Preview

Управленческие науки

Расширенный поиск

Научно-практический образовательный журнал «Управленческие науки», издаваемый Финансовым университетом при Правительстве РФ.

Издается с 2011 г. Периодичность 4 раз в год.

Издание перерегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 15 сентября 2016 г.

Свидетельство о регистрации — ПИ № ФС77–67074.

ISSN 2304-022X (Print)

ISSN 2618-9941 (Online)

Журнал ориентирован на освещение актуальных проблем мировой экономической и управленческой науки и достижений в области экономической, управленческой и предпринимательской практики с учетом отечественного и зарубежного опыта.

В каждом номере журнала публикуются результаты научно-исследовательских работ, выполняемых учеными российских и зарубежных высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений; экспертные оценки и рекомендации ведущих ученых и практиков в области экономики, менеджмента и предпринимательства; информация о научно-практических мероприятиях; рецензии на монографии, учебники, научно-методические пособия по экономическим и управленческим дисциплинам и т.д.

Материалы, опубликованные в журнале, оригинальны, раскрывают актуальные вопросы теории и практики управления; отражают квалифицированные позиции и компетентные мнения ученых, экспертов, практических работников и хозяйственных руководителей; ориентируют читателей на углубленное понимание проблем, которые сегодня широко исследуются наукой и практикой управления.

Журнал входит в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ), в ядро РИНЦ, включен в Перечень периодических научных изданий, рекомендуемых Высшей аттестационной комиссией при Минобрнауки РФ для публикации основных результатов диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по группам специальностей 08.00.05 (экономика и управление народным хозяйством), 08.00.10 (финансы, денежное обращение и кредит).

Все статьи журнала «Управленческие науки» публикуются с указанием цифрового идентификатора объекта (digital object identifier, DOI).

ОСНОВНАЯ ТЕМАТИКА ЖУРНАЛА:

  • Теория и практика управления
  • Стратегический менеджмент
  • Государственное и муниципальное управление
  • Финансовый менеджмент
  • Инновационный менеджмент
  • Управление маркетингом
  • Управление проектами
  • Операционный менеджмент
  • Корпоративное управление
  • Управление изменениями
  • Управление знаниями
  • Управление персоналом
  • Математические методы и модели в управлении
  • Цифровые технологии в управлении
  • История управления и управленческой мысли
  • Международный опыт
  • Конгрессы, конференции, семинары

Журнал принимает научные статьи и обзоры на русском и английском языках от российских и зарубежных авторов. Поступающие в редакцию материалы должны отвечать международным стандартам публикаций в данной области знаний, отличаться научной новизной и оригинальностью, соответствовать требованиям, изложенным в разделе Правила для авторов. Отбор материалов производится на основе внутреннего и/или внешнего двустороннего слепого рецензирования. Главный редактор и редколлегия на основе заключений рецензентов принимают окончательное решение о публикации или отклонении рукописей.

Редакционная коллегия и пул рецензентов журнала объединяют ведущих российских и зарубежных ученых в области экономической и управленческой науки.

Целевая авторская и читательская аудитория журнала включает научных работников, преподавателей, менеджеров, юристов и представителей бизнеса, а также студентов, магистрантов и аспирантов управленческих специальностей.

Печатная версия журнала распространяется по подписке. Подписной индекс в объединенном каталоге «Пресса России» — 44108. Оформление подписки в редакции по тел.: +7 (499) 553 10 71, email: sfmihajlova@fa.ru

Электронная версия журнала находится в открытом доступе на сайте http://managementscience.fa.ru

Учредитель и издатель — Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.

Профиль и показатели журнала в РИНЦ

Текущий выпуск

Том 12, № 2 (2022)
Скачать выпуск PDF | PDF (English)

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ 

6-20 52
Аннотация

Статья посвящена исследованию проблематики локализации производства, получившей особую актуальность в условиях новых вызовов, характеризующихся беспрецедентным усилением санкционного режима в отношении российской экономики и предопределяющих необходимость создания национальных производственных цепочек полного цикла, реконфигурации отраслевых стратегий, трансформации производственных бизнес-моделей в контексте стратегических целей импортозамещения.

Целью исследования является обобщение и оценка международного опыта локализации производства, а также анализ состояния данного процесса в отраслях российского производственного сектора, который с 2014 г. функционирует под действием блокирующих и секторальных санкций коллективного Запада.

