Цифровая трансформация: платформенные экосистемы как инструмент управления высокотехнологичным бизнесом
https://doi.org/10.26794/2404-022X-2021-11-4-25-39
Аннотация
В рамках цифровой трансформации высокотехнологичный бизнес все чаще использует платформенные экосистемы в качестве искомой модели управления и вытесняет традиционные корпорации с лидерских позиций, что предопределило научный интерес к осмыслению этой закономерности современного развития. Цель работы — исследование особенностей управления платформенными экосистемами, определяющих их конкурентный потенциал. Методическим инструментарием исследования стал бенчмаркинг — сравнительный анализ успешных организационно-управленческих практик взаимодействия высокотехнологичных корпораций (сформировавших вокруг себя экосистемы) со своими партнерами и клиентами. Анализ деятельности платформенных экосистем позволил выделить управленческие характеристики, отличающие эту модель управления от традиционных подходов. В работе, в частности, отмечены такие определяющие ее черты, как характер межфирменной координации, модульность операций, многосторонность отношений. Научным результатом исследования стало выделение трех групп управленческих решений, позволяющих платформенным экосистемам реализовать ускоренное инновационное развитие и обеспечивающих им конкурентные преимущества по сравнению с традиционными бизнес-моделями, а именно: формирование индивидуально ориентированного ценностного предложения, что отражает характер отношений с клиентами; создание инновационно ориентированной организационной структуры и корпоративной культуры; управленческие взаимоотношения, направленные на творчество, а не на соблюдение норм, что обеспечивает лидерство в системе. Верификация результатов исследования проведена путем сопоставления организационных решений, используемых компаниями, придерживающимися различных моделей управления. Сделан вывод, что применение обозначенных управленческих технологий позволяет успешно адаптировать высокотехнологичный бизнес к требованиям цифровой экономики.
Ключевые слова
Об авторе
Д. А. ЖдановРоссия
Дмитрий Алексеевич Жданов — доктор экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник
Москва
Список литературы
1. Johnson M. W., Christensen C. M., Kagermann H. Reinventing your business model. Harvard Business Review. 2008;87(12):50–62.
2. Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей: настольная книга стратега и новатора. Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер; Сколково: Московская школа упр.; 2013. 287 с.
3. Kapoor R. Ecosystems: Broadening the locus of value creation. Journal of Organization Design. 2018;7(1):12–25. DOI: 10.1186/s41469–018–0035–4
4. Марамыгин М. С., Чернова Г. В., Решетникова Л. Г. Цифровая трансформация российского рынка финансовых услуг: тенденции и особенности. Управленец. 2019;10(3):70–82. DOI: 10.29141/2218–5003–2019–10–3–7
5. Kleiner G. B., Karpinskaya V.A. Transition of firms from the traditional to ecosystem form of business: The factor of transaction costs. In: Inshakova A., Inshakova E., eds. Competitive Russia: Foresight model of economic and legal development in the digital age (CRFMELD 2019). Cham: Springer-Verlag; 2020:3–14. (Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 110). DOI: 10.1007/978–3–030–45913–0_1
6. Майлс Й. Сервисные инновации в XXI веке. Форсайт. 2011;5(2):4–15.
7. Клейнер Г. Б., Рыбачук М. А., Карпинская В. А. Развитие экосистем в финансовом секторе России. Управленец. 2020;11(4):2–15. DOI: 10.29141/2218–5003–2020–11–4–1
8. Шерешева М. Ю., ред. Методология исследования сетевых форм организации бизнеса. М.: Изд. дом ВШЭ; 2014, 446 с.
9. Свириденко Д. Принять вызов цифровой экономики. Эксперт. 2017;(48–49). URL: https://expert.ru/siberia/2017/48/prinyat-vyizov-tsifrovoj-ekonomiki/ (дата обращения: 10.02.2021).
10. Халин В. Г., Чернова Г. В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски. Управленческое консультирование. 2018;(10):46–63. DOI:10.22394/1726–1139–2018–10–46–63
11. Моазед А., Джонсон Н. Платформа. Практическое применение революционной бизнес-модели. Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер; 2019. 370 с.
12. Pidun U., Reeves M., Schüssler M. Do you need a business ecosystem? BCG Henderson Institute. Sept. 27, 2019. URL: https://www.bcg.com/ru-ru/publications/2019/do-you-need-business-ecosystem (дата обращения: 10.02.2021).
