Умение задавать вопросы как инструмент социальной адаптации и манипуляции
https://doi.org/10.26794/2404-022X-2020-13-2-36-45
Аннотация
В данной работе рассматривается умение задавать вопросы как инструмент для манипулирования общественным мнением и как опора для адаптации в социальной среде. В статье затрагивается вопрос о роли языка и правильном его использовании при построении вопросительных фраз и организации ответов. Автор рассматривает умение задавать вопросы и его влияние на интеллектуальный рост индивида и исследует значение культурной составляющей, в том числе подходы различных народностей к формированию вопросов и ответов. В статье перечисляются обучающие инструменты и методы, способствующие развитию навыков постановки вопросов. Отмечается важность владения грамматикой, речью и критическим мышлением как для интервьюера, так и для респондента. Автор отдает дань Сократу и подчеркивает актуальность сократовских вопросов как метода ведения диалога. В статье также затрагивается применение вопросительной тактики, широко использующейся в социологии, и даются рекомендации по ответному реагированию.
Ключевые слова
Об авторе
Е. М. ЗахцерРоссия
Елена Михайловна Захцер — старший преподаватель, Департамент английского языка и профессиональной коммуникации
Москва
Список литературы
1. Goffman E. Forms of talk. Oxford, New York: Basil Blackwell; 1981. 335 p.
2. Clark H.H. Using language. Cambridge, New York: Cambridge University Press; 1996. 446 p.
3. Paul R., Elder L. Critical thinking: Tools for taking charge of your learning and your life. Upper Saddle River, NJ: Pearson Education, Inc.; 2014. 428 p.
4. Murphy R. English grammar in use. Cambridge: Cambridge University Press; 2002. 390 p.
5. Paul R., Elder L. The thinker’s guide to the art of Socratic questioning: Based on critical thinking concepts & tools. Tomales, CA: The Foundation for Critical Thinking; 2016. 96 p.
6. Stanier M.B. The coaching habit: Say less, ask more & change the way you lead forever. Toronto: Box of Crayons Press; 2016. 244 p.
7. Vogt E.E., Brown J., Isaacs D. The art of powerful questions: Catalyzing, insight, innovation, and action. Mill Valley, CA: Whole Systems Associates; 2003. 14 p.
8. Piaget J. The language and thought of the child. Transl. from French. London: Kegan Paul, Trench, Trübner & Co., Ltd.; 1926. 296 p.
9. Piaget J. The language and thought of the child. Transl. from French. Abingdon: Routledge; 2010. 288 p.
Рецензия
Для цитирования:
Захцер Е.М. Умение задавать вопросы как инструмент социальной адаптации и манипуляции. Управленческие науки. 2023;13(2):36-45. https://doi.org/10.26794/2404-022X-2020-13-2-36-45
For citation:
Zakhtser E.М. Questioning as a tool in social adaptation and manipulation. Management Sciences. 2023;13(2):36-45. https://doi.org/10.26794/2404-022X-2020-13-2-36-45