
Научно-практический образовательный журнал «Управленческие науки / Management Sciences», издаваемый Финансовым университетом при Правительстве РФ.
Издается с 2011 г. Периодичность 4 раз в год.
Издание перерегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации — ПИ № ФС77–82266 от 23 ноября 2021 г.
ISSN 2304-022X (Print)
ISSN 2618-9941 (Online)
Журнал ориентирован на освещение актуальных проблем мировой экономической и управленческой науки и достижений в области экономической, управленческой и предпринимательской практики с учетом отечественного и зарубежного опыта. В каждом номере публикуются результаты научно-исследовательских работ, выполняемых учеными российских и зарубежных высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений; экспертные оценки и рекомендации ведущих ученых и практиков в области экономики, менеджмента и предпринимательства; информация о научно-практических мероприятиях; рецензии на монографии, учебники, научно-методические пособия по экономическим и управленческим дисциплинам и т.д.
Материалы, опубликованные в журнале, оригинальны, раскрывают актуальные вопросы теории и практики управления; отражают квалифицированные позиции и компетентные мнения ученых, экспертов, практических работников и хозяйственных руководителей; ориентируют читателей на углубленное понимание проблем, которые сегодня широко исследуются наукой и практикой управления.
Все статьи публикуются с указанием цифрового идентификатора объекта (digital object identifier, DOI).
Журнал включен в первую категорию Перечня рецензируемых научных изданий ВАК (К1) по научным специальностям: 2.3.4. Управление в организационных системах (технические науки), 5.2.3. Региональная и отраслевая экономика, 5.2.4 Финансы, 5.2.6 Менеджмент (экономические науки), 5.2.7. Государственное и муниципальное управление (экономические науки).
Индексируется в базах данных: CrossRef, DOAJ, Ebsco, Dimensions, EconLit, EconBiz, RePec, eLibrary.ru, Russian Index of Science Citation (RINTs), CyberLeninka и др.
Поступающие в редакцию научные статьи и обзоры российских и зарубежных авторов на русском и английском языках должны отвечать международным стандартам публикаций в данной области знаний, отличаться научной новизной и оригинальностью, соответствовать требованиям, изложенным в разделе Правила для авторов.
Отбор материалов производится на основе внутреннего и/или внешнего слепого рецензирования. Главный редактор и редколлегия на основе заключений рецензентов принимают окончательное решение о публикации или отклонении рукописей.
Редакционная коллегия и пул рецензентов журнала объединяют ведущих российских и зарубежных ученых в области экономической и управленческой науки.
Целевая авторская и читательская аудитория издания включает научных работников, преподавателей, менеджеров, юристов и представителей бизнеса, а также студентов, магистрантов и аспирантов управленческих специальностей.
Печатная версия журнала распространяется по подписке. Подписной индекс в объединенном каталоге «Пресса России» — 44108. Оформление подписки в редакции по тел.: (499)553-1071, email: sfmihajlova@fa.ru
Электронная версия журнала находится в открытом доступе на сайте http://managementscience.fa.ru
Учредитель и издатель — Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.
