов принимают окончательное решение о публикации или отклонении рукописей.

Редакционная коллегия и пул рецензентов журнала объединяют ведущих российских и зарубежных ученых в области экономической и управленческой науки.

Целевая авторская и читательская аудитория издания включает научных работников, преподавателей, менеджеров, юристов и представителей бизнеса, а также студентов, магистрантов и аспирантов управленческих специальностей.

Печатная версия журнала распространяется по подписке. Подписной индекс в объединенном каталоге «Пресса России» — 44108. Оформление подписки в редакции по тел.: (499)553-1071, email: sfmihajlova@fa.ru

Электронная версия журнала находится в открытом доступе на сайте http://managementscience.fa.ru

Учредитель и издатель — Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.

Профиль и показатели журнала в РИНЦ

Текущий выпуск

Том 15, № 2 (2025)
Скачать выпуск PDF

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

6-18 40
Аннотация

Целью исследования стало обоснование факторов, влияющих на взаимодействие органов власти и населения в сфере городского транспорта в рамках реализации «Стратегии развития транспортной системы Москвы и Московской области на период до 2035 года». Для ее достижения потребовалось решить такие задачи, как оценка текущего уровня этого взаимодействия, а также выявление приоритетных инструментов для его осуществления. В статье дана характеристика динамики пассажиропотока городского транспорта Москвы и показана его структура (по видам транспорта); предложена классификация факторов по следующим признакам: финансовые; доступность, комфорт и удобство; цифровизация; скорость передвижения; безопасность на транспорте; социальные и экологические факторы; уровень развития инфраструктуры; организационные и нормативно-правовые факторы. В работе использовались как общенаучные — анализ, синтез, сравнение, так и прикладные методы исследования — опросы населения, статистическая обработка методом корреляционного анализа. На основании проведенных социологических опросов жителей мегаполиса, темой которых стало развитие транспортного сектора, были выявлены приоритетные задачи и направления его развития. Полученные результаты позволяют обосновать сценарии развития транспортного комплекса городской агломерации с учетом мнения населения. Эти данные можно использовать для совершенствования системы мониторинга развития как городского хозяйства, так и муниципального образования.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

19-36 33
Аннотация

В статье рассматривается актуальная проблема совершенствования системы оценки эффективности и результативности государственных служащих (госслужащих) в контексте развития государственного управления и повышения качества государственных услуг. Цель исследования — разработка предложений по модернизации существующей системы оценки госслужащих на основе фундаментального анализа теоретических подходов, отечественной практики и зарубежного опыта. В работе проведен комплексный анализ как основных категорий и подходов, применяемых в данной области, так и существующей нормативно-правовой базы. Исследовано текущее состояние российской системы оценки, выявлены ключевые проблемы: формализм процедур, субъективизм, слабая связь с кадровыми процессами, недостаточная компетентность субъектов оценки, неразвитость информационно-аналитических систем. Изучен передовой зарубежный опыт оценки госслужащих в США, Великобритании, Германии, Франции и Канаде. Предложены основные направления совершенствования — внедрение управления по результатам на основе ключевых показателей эффективности (KPI); развитие компетентностного подхода, цифровизация оценочных процедур, усиление связи результатов оценки с механизмами мотивации. Методология исследования базируется на таких научных методах, как анализ и обобщение. Полученные результаты могут быть использованы при модернизации системы оценки эффективности госслужащих, разработке нормативных актов и методических документов в данной сфере.