13. Клейнер Г. Б. Социально-экономические экосистемы в свете системной парадигмы. Системный анализ в экономике: сб. тр. V Междунар. науч.-практ. конф.-биеннале. М.: Прометей; 2018:5–14. DOI: 10.33278/SAE-2018.rus.005–014
14. Jacobides M. G., Cennamo C., Gawer A. Towards a theory of ecosystems. Strategic Management Journal. 2018;39(8):2255–2276. DOI: 10.1002/smj.2904
15. Раменская Л.А. Применение концепции экосистем в экономико-управленческих исследованиях. Управленец. 2020;11(4):16–28. DOI: 10.29141/2218–5003–2020–11–4–2
16. Roundy P. T., Bradshaw M., Brockman B. K. The emergence of entrepreneurial ecosystems: A complex adaptive systems approach. Journal of Business Research. 2018;86:1–10. DOI: 10.1016/j.jbusres.2018.01.032
17. Thomas L.D.W., Autio E. Innovation ecosystems. SSRN Electronic Journal. 2019. DOI: 10.2139/ssrn.3476925
18. Бурда Е. Д., Волкова И. О., Гаврикова Е. В. Содержательный анализ концепций «экосистема инноваций» «бизнес экосистема» и «предпринимательская экосистема». Российский журнал менеджмента. 2020;18(1):73–102. DOI: 10.21638/spbu18.2020.104
19. Hein A., Schreieck M., Riasanow T., Setzke D. S., Wiesche M., Böhm M., Krcmar H. Digital platform ecosystems. Electronic Markets. 2020;30:87–97. URL: https://link.springer.com/content/pdf/10.1007/s12525–019–00377–4.pdf
20. Кравченко Н. А., Маркова В. Д., ред. Вызовы цифровой трансформации и бизнес высоких технологий. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН; 2019. 352 с.
21. Тис Д. Дж., Пизано Г., Шуен Э. Динамические способности фирмы и стратегическое управление. Пер. с англ. Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2003;(4):133–185.
22. Williamson P. J., De Meyer A. Ecosystem advantage: How to successfully harness the power of partners. California Management Review. 2012;55(1):24–46. DOI: 10.1525/cmr.2012.55.1.24
23. Teece D. J. Business ecosystems. In: Augier M., Teece D. J., eds. The Palgrave encyclopedia of strategic management. London: Palgrave Macmillan; 2016:1–4. DOI: 10.1057/978–1–349–94848–2_724–1
24. Ketonen-Oksi S., Valkokari K. Innovation ecosystems as structures for value co-creation. Technology Innovation Management Review. 2019;9(2):25–35. DOI: 10.22215/timreview/1216
25. Gawer A., Cusumano M.A. Industry platforms and ecosystem innovation. Journal of Product Innovation Management. 2014;31(3):417–433. DOI: 10.1111/jpim.12105
26. Wareham J., Fox P. B., Giner J. L. Technology ecosystem governance. Organization Science. 2014;25(4):1195–1215. DOI: 10.1287/orsc.2014.0895
27. Cennamo C., Santaló J. Platform competition: Strategic trade-offs in platform markets. Strategic Management Journal. 2013;34(11):1331–1350. DOI: 10.1002/smj.2066
28. Sharing or paring? Growth of the sharing economy. Budapest: PwC; 2015. 32 p. URL: https://www.pwc.com/hu/en/kiadvanyok/assets/pdf/sharing-economy-en.pdf (дата обращения: 10.02.2021).
29. Fenwick M., Vermeulen E. P. The end of the corporation: Transformation in corporate governance. In: Kuznetsov M., Nikishova M., eds. Challenges and opportunities of corporate governance transformation in the digital era. Hershey, PA: IGI Global; 2019:1–17.
30. Жданов Д.А. Доверие как основа партнерского взаимодействия малых предприятий и банков. Финансы: теория и практика. 2021;25(2):96–113. DOI: 10.26794/2587–5671–2021–25–2–96–113
31. Helfat C.E., Raubitschek R.S. Dynamic and integrative capabilities for profting from innovation in digital platform-based ecosystems. Research Policy. 2018;47(8):13911399. DOI: 10.1016/j.respol.2018.01.019
32. Teece D.J. Profting from innovation in the digital economy: Enabling technologies, standards, and licensing models in the wireless world. Research Policy. 2018;47(8):1367–1387. DOI: 10.1016/j.respol.2017.01.015
Рецензия
Для цитирования:
Жданов .А. Цифровая трансформация: платформенные экосистемы как инструмент управления высокотехнологичным бизнесом. Управленческие науки. 2021;11(4):25-39. https://doi.org/10.26794/2404-022X-2021-11-4-25-39
For citation:
Zhdanov D.A. Digital transformation: Platform ecosystems as a tool for High-tech Business management. Management Sciences. 2021;11(4):25-39. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2404-022X-2021-11-4-25-39