Preview

Управленческие науки

Расширенный поиск

Продуктовый подход к формированию человеческого капитала предпринимательских организаций

https://doi.org/10.26794/2304-022X-2023-13-2-81-95

Полный текст:

Аннотация

Предметом исследования является человеческий капитал — наиболее значимый ресурс в бизнесе организаций как с точки зрения стоимости, так и влияния на результат, а следовательно, имеющий повышенный фактор риска из-за потенциальных неудач в результате его изменений. Существуют два принципиальных способа формирования человеческого капитала организации: найм — привлечение кандидатов с рынка труда с требуемым уровнем компетенций и развитие — подготовка (переподготовка) и повышение профессионального уровня имеющихся сотрудников. Автор предлагает рассмотреть возможность применения продуктового подхода в работе службы HR (далее — HR, от англ. human resources — управление человеческими ресурсами) в целом и в процессе формирования человеческого капитала организации в частности с целью обеспечения наибольшей эффективности и ориентации на результат за счет быстрой адаптации в условиях внезапных непредсказуемых изменений. Рассматривая применимость продуктового подхода, автор сравнивает его с процессным и проектным. Актуальность данной работы состоит в том, что, несмотря на определенный научный интерес, в настоящее время изучение использования продуктового подхода именно в сфере формирования человеческого капитала ведется неактивно. Цель работы заключается в исследовании возможности применения указанного подхода к процессу формирования человеческого капитала организации с теоретической и практической сторон на примере крупнейших FMCG-компаний [от англ. Fast Moving Consumer Goods (FMCG) — товары повседневного спроса] на российском рынке. Достижение поставленной цели возможно путем решения ряда задач, таких как: изучение теоретической базы, относящейся к описанию продуктового подхода; сравнение последнего с наиболее распространенными подходами в организации труда — процессным и проектным; изучение практического применения продуктового подхода в бизнесе в целом и в HR в частности. Методология исследования основывается на общенаучных методах: синтезе, анализе и сравнении, а теоретико-методологической основой является понимание условий применения продуктового подхода и его атрибутов в различных сферах бизнеса. Эмпирическая база опирается на контент-анализ литературы, публикаций и исследований консалтинговых компаний на тему продуктового подхода, имеющихся в открытом доступе. Результаты исследования подтвердили допустимость применения продуктового подхода к процессу формирования человеческого капитала организации, а также позволили на его основе выработать практические рекомендации по трансформации структуры и работы HR-отдела.

Об авторе

Д. В. Кутявин
РАНХиГС
Россия

Дмитрий Васильевич Кутявин — магистр, менеджер продукта по поддержке пользователей бизнес-систем, Mars Russia

Москва



Список литературы

1. Легкая Л.А., Дзабиева Т.В., Габараева В.С. Процессный подход к управлению организацией и условия его применения. Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сб. ст. IV Междунар. науч.-практ. конф. (Пенза, 12 декабря 2018 г.). Ч. 2. Пенза: Наука и Просвещение; 2018:111– 113. URL: https://naukaip.ru/wp-content/uploads/2018/12/%D0%9C%D0%9A-450-%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C-2.pdf

2. Лисичкина Ю.С., Сычев Ю.К. Процессный подход в управлении организацией. Управленческие науки в современном мире. СПб.: Реальная экономика; 2017:134–137.

3. Яценко А.В. Процессный подход управления организацией. Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: Сб. ст. по мат. LXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК; 2019;(5):42–47. URL: https://sibac.info/archive/economy/5(77).pdf (дата обращения: 01.03.2023).

4. Авалдыкова О. С. Процессный подход в управлении организацией. Проблемы и пути социальноэкономического развития: город, регион, страна, мир. V Междунар. науч.-практ. конф. аспирантов и студ. (Санкт-Петербург, 9–10 июня 2016 г.). СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина; 2016:146–152.

5. Фархутдинов И. Проектное управление на предприятии. Управляем предприятием. 13.09.2019. URL: https://upr.ru/article/proektnoe-upravlenie-na-predpriyatii/ (дата обращения: 01.03.2023).

6. Мухамедьянов Р. Что такое продуктовый подход и чем он отличается от проектного. WINFOX. 28.04.2021. URL: https://wnfx.ru/chto-takoe-produktovyj-podhod-i-chem-on-otlichaetsya-ot-proektnogo (дата обращения: 01.03.2023).

7. Кондрашова А. Продуктовый подход в HR: как оптимизировать HR-процессы. Teachbase. URL: https://teachbase.ru/learning/obuchenie/produktovyj-podhod-v-hr-kak-optimizirovat-hr-processy (дата обращения: 10.03.2023).

8. Чаусова К. Продуктовый подход в разработке ИТ-продукта. VC.ru. URL: https://vc.ru/services/476397-produktovyy-podhod-v-razrabotke-it-produkta (дата обращения: 02.03.2023).

9. Гусев А. Что такое продуктовый подход? Артем Гусев. URL: https://artemgusev.com/productmanagement#rec88996651 (дата обращения: 07.03.2023).

10. Бос Д. Статистика управления продуктом: более 20 поучительных идей. UXCam. 22.01.2021. URL: https://uxcam-com.translate.goog/blog/product-management-statistics/?_x_tr_sl=en&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=sc (дата обращения: 05.03.2023).

11. Радиган Д. Бэклог продукта — совершенный список задач. Atlassian. URL: https://www.atlassian.com/ru/agile/scrum/backlogs (дата обращения: 01.03.2023).

12. Рекоф M. Сравнение Scrum и Kanban. Какая методика Agile подойдет вам? Atlassian. URL: https://www.atlassian.com/ru/agile/kanban/kanban-vs-scrum (дата обращения: 01.03.2023).

13. Кутявин Д.В. Эволюция отношений к «человеческому фактору» в экономической деятельности и генезис понятия «человеческий капитал». Корпоративный менеджмент и бизнес-образование. М.: МАКС Пресс; 2022;(5):55–67.

14. Larman C., Vodde B. Large-scale scrum: More with LeSS. Boston, MA: Addison-Wesley Professional; 2016. 368 p. (Addison-Wesley Signature Series).


Рецензия

Для цитирования:


Кутявин Д.В. Продуктовый подход к формированию человеческого капитала предпринимательских организаций. Управленческие науки. 2023;13(2):81-95. https://doi.org/10.26794/2304-022X-2023-13-2-81-95

For citation:


Kutyavin  D.V. A Product-based Approach to the Formation of Human Capital in Entrepreneurial Organizations. Management Sciences. 2023;13(2):81-95. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2304-022X-2023-13-2-81-95

Просмотров: 67


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2304-022X (Print)
ISSN 2618-9941 (Online)