37-52 65
Аннотация

В статье рассматривается система, объединяющая два вида планирования: стратегическое (долгосрочные цели) и бюджетное (ресурсное обеспечение). Выявление проблем и предложение решений для их эффективной взаимосвязи на основе анализа эволюции государственного планирования в Российской Федерации в период с 1991 по 2024 гг. и составляют цели настоящего исследования. Методология работы включает системный анализ, оценку нормативных документов и экспертных данных с опорой на концепции программно-целевого управления и цифровой трансформации. Эмпирической базой послужили отчеты Счетной палаты РФ, инструменты PEFA и рекомендации МВФ по цифровизации управления государственными финансами. Результаты исследования показали, что даже после реформ 2004–2021 гг. сохраняются несогласованность стратегических и бюджетных показателей, ведомственная разобщенность, риски внешних шоков, цифровые угрозы, нормативные противоречия и дефицит кадров. Для устранения дисбалансов автором статьи предложено совершенствование подходов к формированию показателей через многоуровневые KPI с машинным обучением и блокчейном; создание межведомственной платформы сценарного моделирования на основе искусственного интеллекта; адаптивное бюджетирование; унификация нормативной базы посредством кодекса государственного планирования. Выводы подчеркивают, что успех модернизации зависит от синхронного развития технологий, институтов и кадров. Однако даже при реализации вышеуказанных мер полное устранение проблем маловероятно из-за инерции системы и внешних рисков. В статье сделан акцент на необходимость комплексного подхода, сочетающего цифровизацию, нормативные изменения и усиление роли данных. Решение поставленной задачи не будет полным без преодоления структурных диспропорций, а также инвестиций в институциональное обучение, особенно в условиях сохраняющейся неопределенности. Результаты исследования адресованы разработчикам государственных программ, цифровым архитекторам публичного сектора и экспертам по институциональным реформам, стремящимся преодолеть рассогласованность между долгосрочными стратегиями и бюджетными реалиями через синтез технологий (ИИ, блокчейн) и адаптивных управленческих практик.

53-67 38
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы применения подходов бережливого мышления в публичном управлении. Актуальность данной проблемы обусловлена потребностью государства в снижении издержек как самого регулирования, так и принятия решений, что концептуализируется в Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации до 2030 г. и на перспективу до 2036 г. Цель исследования заключалась в обосновании перспективности внедрения принципов бережливого регулирования в публичном управлении в России в среднесрочной перспективе. В ходе работы были решены такие задачи, как сопоставление подходов к коллективному регулированию с методологической точки зрения; определение содержания концепции бережливого регулирования и описание эффектов от его внедрения в публичном управлении на примере организаций финансовой сферы. Авторы использовали методологию, основанную на теориях коллективного принятия решений, бережливого управления, общественно-государственного управления и нового публичного управления. Информационную основу составили документы и данные нормативной правовой базы справочных систем и официального сайта Банка России. В ходе работы были обозначены перспективы дальнейшего внедрения предлагаемого подхода. Полученные результаты могут быть использованы как органами государственной власти, так и руководством Банка России в своей непосредственной деятельности, а также исследователями в сфере государственного управления в качестве теоретического базиса для прикладных работ. Применение в практике публичного управления принципов и инструментов бережливого регулирования, предложенных авторами по результатам исследования, позволит повысить эффективность принимаемых управленческих решений с учетом нюансов, присущих отдельным отраслям.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

68-80 20
Аннотация

статье рассматривается понятийный аппарат деловой репутации и анализируются ее ключевые особенности в сфере социального предпринимательства. Особое внимание уделено роли деловой репутации в укреплении связей между субъектами социального предпринимательства и обществом, а также ее значению в привлечении внимания к социальным проблемам. Целью проведенного исследования явилось формирование авторского определения деловой репутации в контексте теории социальных изменений, способствующего реализации новых подходов к ее оценке и управлению. Методами исследования выступили анализ и систематизация научной литературы по вопросам деловой репутации и социального предпринимательства; контент-анализ публикаций, посвященных социальным изменениям, а также визуализация данных для представления эволюции теорий и подходов. Авторами статьи описаны инструменты, позволяющие социальным предпринимателям эффективно использовать репутацию для продвижения своих инициатив и достижения целей. Несмотря на высокий интерес к данной теме, научная литература не предлагает достаточного количества работ, в которых рассматривается эволюция подходов к оценке и управлению деловой репутацией в контексте социального предпринимательства, а также ее роль в социальных изменениях. Результаты исследования могут быть полезны как руководителям организаций, чья деятельность связана с социальной сферой, для повышения осведомленности о важности деловой репутации и ее роли в достижении социальных изменений, так и научным работникам, изучающим вопросы деловой репутации, в качестве материалов для дальнейших профессиональных изысканий.

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

81-86 25
Аннотация

Целью работы стало исследование методов повышения эффективности залоговых операций Федерального казначейства, направленных на управление ликвидностью средств единого казначейского счета (ЕКС). В ходе работы были рассмотрены такие инструменты, как договоры РЕПО, займ ценных бумаг и клиринговые сертификаты участия (КСУ). Особое внимание уделялось нововведениям, в том числе биржевому РЕПО с участием центрального контрагента, а также механизмам минимизации рисков и повышения доходности операций. Автор статьи проанализировал преимущества и недостатки использования КСУ с учетом их гибкости и потенциала с точки зрения расширения залоговой базы. По итогам работы предложены рекомендации по дальнейшему развитию инструментов управления ликвидностью, включая внедрение «условного нуля» и возобновление специализированного имущественного пула КСУ. Результаты исследования могут быть полезны государственным финансовым органам, ответственным за управление бюджетной ликвидностью, участникам финансового рынка, осуществляющим операции с инструментами РЕПО и КСУ, а также всему научному сообществу, исследующему современные подходы к управлению государственными финансами.

