Preview

Управленческие науки

Расширенный поиск

Эмоциональный интеллект как фактор развития интеллектуального капитала организации

https://doi.org/10.26794/2404-022X-2020-13-2-26-35

Полный текст:

Аннотация

Интеллектуальный капитал организации выступает не только в качестве важного ресурса, но и является фактором успеха, активом, который создает дополнительную стоимость и повышает капитализацию компании. Требуется более детальное изучение компонентов интеллектуального капитала, включающих человеческую, структурные и реляционные составляющие с целью идентификации факторов, влияющих на его развитие. В исследовании интеллектуальный капитал организации рассматривается посредством ресурсоориентированного подхода, что позволяет определить его как особый ресурс, непосредственно влияющий на приобретение компанией конкурентных преимуществ. Знаниевая теория фирмы трактует интеллектуальный капитал организации как синергию знаниевых и управленческих ресурсов, носителями которых являются сотрудники компании, что способствует формированию в ней стратегических инноваций. Цель исследования — выявление фактора развития интеллектуального капитала организации с точки зрения социальной психологии. Автор, основываясь на общих принципах развития человеческого капитала (творческая удовлетворенность, самореализация, продуктивная коммуникация, взаимосотрудничество), осуществляет анализ личностных особенностей работников организации, в том числе эмоционально-когнитивных компетенций, которые формируют способность сознательной оценки сильных и слабых сторон, приоритизации целей, достижения профессионального роста, рефлексии и регуляции мыслей и чувств в процессе профессионального взаимодействия. Статья содержит материалы, полученные по итогам опроса сотрудников консалтинговой компании с целью определения значения эмоциональных компетенций как важнейшего нематериального актива консалтингового бизнеса. Выводы автора заключаются в том, что эмоциональный интеллект, являющийся социально-психологическим феноменом, должен находиться в зоне постоянного мониторинга со стороны руководящего состава компании и требует дальнейшего изучения в связи с тем, что эмоциональные компетенции работников влияют на развитие творческих, лидерских и инновационных инициатив, способствуют эффективности организационной культуры и установлению контактов со всеми участниками рабочего процесса. Результаты исследования могут принести практическую пользу представителям высшего менеджмента компаний из разных областей деятельности.

Об авторе

М. В. Мельничук
Финансовый университет
Россия

Марина Владимировна Мельничук — доктор экономических наук, профессор, руководитель департамента английского языка и профессиональной коммуникации 

Москва



Список литературы

1. Khavandkar E., Theodorakopoulos N., Hart M., Preston, J. Leading the diffusion of intellectual capital management practices in science parks. In: Shipton H., Budhwar P., Sparrow P., Brown A., eds. Human resource management, innovation and performance. London: Palgrave Macmillan; 2016:213–231. DOI: 10.1057/9781137465191_14

2. Brenner M., Coners A. Process capital as strategic success factor: The Lufthansa example. In: vom Brocke J., Rosemann M., eds. Handbook on business process management 2. Berlin, Heidelberg: Springer-Verlag; 2010:57– 72. (International Handbooks on Information Systems). DOI: 10.1007/978–3–642–01982–1_3

3. Loseva O.V., Abdikeev N.M., Melnichuk M.V. The concept of intellectual capital management in the conditions of digitization of the economy. In: Int. conf. “Technology & entrepreneurship in digital society” (TEDS’19). (Moscow, November 13, 2019). Moscow: Financial University under the Government of the Russian Federation; 2019:42–48.

4. Mondal A., Ghosh S.K. Intellectual capital and financial performance of Indian banks. Journal of Intellectual Capital. 2012;13(4):515–530. DOI: 10.1108/14691931211276115

5. Grant R.M. Toward a knowledge-based theory of the firm. Strategic Management Journal. 1996;17(S 2):109–122. DOI: 10.1002/smj.4250171110

6. Loseva O.V., Abdikeev N.M., Melnichuk M.V. Method of qualitative assessment of the human intellectual potential at a digital enterprise. Revista inclusions. 2020;7(S 4–2):1–20. URL: https://revistainclusiones.org/pdf25/1%20VOL%207%20NUM%20OCTDIC%20ESPECIAL2020%20REVISINCLUSIII.pdf

7. Barrena-Martínez J., Cricelli L., Ferrándiz E., Greco M., Grimaldi M. Joint forces: Towards an integration of intellectual capital theory and the open innovation paradigm. Journal of Business Research. 2020;112:261–270. DOI: 10.1016/j.jbusres.2019.10.029

8. Abdikeev N.M. Valuation of intellectual capital and intangible assets created based on innovative products and intellectual property. In: Fangqi Xu, ed. Proc. Int. conf. on creativity and innovation (September 10–12, 2018). Osaka: Japan Creativity Society, The Institute for Creative Management and Innovation, Kindai University; 2018:557–569. URL: http://www.icciosaka2018.net/

9. Andreeva T., Garanina T., Sáenz J., Aramburu N., Kianto A. Does country environment matter in the relationship between intellectual capital and innovation performance? Journal of Business Research. 2021;136:263–273. DOI: 10.1016/j.jbusres.2021.07.038

10. Ordónez de Pablos P. Evidence of intellectual capital measurement from Asia, Europe and Middle East. Journal of Intellectual Capital. 2002;3(2):287–302. DOI: 10.1108/14691930210435624

11. Abdikeev N.M., Grineva N.V. Models of the valuation of intellectual capital in the organization in the framework of the digital transformation. Problemy ekonomiki i yuridicheskoi praktiki = Economic Problems and Legal Practice. 2020;16(6):23–30. (In Russ.).