Текущий выпуск
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ
Целью исследования стало обоснование факторов, влияющих на взаимодействие органов власти и населения в сфере городского транспорта в рамках реализации «Стратегии развития транспортной системы Москвы и Московской области на период до 2035 года». Для ее достижения потребовалось решить такие задачи, как оценка текущего уровня этого взаимодействия, а также выявление приоритетных инструментов для его осуществления. В статье дана характеристика динамики пассажиропотока городского транспорта Москвы и показана его структура (по видам транспорта); предложена классификация факторов по следующим признакам: финансовые; доступность, комфорт и удобство; цифровизация; скорость передвижения; безопасность на транспорте; социальные и экологические факторы; уровень развития инфраструктуры; организационные и нормативно-правовые факторы. В работе использовались как общенаучные — анализ, синтез, сравнение, так и прикладные методы исследования — опросы населения, статистическая обработка методом корреляционного анализа. На основании проведенных социологических опросов жителей мегаполиса, темой которых стало развитие транспортного сектора, были выявлены приоритетные задачи и направления его развития. Полученные результаты позволяют обосновать сценарии развития транспортного комплекса городской агломерации с учетом мнения населения. Эти данные можно использовать для совершенствования системы мониторинга развития как городского хозяйства, так и муниципального образования.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
В статье рассматривается актуальная проблема совершенствования системы оценки эффективности и результативности государственных служащих (госслужащих) в контексте развития государственного управления и повышения качества государственных услуг. Цель исследования — разработка предложений по модернизации существующей системы оценки госслужащих на основе фундаментального анализа теоретических подходов, отечественной практики и зарубежного опыта. В работе проведен комплексный анализ как основных категорий и подходов, применяемых в данной области, так и существующей нормативно-правовой базы. Исследовано текущее состояние российской системы оценки, выявлены ключевые проблемы: формализм процедур, субъективизм, слабая связь с кадровыми процессами, недостаточная компетентность субъектов оценки, неразвитость информационно-аналитических систем. Изучен передовой зарубежный опыт оценки госслужащих в США, Великобритании, Германии, Франции и Канаде. Предложены основные направления совершенствования — внедрение управления по результатам на основе ключевых показателей эффективности (KPI); развитие компетентностного подхода, цифровизация оценочных процедур, усиление связи результатов оценки с механизмами мотивации. Методология исследования базируется на таких научных методах, как анализ и обобщение. Полученные результаты могут быть использованы при модернизации системы оценки эффективности госслужащих, разработке нормативных актов и методических документов в данной сфере.
В статье рассматривается система, объединяющая два вида планирования: стратегическое (долгосрочные цели) и бюджетное (ресурсное обеспечение). Выявление проблем и предложение решений для их эффективной взаимосвязи на основе анализа эволюции государственного планирования в Российской Федерации в период с 1991 по 2024 гг. и составляют цели настоящего исследования. Методология работы включает системный анализ, оценку нормативных документов и экспертных данных с опорой на концепции программно-целевого управления и цифровой трансформации. Эмпирической базой послужили отчеты Счетной палаты РФ, инструменты PEFA и рекомендации МВФ по цифровизации управления государственными финансами. Результаты исследования показали, что даже после реформ 2004–2021 гг. сохраняются несогласованность стратегических и бюджетных показателей, ведомственная разобщенность, риски внешних шоков, цифровые угрозы, нормативные противоречия и дефицит кадров. Для устранения дисбалансов автором статьи предложено совершенствование подходов к формированию показателей через многоуровневые KPI с машинным обучением и блокчейном; создание межведомственной платформы сценарного моделирования на основе искусственного интеллекта; адаптивное бюджетирование; унификация нормативной базы посредством кодекса государственного планирования. Выводы подчеркивают, что успех модернизации зависит от синхронного развития технологий, институтов и кадров. Однако даже при реализации вышеуказанных мер полное устранение проблем маловероятно из-за инерции системы и внешних рисков. В статье сделан акцент на необходимость комплексного подхода, сочетающего цифровизацию, нормативные изменения и усиление роли данных. Решение поставленной задачи не будет полным без преодоления структурных диспропорций, а также инвестиций в институциональное обучение, особенно в условиях сохраняющейся неопределенности. Результаты исследования адресованы разработчикам государственных программ, цифровым архитекторам публичного сектора и экспертам по институциональным реформам, стремящимся преодолеть рассогласованность между долгосрочными стратегиями и бюджетными реалиями через синтез технологий (ИИ, блокчейн) и адаптивных управленческих практик.