87-101 20
Аннотация

Актуальность исследования обусловлена значительными изменениями роли государства в преодолении кризисов, частота возникновения которых с 2008 г. (год мирового финансово-экономического кризиса) увеличилась, особенно в Российской Федерации. Множественность определений термина «государственное финансовое регулирование» в отечественных и иностранных источниках ведет к появлению ряда теоретических противоречий, тормозящих развитие науки в этой области. Целью работы явилось уточнение данного понятия, а также разработка классификации его форм, методов и инструментов. Исследование проводилось с использованием методов анализа и синтеза научных источников, нормативно-правовых актов, а также документов среднесрочного финансового планирования Минфина России. Автором были уточнены понятия «финансы» и «государственное финансовое регулирование», проведены разграничения между финансовым регулированием, бюджетной, налоговой, таможенно-тарифной, денежно-кредитной и экономической политикой и регулированием; разработана классификация инструментов и соответствующих им форм государственного финансового регулирования — прямой и косвенной, предложены методология разграничения последних и их увязка с конкретными направлениями и инструментами государственного финансового регулирования. В статье представлена графическая модель, отражающая различия государственных финансового и экономического регулирований. Результаты работы могут быть использованы как специалистами в данной области для повышения эффективности управления финансовыми потоками, так и исследователями в целях повышения эффективности научной работы.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ

102-115 26
Аннотация

В статье представлены результаты исследования, целью которого явилось выявление существующей и потенциальной роли цифровых платформ в управлении цепями поставок. В ходе работы были рассмотрены имеющиеся теоретические подходы и разработки в этой сфере, проанализированы кейсы успешной цифровизации. Авторами показано, как благодаря переходу цифровых платформ к работе с источниками Big Data меняется их роль в процессе управления. Ранее (на уровне цифровой отчетности) существовал разрыв между операционно-логистическим функциональным менеджментом и экспертно-аналитической работой с обобщенными показателями. Однако новые системы, обеспечивающие как обработку, хранение и анализ данных, так и визуализацию этой информации и результатов ее анализа, позволяют увязывать стратегическое целеполагание, KPI, управление устойчивостью цепей поставок непосредственно с потоками данных о функциональных бизнес-процессах, создавая «цифровой двойник» предприятия. С помощью структурно-функционального анализа и метода case study проанализированы управленческие практики и синтезирован комплексный подход к исследованию взаимосвязи технологических и управленческих инноваций при внедрении цифровых платформ. В качестве результата исследования предложена модель, описывающая роль цифровых платформ в управленческой деятельности разных уровней. Разграничена роль технологических (построение цифровой платформы, адаптированной под нужды организации) и управленческих инноваций (адаптивное развитие системы управления организации на основе данных). Полученные результаты могут быть востребованы как учеными-теоретиками, исследующими проблемы менеджмента в условиях цифровой трансформации, так и практиками, выполняющими прикладные научные и аналитические исследования результатов цифровой трансформации в отрасли экспресс-доставки и схожих с ней.

116-129 29
Аннотация

Статья посвящена изучению вопросов, связанных с формированием единой методической системы управления данными на современном предприятии. Актуальность темы исследования обусловлена изменениями в экономических (и социальных) структурах, связанными как с цифровой трансформацией, так и с ростом значимости информации в целом. Это позволяет выделить данные в качестве важнейшего ресурса современного бизнеса. Компании, не только стремящиеся к достижению бизнес-целей, но и ориентированные на долгое и продуктивное функционирование на рынке, сталкиваются с необходимостью разработки инструментов и формирования этапов работы с данными различного качества и формата. Целью авторов исследования стало изучение основных и в то же время перспективных аспектов методической работы с информацией, а также выявление ключевых характеристик данного процесса. Управление данными (разнообразие которых рассмотрено в статье) на современном предприятии определено как полноценная комплексная система, основой которой является цифровая модель, обеспечивающая поддержание эффективного функционирования бизнеса в условиях внедрения новых технологий. Установлены структурные элементы такой системы и сделаны выводы о взаимосвязи формирования методических подходов к управлению информацией с осуществлением цифровой трансформации компаний. Сбор и изучение требуемых для работы научных материалов осуществлялись с применением таких методов, как анализ, дедукция и аналогия. Полученные результаты могут быть использованы отечественными и зарубежными исследователями для дальнейшего рассмотрения вопросов методического обеспечения управления данными на предприятии, представителями бизнеса — для оптимизации вопросов менеджмента данных, а также студентами и аспирантами для изучения темы управления данными предприятий.

