Государственное планирование в России: проблемы согласования стратегических приоритетов с бюджетными возможностями и пути их решения
https://doi.org/10.26794/2304-022X-2025-15-2-37-52
Аннотация
В статье рассматривается система, объединяющая два вида планирования: стратегическое (долгосрочные цели) и бюджетное (ресурсное обеспечение). Выявление проблем и предложение решений для их эффективной взаимосвязи на основе анализа эволюции государственного планирования в Российской Федерации в период с 1991 по 2024 гг. и составляют цели настоящего исследования. Методология работы включает системный анализ, оценку нормативных документов и экспертных данных с опорой на концепции программно-целевого управления и цифровой трансформации. Эмпирической базой послужили отчеты Счетной палаты РФ, инструменты PEFA и рекомендации МВФ по цифровизации управления государственными финансами. Результаты исследования показали, что даже после реформ 2004–2021 гг. сохраняются несогласованность стратегических и бюджетных показателей, ведомственная разобщенность, риски внешних шоков, цифровые угрозы, нормативные противоречия и дефицит кадров. Для устранения дисбалансов автором статьи предложено совершенствование подходов к формированию показателей через многоуровневые KPI с машинным обучением и блокчейном; создание межведомственной платформы сценарного моделирования на основе искусственного интеллекта; адаптивное бюджетирование; унификация нормативной базы посредством кодекса государственного планирования. Выводы подчеркивают, что успех модернизации зависит от синхронного развития технологий, институтов и кадров. Однако даже при реализации вышеуказанных мер полное устранение проблем маловероятно из-за инерции системы и внешних рисков. В статье сделан акцент на необходимость комплексного подхода, сочетающего цифровизацию, нормативные изменения и усиление роли данных. Решение поставленной задачи не будет полным без преодоления структурных диспропорций, а также инвестиций в институциональное обучение, особенно в условиях сохраняющейся неопределенности. Результаты исследования адресованы разработчикам государственных программ, цифровым архитекторам публичного сектора и экспертам по институциональным реформам, стремящимся преодолеть рассогласованность между долгосрочными стратегиями и бюджетными реалиями через синтез технологий (ИИ, блокчейн) и адаптивных управленческих практик.
Об авторе
Т. И. ВиноградоваРоссия
Татьяна Ивановна Виноградова - кандидат политических наук, доцент кафедры менеджмента и государственного управления
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Бурак П.И. Государственное планирование как инструмент реализации экономической политики России в новых геостратегических условиях. Научные труды Вольного экономического общества России. 2023;242(4):54-78. DOI: 10.38197/2072-2060-2023-242-4-54-78
2. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Планирование: потенциал и роль в рыночной экономике XXI века. Вопросы экономики. 2016;(1):63-80. DOI: 10.32609/0042-8736-2016-1-63-80
3. Глазьев С.Ю., Яковец Ю.В., ред. Зарубежный опыт государственного прогнозирования, стратегического планирования и программирования. М.: ГУУ; 2008. 124 с.
4. Житков В.А. Методологические и институциональные контуры системы государственного планирования. Экономист. 2018;(1):14-28.
5. Кудряшова Е.В. Государственное планирование в современной России: правовые аспекты. Актуальные проблемы российского права. 2010;(3):83-94.
6. Курбатов И.А. Государственное планирование как средство достижения целей социального государства. Государственная власть и местное самоуправление. 2016;(2):11-15.
7. Луговской Р.А., Цветкова Т.Б. Планирование и регулирование социально-экономического развития России. СПб.: РГГМУ; 2011. 110 с.
8. Молчанов И.Н., Молчанова Н.П. Планирование в России: истоки и перспективы. Государственное управление. Электронный вестник. 2022;(90):59-73. DOI: 10.24412/2070-1381-2022-90-59-73
9. Ноздрева Р.Б. Рыночная экономика и государственное планирование: зарубежный опыт. Вестник МГИМО-Университета. 2015;(6):216-224.
10. Растянникова Е.В. Государственное планирование экономического развития в странах БРИКС. Восточная аналитика. 2016;(3):20-35.
