Preview

Управленческие науки / Management Sciences

Расширенный поиск

Новая парадигма менеджмента в условиях цифровой экономики

https://doi.org/10.26794/2304-022X-2025-15-1-6-19

Аннотация

Целью исследования послужила необходимость выявления основных фокусов формирования новой парадигмы менеджмента в условиях экспоненциального роста цифровых технологий и цифровой экономики. Основные задачи состояли в определении условий, направлений развития, уровней, противоречий формирующейся парадигмы. В данном исследовании использовались такие общенаучные методы, как анализ, синтез, группировка. В ходе работы проведен анализ существующих теоретических и практических изысканий на тему новых принципов менеджмента и управленческого мышления; использован ризоматический подход к определению тенденций и связей, а также альтернативное структурирование посредством матрицы развития на базе различных фокусов внимания. Проведенное исследование показало, что тенденции развития разнонаправлены, изменение общества идет асинхронно и дифференцированно, а эффекты оцениваются как положительно, так и отрицательно. В эпоху высокой турбулентности и экспоненциального роста формируются не общепризнанные, а локальные шаблоны и модели, ключевыми становятся гибкое управление и системное мышление. Результаты проделанной работы позволяют исследователю отойти от необходимости формирования определенной парадигмы менеджмента, а субъекту принимать решения любого уровня, рассматривая турбулентную среду и используя различные фокусы внимания. При этом предложенная матрица развития менеджмента (как инструмент формирования системного мышления руководителя) позволяет учитывать существующие противоречия и ориентироваться на ценностную составляющую. Научная новизна состоит в использовании актуальных подходов для систематизации существующих тенденций, базирующихся на философии постструктурализма и альтернативных инструментах формирования мышления. Результаты исследования могут быть полезны как менеджерам всех уровней, представителям секторов развития компаний и аппарата государственного управления, так и исследователям.

Об авторе

Е. И. Стяжкина
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Россия

Евгения Ивановна Стяжкина — доцент кафедры менеджмента и предпринимательской деятельности, Казань



Список литературы

1. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. Пер. с англ. М.: Фонд экономической книги «Начала»; 1997, 180 с.

2. Маркова В. Д., Кузнецова С.А. Развитие менеджмента в цифровой экономике: аналитический обзор исследований. Мир экономики и управления. 2020;20(3):166–183. DOI: 10.25205/2542-0429-2020-20-3-166-183

3. Друкер П. Ф. Менеджмент. Вызовы XXI века. Пер. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер; 2012. 235 с.

4. Лапидус Л. В. Вызовы цифровой экономики как триггеры цифровой трансформации: эволюционная шкала и причинно-следственные связи. Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2023;(3):11–27. DOI: 10.25198/2077–7175–2023–3–11

5. Черемных В. Ю., Яковлев Л. С. Новая парадигма управленческого мышления в условиях развития цифровой экономики. Вестник Поволжского института управления. 2019;19(2):4–13. DOI: 10.22394/1682-2358-2019-2-4-13

6. Кокорев А. С. Цифровая экономика: смена ценностей и ориентиров в управлении предприятием.Московский экономический журнал. 2019;(1):252–259. DOI: 10.24411/2413-046X-2019-11028

7. Делез Ж., Гваттари Ф. Гл. 1. Ризома. Тысяча плато. Пер. с фр. Альманах «Восток». 2005;(11–12). URL: https://web.archive.org/web/20180929012423/http://www.situation.ru/app/j_art_1023.htm

8. Нуреев Р. М., Кaрапаев О.В. Цифровизация экономики в контексте волнообразного характера инновационного развития. Управленческие науки. 2020;10(1):36–54. DOI: 10.26794/2404-022X-2020-10-1-36-54

9. Садовая Е. С. Цифровая экономика и новая парадигма рынка труда. Мировая экономика и международные отношения. 2018;62(12):35–45. DOI: 10.20542/0131-2227-2018-62-12-35-45

10. Chang E., West M. Digital ecosystems: A next generation of the collaborative environment. In: 8th Int. conf. on information integration and web-based applications services — iiWAS’2006 (Yogyakarta, December 4–6, 2006). Yogyakarta: University Atma Jaya Yogyakarta; 2006:3–23. URL: https://citeseerx.ist.psu.edu/document?repid=rep1&type=pdf&doi=3d08bad6a7d379a049639eb28440a42fdd5af704