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ

130-145 64
Аннотация

Целями данного исследования является анализ перспективных тенденций развития технологии шестого поколения (6G), определение ключевых вызовов и возможностей эпохи 6G, связанных с изменением бизнес-моделей операторов мобильной связи (операторов), структуры их доходов и требований к инфраструктуре, а также оценка влияния полномасштабного внедрения 6G на трансформацию модели стратегического управления деятельностью операторов. Авторами в ходе работы был применен метод сравнительного анализа приоритетных целей развития технологии 6G и статистических данных о развитии сетей мобильной связи. Эмпирической базой исследования послужили аналитические отчеты и прогнозы ведущих аналитических агентств, а также результаты экспертных интервью с представителями российских и зарубежных операторов и исследовательских организаций, специализирующихся на изучении технологии шестого поколения. Результатами исследования стали выявленные и систематизированные приоритетные цели ее внедрения в условиях развития экономики данных; анализ эволюции услуг, оказываемых операторами мобильной связи при переходе на новые технологии; формирование основных подходов к изменениям в стратегиях операторов. Новизна подхода обусловлена предметом исследования — технологией 6G и постановкой задачи по выявлению взаимосвязи необходимости трансформации системы стратегического управления операторов в связи́ с ее разработкой и последующим внедрением. Авторами статьи также сформулированы основные предложения по формированию трансформационной модели стратегического управления операторами. Практическая значимость данного исследования заключается в предоставлении всем заинтересованным сторонам научно обоснованных рекомендаций и инструментов для успешной адаптации к технологическим и экономическим вызовам и возможностям, связанным с внедрением сетей 6G, в том числе касающихся стратегий развития бизнеса.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ

146-166 22
Аннотация

В статье представлены результаты исследования, связанного с развитием проектной деятельности в креативных индустриях, которая рассматривается как область наставничества в высшей школе. Авторы опирались на то, что креативные индустрии с их интеллектуальной составляющей, характерной для индивидуального, группового или проектного творчества, выступают в роли драйвера современной экономики. В ходе работы были использованы такие научные методы, как анализ, синтез и классифицирование; информационной основой выступили данные Научной электронной библиотеки (НЭБ), сведения по теме исследования, полученные с помощью Google Scholar, а также методические материалы по наставничеству в российском экономическом пространстве (федеральный, региональный уровни). Целью исследования стало раскрытие сущности наставничества высшей школы в области проектной деятельности креативных индустрий и разработка инструментария проектного наставничества для их развития. Результаты работы — такие, как уточнение понятия «проектное наставничество в высшей школе»; обоснование необходимости исследования российской модели наставничества; уточнение его десяти форм; формирование концептуальной схемы проектного наставничества в области креативных индустрий в высшей школе и разработка авторских инициатив в целях его развития, — могут быть использованы для продвижения российской модели наставничества на глобальном рынке. Результаты исследования могут быть полезны для участников проектной деятельности вузов, наставников стартаппроектов, а также специалистов креативных индустрий.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

167-176 26
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы обоснования системы показателей оценки транспортно-логистического потенциала водного транспорта региона. Актуальность данной проблемы обусловлена недостаточной проработкой аргументации и отсутствием полного набора цифровых индикаторов, характеризующих данную сферу экономической деятельности. Целью исследования стала выработка предложений по организации основанного на математическом инструментарии многокомпонентного мониторинга реального положения дел в сфере водного транспортного комплекса с учетом направлений его развития. В качестве методологического аппарата в ходе работы был использован математический анализ. Эмпирической основой послужили научные труды известных ученых-экономистов. Результатом исследования стала разработка трехкомпонентной модели транспортно-логистического потенциала водного транспортного комплекса региона, позволяющей рассчитать итоговый показатель — его интегральную оценку, которая будет полезна для дальнейшего теоретического анализа. Также она может быть использована органами исполнительной власти субъектов РФ для принятия оперативных управленческих решений.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.