12. Abdikeev N.M., Grineva N.V., Loseva O.V., Melnichuk M.V. Development of intellectual capital theory in the context of economy digitalization. Moscow: KnoRus; 2022. 172 p. (In Russ.)

13. Yıldız S., Meydan C., Güner M. Measurement of intellectual capital components through activity reports of companies. Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2014;109:614–621. DOI: 10.1016/j.sbspro.2013.12.516

14. Cvitanovic C., Colvin R.M., Reynolds K.J., Platow M.J. Applying an organizational psychology model for developing shared goals and interdisciplinary research teams. One Earth. 2020;2(1):75–83. DOI: 10.1016/j.oneear.2019.12.010

15. Wang X., Sadiq R., Khan T.M., Wang, R. Industry 4.0 and intellectual capital in the age of FinTech. Technological Forecasting & Social Change. 2021;166:120598. DOI: 10.1016/j.techfore.2021.120598

16. Ninivaggi F. J. Learned mindfulness — an emotional intelligence perspective. In: Ninivaggi F. J. Learned mindfulness: Physician engagement and M.D. wellness. London; San Diego, CA: Academic Press; 2020:73–100. DOI: 10.1016/B978–0–12–816484–6.00004-X

17. Mayer J.D., Roberts R.D., Barsade S.G. Human abilities: Emotional intelligence. Annual Review of Psychology. 2008;59:507–536.

18. Goleman D. Emotional intelligence: Why it can matter more than IQ. New York, NY: Bantam Books; 1995. 326 p.

19. Pezzulo G., Rigoli F., Friston K.J. Hierarchical active inference: A theory of motivated control. Trends in Cognitive Sciences. 2018;22(4):294–306. DOI: 10.1016/J.TICS.2018.01.009

20. Hughes D.J., Evans T.R. Putting ‘emotional intelligences’ in their place: Introducing the integrated model of affect-related individual differences. Frontiers in Psychology. 2018;9:2155. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.02155

21. Pertides K.V. Trait emotional intelligence theory. Industrial and Organizational Psychology. 2010;3(2):136–139. DOI: 10.1111/j.1754–9434.2010.01213.x

22. Altındağ E., Kösedağı Y. The relationship between emotional intelligence of managers, innovative corporate culture and employee performance. Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2015;210:270–282. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.11.367

23. Drucker P. Innovation and entrepreneurship. New York, NY: Harper and Row; 1985, 268 p.

24. Rather M.A., Khan M.A. Creativity and emotional intelligence: A comparative study on emotional intelligence of creative writers. Research Review Journals. 2020;5(5):99–106. DOI: 10.31305/rrijm.2020.v05.i05.022

25. Mhatre K.H., Riggio R.E. Charismatic and transformational leadership: Past, present, and future. In: Day D.V., ed. The Oxford handbook of leadership and organizations. London: Oxford University Press; 2014:221–240.

26. Cheung M.F.Y., Wong C. Transformational leadership, leader support, and employee creativity. Leadership & Organization Development Journal. 2011;32(7):656–672. DOI: 10.1108/01437731111169988

27. HIC Capital Group — investment hub on the international stage. URL: https://www.hic-capital.com/investments (accessed on 09.09.2021).

28. Melnichuk M.V. Revisiting the building of cognitive maps of human capital development competencies. Upravlencheskii uchet = The Management Accounting Journal. 2021;(8–2):383–394. (In Russ.).

29. Prezenski S., Brechmann A., Wolff A., Russwinkel N. A cognitive modeling approach to strategy formation in dynamic decision making. Frontiers in Psychology. 2017;8:1335. DOI: 10.3389/fpsyg.2017.01335

30. Zagranovskaya A.V. System analysis on the basis of imprecise cognitive cards. Vestnik Rossiiskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G.V. Plekhanova = Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2018;(4):152–160. (In Russ.). DOI: 10.21686/2413–2829–2018–4–152–160


Рецензия

Для цитирования:


Мельничук М.В. Эмоциональный интеллект как фактор развития интеллектуального капитала организации. Управленческие науки. 2023;13(2):26-35. https://doi.org/10.26794/2404-022X-2020-13-2-26-35

For citation:


Melnichuk  M.V. Emotional Intelligence as a Factor in the Development of the Intellectual Capital of the Organization. Management Sciences. 2023;13(2):26-35. https://doi.org/10.26794/2404-022X-2020-13-2-26-35

Просмотров: 78


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2304-022X (Print)
ISSN 2618-9941 (Online)