В статье рассматриваются вопросы применения подходов бережливого мышления в публичном управлении. Актуальность данной проблемы обусловлена потребностью государства в снижении издержек как самого регулирования, так и принятия решений, что концептуализируется в Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации до 2030 г. и на перспективу до 2036 г. Цель исследования заключалась в обосновании перспективности внедрения принципов бережливого регулирования в публичном управлении в России в среднесрочной перспективе. В ходе работы были решены такие задачи, как сопоставление подходов к коллективному регулированию с методологической точки зрения; определение содержания концепции бережливого регулирования и описание эффектов от его внедрения в публичном управлении на примере организаций финансовой сферы. Авторы использовали методологию, основанную на теориях коллективного принятия решений, бережливого управления, общественно-государственного управления и нового публичного управления. Информационную основу составили документы и данные нормативной правовой базы справочных систем и официального сайта Банка России. В ходе работы были обозначены перспективы дальнейшего внедрения предлагаемого подхода. Полученные результаты могут быть использованы как органами государственной власти, так и руководством Банка России в своей непосредственной деятельности, а также исследователями в сфере государственного управления в качестве теоретического базиса для прикладных работ. Применение в практике публичного управления принципов и инструментов бережливого регулирования, предложенных авторами по результатам исследования, позволит повысить эффективность принимаемых управленческих решений с учетом нюансов, присущих отдельным отраслям.
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
статье рассматривается понятийный аппарат деловой репутации и анализируются ее ключевые особенности в сфере социального предпринимательства. Особое внимание уделено роли деловой репутации в укреплении связей между субъектами социального предпринимательства и обществом, а также ее значению в привлечении внимания к социальным проблемам. Целью проведенного исследования явилось формирование авторского определения деловой репутации в контексте теории социальных изменений, способствующего реализации новых подходов к ее оценке и управлению. Методами исследования выступили анализ и систематизация научной литературы по вопросам деловой репутации и социального предпринимательства; контент-анализ публикаций, посвященных социальным изменениям, а также визуализация данных для представления эволюции теорий и подходов. Авторами статьи описаны инструменты, позволяющие социальным предпринимателям эффективно использовать репутацию для продвижения своих инициатив и достижения целей. Несмотря на высокий интерес к данной теме, научная литература не предлагает достаточного количества работ, в которых рассматривается эволюция подходов к оценке и управлению деловой репутацией в контексте социального предпринимательства, а также ее роль в социальных изменениях. Результаты исследования могут быть полезны как руководителям организаций, чья деятельность связана с социальной сферой, для повышения осведомленности о важности деловой репутации и ее роли в достижении социальных изменений, так и научным работникам, изучающим вопросы деловой репутации, в качестве материалов для дальнейших профессиональных изысканий.
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Целью работы стало исследование методов повышения эффективности залоговых операций Федерального казначейства, направленных на управление ликвидностью средств единого казначейского счета (ЕКС). В ходе работы были рассмотрены такие инструменты, как договоры РЕПО, займ ценных бумаг и клиринговые сертификаты участия (КСУ). Особое внимание уделялось нововведениям, в том числе биржевому РЕПО с участием центрального контрагента, а также механизмам минимизации рисков и повышения доходности операций. Автор статьи проанализировал преимущества и недостатки использования КСУ с учетом их гибкости и потенциала с точки зрения расширения залоговой базы. По итогам работы предложены рекомендации по дальнейшему развитию инструментов управления ликвидностью, включая внедрение «условного нуля» и возобновление специализированного имущественного пула КСУ. Результаты исследования могут быть полезны государственным финансовым органам, ответственным за управление бюджетной ликвидностью, участникам финансового рынка, осуществляющим операции с инструментами РЕПО и КСУ, а также всему научному сообществу, исследующему современные подходы к управлению государственными финансами.