В процессе исследования использован комплекс общенаучных методов, в том числе: аналитический, логический, монографический, интерпретация, синтез, а также метод графической визуализации. Методологическая основа исследования включает совокупность классических и неоклассических концепций пространственной организации экономики, теории инновационного роста и кластерного развития. Представлен фрагментарный обзор международного опыта локализации производства.

Проведен анализ механизмов государственной промышленной политики, содействующих решению задач локализации и импортозамещения с учетом стратегических приоритетов России. Систематизированы преимущества локализации в практике заключения специальных инвестиционных контрактов (СПИК). Обозначены ее отраслевые особенности в автопроме, энергетическом машиностроении и авиастроении.

Сделан вывод о необходимости формирования эффективной стратегии локализации, преодоления декларативного характера импортозамещения в ключевых отраслях реального сектора российской экономики с выходом на решение задач обеспечения национальной безопасности и технологической независимости. Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности их использования в области программно-проектного управления и разработке стратегий развития национального и регионального уровней.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ 

21-32 61
Аннотация

Предметом исследования являются российские металлургические компании, которым в условиях трансформации экономики с учетом сложной геополитической ситуации необходимо переходить от стратегии восстановления к стратегии поступательного роста. Последняя с учетом факторов, обеспечивающих успешность российских компаний на рынке металла, должна стать инструментом эффективного управления, а также прогнозирования предпринимательских рисков. В статье приведены риск-доминирующие элементы и макроэкономические показатели для построения эффективной стратегии развития предприятий металлургической отрасли, которая позволит комплексно оценивать ситуацию и принимать рациональные и эффективные управленческие решения для повышения конкурентоспособности компаний, их адаптивности к современным факторам внешней среды, росту экономического потенциала и капитализации. Особенность исследования заключается в выявлении доминирующих факторов предпринимательского риска и совершенствовании путей повышения инвестиционной привлекательности компании.

33-44 40
Аннотация

Использование традиционного SWOT-анализа в условиях динамичной и неопределенной внешней среды не позволяет обоснованно формировать стратегию компании на основе оценок состояния сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Причина в том, что получаемые от экспертов статические оценки текущего состояния внутренних и внешних факторов используются для разработки долгосрочной стратегии, реализация которой требует осуществления организационных изменений. В статье предлагается новый подход к стратегическому анализу, заключающийся в оценивании динамики стратегического соответствия факторов с учетом разброса мнений экспертов (SSMD-анализ). Основу алгоритма расчета итоговых оценок составляет метод определения оптимальной интенсивности стратегических изменений. С использованием методологии SSMD-анализа на основе открытых данных за 2015–2020 гг. проведена экспертиза стратегического соответствия факторов внешней и внутренней среды компании «Аэрофлот» по состоянию на 2020 г. Сделан вывод, что наиболее актуальным в 2020 г. направлением развития компании являлось ускоренное замещение воздушных судов, находящихся в лизинге, на собственные. Предлагаемый метод позволяет оценивать динамический портрет взаимодействия компании с ее внешней средой в условиях информационной неопределенности.

45-54 40
Аннотация

В условиях существующих угроз: отсутствия полноценной возможности путешествий, роста тарифов на авиаперевозки из-за усложнения логистики полетов и увеличения их длительности, валютных рисков —ограничиваются возможности развития выездного и въездного направлений туристской отрасли. Необходимы ее переориентация на развитие и поддержку внутреннего туризма с фрагментарным увеличением въездного потока из нейтральных или дружественных стран, увеличение разнообразных видов путешествий внутри страны, востребованных российскими гражданами, разработка и реализация ряда антикризисных мер для нивелирования возникших для отрасли угроз.

Объектом исследования выступают управленческие решения в сфере туризма в условиях международных санкций.

Цель исследования заключается в анализе возможных мер для ее стабилизации в условиях санкций международного сообщества.

Задачами являются изучение состояние индустрии туризма и гостеприимства; выявление рисков, возникших в отрасли в связи введением санкций; определение основных видов инструментов, нивелирующих внешние угрозы, и рассмотрение возможности применения предложенных антикризисных мер.

В работе использовались общие методы исследования, такие как наблюдение, систематизация и обобщение собранного теоретического и практического материала.

ОПЕРАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 

55-67 59
Аннотация

Проектное управление играет важную роль в современной экономике и государственном управлении. Тенденции в развитии его теории и практики оказывают существенное влияние на результаты деятельности компаний, государственных учреждений, программ социально-экономического развития России.