11. Vogel J., Hickel J. Is green growth happening? An empirical analysis of achieved versus Paris-compliant CO2 GDP decoupling in high-income countries. The Lancet Planetary Health. 2023;7(9): e759-e769. DOI: 10.1016/s2542–5196(23)00174–2

12. Glaser V. L., Sloan J., Gehman J. Organizations as algorithms: A new metaphor for advancing management theory. Journal of Management Studies. 2024;61(6):2748–2769. DOI: 10.1111/joms.13033

13. Стяжкина Е. И. Формирование новых подходов к управлению на базе актуальных векторов личностного и организационного развития. Вестник экономики, права и социологии. 2023;(4):114–117.

14. Мау В. А. Экономика непредсказуемого: на пути к новой парадигме. Образовательная политика. 2020;(1):8–11.

15. Старк Д., Паис И. Алгоритмическое управление в экономике платформ. Экономическая социология. 2021;22(3):71–103. DOI: 10.17323/1726-3247-2021-3-71-103

16. Славнов С. Базис и надстройка в цифровую эпоху. Рабкор. 2021. URL: https://rabkor.ru/columns/analysis/2021/10/20/basis_and_superstructure_in_the_digital_age/

17. Mason A., Lee R., Jiang J.X. Demographic dividends, human capital, and saving. The Journal of the Economics of Ageing. 2016;7:106–122. DOI: 10.1016/j.jeoa.2016.02.004/

18. Aguilera R.V., De Massis A., Fini R., Vismara S.Organizational goals, outcomes, and the assessment of performance: Reconceptualizing success in management studies. Journal of Management Studies. 2024;61(1):1–36. DOI: 10.1111/joms.12994

19. Антонов В.Г., Самосудов М.В. Проблемы и перспективы развития цифрового менеджмента.E-Management. 2018;1(2):38–48. DOI: 10.26425/2658–3445–2018–2–38–48

20. Лычкина Н.Н. Инновационные парадигмы имитационного моделирования и их применение в сфере управленческого консалтинга, логистики и стратегического менеджмента.Логистика и управление цепями поставок. 2013;(5):28–41.

21. Ilyas I. M., Kammerlander N., Turturea R., van Essen M. When business model innovation creates value for companies: A meta-analysis on institutional contingencies.Journal of Management Studies. 2024;61(5):1825–1883. DOI: 10.1111/joms.12966

22. Levin B., Downes L. Who is going to regulate AI? Harvard Business Review. May 19, 2023. URL: https://hbr.org/2023/05/who-is-going-to-regulate-ai

23. Межевов А. Д., Желтенков А. В., Рябиченко С. А. Новые требования к менеджменту в условиях ускорения изменений внешней среды. Вестник университета (Государственный университет управления). 2022;(11):71–76. DOI: 10.26425/1816-4277-2022-11-71-76

24. Гадасина Л. В., Пивень Г.И. Цифровизация — угроза или возможность развития для менеджмента? Вопросы инновационной экономики. 2018;8(4):565–574. DOI: 10.18334/vinec.8.4.39491

25. Дигилина О. Б., Тесленко И.Б. Трансформация рынка труда в условиях цифровизации.Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2019;(4–2):166–181. DOI: 10.28995/2073-6304-2019-4-166-180

26. Clark D., Chamorro-Premuzic T. 5 Ways to future-proof your career in the age of AI. Harvard Business Review. April 25, 2023. URL: https://hbr.org/2023/04/5-ways-to-future-proof-your-career-in-the-age-of-ai


Рецензия

Для цитирования:


Стяжкина Е.И. Новая парадигма менеджмента в условиях цифровой экономики. Управленческие науки / Management Sciences. 2025;15(1):6-19. https://doi.org/10.26794/2304-022X-2025-15-1-6-19

For citation:


Styazhkina E.I. A New Management Paradigm in the Digital Economy. Management Sciences. 2025;15(1):6-19. https://doi.org/10.26794/2304-022X-2025-15-1-6-19

Просмотров: 331


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2304-022X (Print)
ISSN 2618-9941 (Online)