Актуальность исследования обусловлена значительными изменениями роли государства в преодолении кризисов, частота возникновения которых с 2008 г. (год мирового финансово-экономического кризиса) увеличилась, особенно в Российской Федерации. Множественность определений термина «государственное финансовое регулирование» в отечественных и иностранных источниках ведет к появлению ряда теоретических противоречий, тормозящих развитие науки в этой области. Целью работы явилось уточнение данного понятия, а также разработка классификации его форм, методов и инструментов. Исследование проводилось с использованием методов анализа и синтеза научных источников, нормативно-правовых актов, а также документов среднесрочного финансового планирования Минфина России. Автором были уточнены понятия «финансы» и «государственное финансовое регулирование», проведены разграничения между финансовым регулированием, бюджетной, налоговой, таможенно-тарифной, денежно-кредитной и экономической политикой и регулированием; разработана классификация инструментов и соответствующих им форм государственного финансового регулирования — прямой и косвенной, предложены методология разграничения последних и их увязка с конкретными направлениями и инструментами государственного финансового регулирования. В статье представлена графическая модель, отражающая различия государственных финансового и экономического регулирований. Результаты работы могут быть использованы как специалистами в данной области для повышения эффективности управления финансовыми потоками, так и исследователями в целях повышения эффективности научной работы.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ
В статье представлены результаты исследования, целью которого явилось выявление существующей и потенциальной роли цифровых платформ в управлении цепями поставок. В ходе работы были рассмотрены имеющиеся теоретические подходы и разработки в этой сфере, проанализированы кейсы успешной цифровизации. Авторами показано, как благодаря переходу цифровых платформ к работе с источниками Big Data меняется их роль в процессе управления. Ранее (на уровне цифровой отчетности) существовал разрыв между операционно-логистическим функциональным менеджментом и экспертно-аналитической работой с обобщенными показателями. Однако новые системы, обеспечивающие как обработку, хранение и анализ данных, так и визуализацию этой информации и результатов ее анализа, позволяют увязывать стратегическое целеполагание, KPI, управление устойчивостью цепей поставок непосредственно с потоками данных о функциональных бизнес-процессах, создавая «цифровой двойник» предприятия. С помощью структурно-функционального анализа и метода case study проанализированы управленческие практики и синтезирован комплексный подход к исследованию взаимосвязи технологических и управленческих инноваций при внедрении цифровых платформ. В качестве результата исследования предложена модель, описывающая роль цифровых платформ в управленческой деятельности разных уровней. Разграничена роль технологических (построение цифровой платформы, адаптированной под нужды организации) и управленческих инноваций (адаптивное развитие системы управления организации на основе данных). Полученные результаты могут быть востребованы как учеными-теоретиками, исследующими проблемы менеджмента в условиях цифровой трансформации, так и практиками, выполняющими прикладные научные и аналитические исследования результатов цифровой трансформации в отрасли экспресс-доставки и схожих с ней.
Статья посвящена изучению вопросов, связанных с формированием единой методической системы управления данными на современном предприятии. Актуальность темы исследования обусловлена изменениями в экономических (и социальных) структурах, связанными как с цифровой трансформацией, так и с ростом значимости информации в целом. Это позволяет выделить данные в качестве важнейшего ресурса современного бизнеса. Компании, не только стремящиеся к достижению бизнес-целей, но и ориентированные на долгое и продуктивное функционирование на рынке, сталкиваются с необходимостью разработки инструментов и формирования этапов работы с данными различного качества и формата. Целью авторов исследования стало изучение основных и в то же время перспективных аспектов методической работы с информацией, а также выявление ключевых характеристик данного процесса. Управление данными (разнообразие которых рассмотрено в статье) на современном предприятии определено как полноценная комплексная система, основой которой является цифровая модель, обеспечивающая поддержание эффективного функционирования бизнеса в условиях внедрения новых технологий. Установлены структурные элементы такой системы и сделаны выводы о взаимосвязи формирования методических подходов к управлению информацией с осуществлением цифровой трансформации компаний. Сбор и изучение требуемых для работы научных материалов осуществлялись с применением таких методов, как анализ, дедукция и аналогия. Полученные результаты могут быть использованы отечественными и зарубежными исследователями для дальнейшего рассмотрения вопросов методического обеспечения управления данными на предприятии, представителями бизнеса — для оптимизации вопросов менеджмента данных, а также студентами и аспирантами для изучения темы управления данными предприятий.