Предметом исследования выступают гибридные методологии (ГМ) проектного управления, получившие активное развитие в последние 5 лет. Настоящая статья анализирует формы, результаты и варианты ГМ с позиций концепции организационной амбидекстрии (ОА), акцентирующей внимание на повышении устойчивости компаний за счет одновременного развития способностей эффективно реализовывать текущую деятельность и осуществлять поиск новых возможностей.

Цель исследования состоит в выявлении потенциала использования гибридных методологий для достижения положительных результатов, присущих ОА. Работа строится на систематическом обзоре русскоязычной научной литературы, посвященной гибридным методологиям проектного управления и организационной амбидекстрии, а также качественном контентанализе отобранных источников.

На основании полученных результатов авторы приходят к выводам, что гибридные методологии управления проектами можно рассматривать как стремление компаний к достижению организационной амбидекстрии.

68-85 44
Аннотация

Направления повышения результативности хозяйственной работы и операционной эффективности компании в современных условиях постепенно смещаются с преимущественной оценки основной деятельности в сторону комплексного анализа, включающего вспомогательные и несистемные процессы. Подобное смещение базируется на новаторских управленческих подходах, формируемых в рамках индивидуального функционирования отдельных коммерческих организаций, применение которых осложняется нехваткой проверенных и обоснованных способов оптимизации деятельности и повышения операционной эффективности.

Целью исследования является выявление стандартизированных возможностей повышения эффективности функционирования коммерческих предприятий на основе использования вспомогательных для бизнес-процессов резервов. Актуальность темы определяется потребностью в выработке решений, обеспечивающих дополнительные хозяйственные преимущества заинтересованным в этом организациям.

Объектом исследования была выбрана деятельность частных хозяйственных организаций из сферы транспортных услуг, а его предметом стала их ресурсная база как резерв повышения эффективности работы.

В качестве инструментов применялись методы эконометрического и статистического анализа и моделирования, теоретического формулирования направлений перспективного развития.

Результаты проведенного исследования показали значимость повышения операционной эффективности для достижения конечного финансового результата деятельности коммерческой организации. Произведены выработка и анализ оптимизационных решений, направленных на развитие и функционирование компании в рамках ориентации на устойчивое развитие, оценено негативное влияние отдельных аспектов ESG-трансформации на конечный результат деятельности коммерческого предприятия. Экономическим результатом внедрения авторских выводов и рекомендаций в рабочий процесс конкретной организации явилось повышение эффективности ее деятельности, что позволяет рекомендовать применение данных оптимизированных решений различным субъектам экономической системы.

УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ 

86-97 44
Аннотация

Знания сегодня признаны движущей силой экономического роста и производительности.

Цель работы — изучение теории и практики управления знаниями как основы конкурентного преимущества современной организации на примере опыта конкретного учреждения высшего образования — Астраханского государственного университета.

Методологической основой послужил категориальный аппарат системы менеджмента знаний, методы описания, анализа, синтеза, контент-анализ, а также системный подход применительно к описанию опыта конкретного вуза. В рамках исследования проведена систематизация теоретических взглядов на управление явными и неявными знаниями, изучены особенности этого процесса в системе высшего образования, а также определены барьеры, препятствующие свободной передаче знаний в организациях данного типа. Рассмотренные в статье данные могут быть использованы в учреждениях высшего образования России при разработке стратегий в данной области деятельности.

УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ 

98-110 50
Аннотация

Объектом исследования выступают маркетинговые инструменты, применяемые в стратегическом управлении современной организации.

Цель исследования заключается в анализе ключевых направлений их развития, а задачами являются определение основных видов маркетинговых инструментов в стратегическом управлении и рассмотрение возможностей их применения. В работе рассмотрены тренды в области маркетинга для компаний, среди которых основными являются разработка эффективных способов удовлетворения клиентов, формирование их лояльности по отношению к бренду, умение выстраивать четкие конкурентоспособные стратегии; приведена концепция клиентоориентированности и ее роль для торговой организации, а также представлены примеры из зарубежной практики и ведущих мировых разработок в области искусственного интеллекта. Статья направлена также на то, чтобы внести свой вклад в определение Концепции устойчивого развития и ее реализацию. Данная концепция широко используется многими современными компаниями и занимает центральное место в программах государственных и неправительственных организаций, а также предприятий по всему миру. Но в научной литературе в области маркетинга и устойчивого развития до сих пор отсутствует подробное и полное ее объяснение.

Автором использовались такие методы исследования, как наблюдение, систематизация и обобщение собранного теоретического материала, в том числе зарубежной практики и ведущих мировых разработок в данной области.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.