Совершенствование контроля в цифровой среде в области государственного управления на примере Республики Мордовия
https://doi.org/10.26794/2304-022X-2023-13-2-57-69
Аннотация
Цель работы состоит в изучении особенностей осуществления контрольной деятельности в цифровой среде и направлений ее совершенствования. Авторами рассмотрена необходимость реализации перехода к «умному» государственному финансовому контролю [электронному СМАРТ-контролю (контроллингу)], основанному на риск-ориентированном подходе и направленному на повышение качества эффективности проведения контрольных мероприятий, снижение нагрузки на подконтрольную среду, выявление существенных нарушений и рисков. Проанализированы наиболее распространенные программные продукты, предназначенные для автоматизации процессов составления, анализа и исполнения бюджетов всех уровней, предоставляющие возможность работы в режиме отсутствия связи с финансовым органом и обеспечивающие получение детализированной информации, что позволяет упростить контроль и повысить его эффективность. Рассмотрены основные этапы развития контрольной деятельности в условиях цифровой трансформации, свидетельствующие о реализации некоторых направлений повышения качества контроля бюджетного процесса и эффективности управления общественными финансами в 2022 г., формировании целостной программы внедрения и осуществления электронного контроля, рассчитанной на период до 2027 г. Аргументирована целесообразность применения Государственной интегрированной информационной системы «Электронный бюджет» (ГИИС «ЭБ»), являющейся подсистемой информационно-аналитического обеспечения пользователей необходимой информацией и средствами анализа и отчетности, предназначенной для принятия обоснованных управленческих решений. На примере Республики Мордовия рассмотрен практический опыт проведения с помощью ГИИС «ЭБ» контрольных и аудиторских мероприятий, целевым ориентиром которых является повышение эффективности финансово-бюджетного надзора, разработан план осуществления контрольной деятельности посредством использования единого портала бюджетной системы, основанный на составлении электронных учетных документов и последующей передаче их результатов проверяемому объекту. Исследованы нормативные акты по внутреннему и внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю и финансовому аудиту. В ходе работы использовались следующие методы: синтез, анализ, классификация, детализация, сравнение. Практическая значимость результатов заключается в теоретическом обосновании необходимости совершенствования контроля в области государственного управления, обеспечивающего контролерам (ревизорам) возможность дистанционной работы со сведениями о функционировании объектов и получения детализированных данных. Он направлен на выстраивание и продвижение более совершенных превентивных механизмов в сфере государственных финансов, способствующих усилению активизации цифрового мониторинга на базе единой электронной платформы.
Об авторах
О. В. ШибилеваРоссия
Ольга Викторовна Шибилева — кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита
Саранск
В. В. Паршуткина
Россия
Валерия Вячеславовна Паршуткина — бухгалтер второй категории расчетного отдела по заработной плате Управления бухгалтерского учета и финансового контроля
Саранск
Список литературы
1. Колесник Н.Ф., Маняева В.А., Шибилева О.В. Развитие внутреннего контроля в условиях цифровизации бизнеса. Финансовый бизнес. 2021;(3):223–227. DOI: 10.48521/FINBIZ.2021.213.3.004
2. Gray J., Rumpe B. Models for the digital transformation. Software & Systems Modeling. 2017;16(2):307–308. DOI: 10.1007/s10270–017–0596–7
3. Berman S.J. Digital transformation: Opportunities to create new business models. Strategy and Leadership. 2012;40(2):16–24. DOI: 10.1108/10878571211209314
4. Исаев Э.А. Актуальные вопросы к цифровизации контроля в финансово-бюджетной сфере. Вестник университета (Государственный университет управления). 2022;(8):139–144. DOI: 10.26425/1816–4277–2022–8–139–144
5. Растегаева Ф.С., Нафикова Р.Р. Цифровизация системы внутреннего контроля. Креативная экономика. 2022;16(9):3529–3542. DOI: 10.18334/ce.16.9.116283
6. Летуновский В.В. От сплошного надзора к умному контролю. Государственная служба. 2020;22(3):6–18. DOI: 10.22394/2070–8378–2020–22–3–6–18
7. Raphael J. Rethinking the audit. Journal of Accountancy. 2017. URL: https://www.journalofaccountancy.com/issues/2017/apr/rethinking-the-audit.html
8. Canning M., Gendron Y., O’Dwyer B. Research forum on auditing in a changing environment. Auditing: A Journal of Practice & Theory. 2018;37(2):163. DOI: 10.2308/ajpt-10581
9. Лысенко А.А., Пожидаева Е.А. Смарт-контроль: проблемы и перспективы. Самоуправление. 2022;(5):535–538.
10. Li T., Ren J., Tang X. Secure wireless monitoring and control systems for smart grid and smart home. IEEE Wireless Communications. 2012;19(3):66–73. DOI: 10.1109/MWC.2012.6231161
11. Chung H., Sonu C.H., Zang Y., Choi J.-H. Opinion shopping to avoid a going concern audit opinion and subsequent audit quality. Auditing: A Journal of Practice & Theory. 2019;38(2):101–123. DOI: 10.2308/ajpt-52154
12. Глущенко А.А. Проблемы правового регулирования организации и деятельности Счетной палаты Российской Федерации. Электронный научный журнал. 2020;(3):149–154.
13. Vial G. Understanding digital transformation: A review and a research agenda. The Journal of Strategic Information Systems. 2019;28(2):118–144. DOI: 10.1016/j.jsis.2019.01.003
14. Исакова Н.Ю., Гоголина И.Н. Реализация этапов создания и внедрения системы «Электронный бюджет». Вестник Уральского финансово-юридического института. 2017;(2):99–102.
15. Чернякова Е.Е. Система «Электронный бюджет» — инструмент обеспечения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности в сфере управления общественными финансами. Финансы. 2015;(8):3–14.
16. Горохова Д.В. Модель автоматизированной электронной среды системы контроллинга субъектов государственного сектора. Управленческий учет. 2022;(9–1):20–26. DOI: 10.25806/uu9–1202227–34
17. Foss N.J., Saebi T. Fifteen years of research on business model innovation: How far have we come, and where should we go? Journal of Management. 2017;43(1):200–227. DOI: 10.1177/0149206316675927
18. Kuula S., Haapasalo H., Tolonen A. Cost-efficient cocreation of knowledge intensive business services. Service Business. 2018;12(4):779–808. DOI: 10.1007/s11628–018–0380-y
19. Горбунова Н.А., Шибилева О.В. Внутренний финансовый контроль и финансовый аудит в государственных (муниципальных) учреждениях. Вестник Алтайской академии экономики и права. 2018;(1):40–47.
20. Исаев Э.А., Гусарова Л.В. Управление рисками проектного управления в государственном секторе. Управленческий учет. 2022;(9–1):27–34. DOI: 10.25806/uu9–1202227–34
Рецензия
Для цитирования:
Шибилева О.В., Паршуткина В.В. Совершенствование контроля в цифровой среде в области государственного управления на примере Республики Мордовия. Управленческие науки. 2023;13(2):57-69. https://doi.org/10.26794/2304-022X-2023-13-2-57-69
For citation:
Shibileva O.V., Parshutkina V.V. Improving Control in the Digital Environment in the Field of Public Administration on the Example of the Republic of Mordovia. Management Sciences. 2023;13(2):57-69. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2304-022X-2023-13-2-57-69