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ
Целями данного исследования является анализ перспективных тенденций развития технологии шестого поколения (6G), определение ключевых вызовов и возможностей эпохи 6G, связанных с изменением бизнес-моделей операторов мобильной связи (операторов), структуры их доходов и требований к инфраструктуре, а также оценка влияния полномасштабного внедрения 6G на трансформацию модели стратегического управления деятельностью операторов. Авторами в ходе работы был применен метод сравнительного анализа приоритетных целей развития технологии 6G и статистических данных о развитии сетей мобильной связи. Эмпирической базой исследования послужили аналитические отчеты и прогнозы ведущих аналитических агентств, а также результаты экспертных интервью с представителями российских и зарубежных операторов и исследовательских организаций, специализирующихся на изучении технологии шестого поколения. Результатами исследования стали выявленные и систематизированные приоритетные цели ее внедрения в условиях развития экономики данных; анализ эволюции услуг, оказываемых операторами мобильной связи при переходе на новые технологии; формирование основных подходов к изменениям в стратегиях операторов. Новизна подхода обусловлена предметом исследования — технологией 6G и постановкой задачи по выявлению взаимосвязи необходимости трансформации системы стратегического управления операторов в связи́ с ее разработкой и последующим внедрением. Авторами статьи также сформулированы основные предложения по формированию трансформационной модели стратегического управления операторами. Практическая значимость данного исследования заключается в предоставлении всем заинтересованным сторонам научно обоснованных рекомендаций и инструментов для успешной адаптации к технологическим и экономическим вызовам и возможностям, связанным с внедрением сетей 6G, в том числе касающихся стратегий развития бизнеса.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ
В статье представлены результаты исследования, связанного с развитием проектной деятельности в креативных индустриях, которая рассматривается как область наставничества в высшей школе. Авторы опирались на то, что креативные индустрии с их интеллектуальной составляющей, характерной для индивидуального, группового или проектного творчества, выступают в роли драйвера современной экономики. В ходе работы были использованы такие научные методы, как анализ, синтез и классифицирование; информационной основой выступили данные Научной электронной библиотеки (НЭБ), сведения по теме исследования, полученные с помощью Google Scholar, а также методические материалы по наставничеству в российском экономическом пространстве (федеральный, региональный уровни). Целью исследования стало раскрытие сущности наставничества высшей школы в области проектной деятельности креативных индустрий и разработка инструментария проектного наставничества для их развития. Результаты работы — такие, как уточнение понятия «проектное наставничество в высшей школе»; обоснование необходимости исследования российской модели наставничества; уточнение его десяти форм; формирование концептуальной схемы проектного наставничества в области креативных индустрий в высшей школе и разработка авторских инициатив в целях его развития, — могут быть использованы для продвижения российской модели наставничества на глобальном рынке. Результаты исследования могут быть полезны для участников проектной деятельности вузов, наставников стартаппроектов, а также специалистов креативных индустрий.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
В статье рассматриваются вопросы обоснования системы показателей оценки транспортно-логистического потенциала водного транспорта региона. Актуальность данной проблемы обусловлена недостаточной проработкой аргументации и отсутствием полного набора цифровых индикаторов, характеризующих данную сферу экономической деятельности. Целью исследования стала выработка предложений по организации основанного на математическом инструментарии многокомпонентного мониторинга реального положения дел в сфере водного транспортного комплекса с учетом направлений его развития. В качестве методологического аппарата в ходе работы был использован математический анализ. Эмпирической основой послужили научные труды известных ученых-экономистов. Результатом исследования стала разработка трехкомпонентной модели транспортно-логистического потенциала водного транспортного комплекса региона, позволяющей рассчитать итоговый показатель — его интегральную оценку, которая будет полезна для дальнейшего теоретического анализа. Также она может быть использована органами исполнительной власти субъектов РФ для принятия оперативных управленческих решений.
ISSN 2618-9941 (Online)