11. Климанов В.В., Михайлова А.А. Бюджетные программы и стратегии. Общественные финансы. 2014;(30):9-62.
12. Добролюбова Е.И., Южаков В.Н., Александров О.В. Внедрение управления по результатам в рамках реализации административной реформы в РФ: на пути к созданию новой модели государственного управления. Вопросы государственного и муниципального управления. 2014;(2):28-47.
13. Greenhouse S.M. The planning-programming-budgeting system: Rationale, language, and idea-relationships. Public Administration Review. 1966;26(4):271-277. DOI: 10.2307/973298
14. Кудрин А.Л. Теоретические и методологические подходы к реализации сбалансированной и эффективной бюджетной политики. Дис. …д-ра экон. наук. М.; 2018. 424 с.
15. Лавров А.М. Бюджетная реформа в России: от управления затратами к управлению по результатам. М.: КомКнига; 2005. 300 с.
16. Пенчук А.В., Бегчин Н.А. Реализация программно-целевых инструментов на федеральном уровне: анализ, проблемы и перспективы. Аудит и финансовый анализ. 2016;(2):343-348.
17. Robinson M., ed. Performance budgeting: Linking funding and results. Basingstoke: Palgrave Macmillan; 2007. 520 p. DOI: 10.5089/9780230553569.071
18. Лавров А.М. Среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результаты: международный опыт и российские перспективы. Финансы. 2004;(3):9-14.
19. Brumby J., Hemming R. Medium-term expenditure frameworks. In: Allen R., Hemming R., Potter B.H., eds. The international handbook of public financial management. London: Palgrave Macmillan; 2013:219-236. DOI: 10.1057/9781137315304_11
20. Robinson M. Programme classification for performance-based budgeting: How to structure budgets to enable the use of evidence. Washington, DC: The World Bank; 2013. 64 p. URL: https://ieg.worldbankgroup.org/sites/default/files/Data/reports/performance_based_budgeting_bb.pdf
21. Allen R., Hemming R., Potter B.H., eds. The international handbook of public financial management. London: Palgrave Macmillan; 2013. 881 p. DOI: 10.1057/9781137315304
22. Глазьев С.Ю. Дополнение системы стратегического планирования источниками финансирования. Стратегирование: теория и практика. 2023;3(3):261-276. DOI: 10.21603/2782-2435-2023-3-3-261-276
23. Болдырев О.Ю. Стратегическое управление социально-экономическим развитием: конституционно-правовые аспекты. Конституционное и муниципальное право. 2024;(4):21-29. DOI: 10.18572/1812-3767-2024-4-21-29
24. Климанов В.В. Стратегирование и бюджет: больше гибкости. Бюджет. 2024;(6):58-59.
25. Ленчук Е.Б. Стратегическое планирование в России: проблемы и пути решения. Инновации. 2020;(2):24-28. DOI: 10.26310/2071-3010.2020.256.2.003
26. Аганбегян А.Г. О необходимости планирования в новой России. Вопросы политической экономии. 2021;(2):27-44. DOI: 10.5281/zenodo.5040286
27. Глазьев С.Ю. О создании систем стратегического планирования и управления научно-техническим развитием. Инновации. 2020;(2):14-23. DOI: 10.26310/2071-3010.2020.256.2.002
28. Бухвальд Е.М. Основы государственной политики в сфере стратегического планирования: нерешенные проблемы. Вестник Института экономики Российской академии наук. 2022;(1):32-49. DOI: 10.52180/2073-6487_2022_1_32_49
29. Евстафьева Ю.В. Проблемы развертывания системы государственного стратегического планирования в Российской Федерации. Государственное управление. Электронный вестник. 2019;(75):48-66.
30. Дмитриев М.Э., Крапиль В.Б. Тернистый путь стратегического планирования в современной России. Государственная служба. 2020;22(2):22-34. DOI: 10.22394/2070-8378-2020-22-2-22-34
31. Клепач А.Н. Поворот к стратегическому планированию: тернии и перспективы. Вопросы политической экономии. 2016;(1):44-63.
32. Ленчук Е.Б., Филатов В.И. Стратегическое планирование как инструмент снижения неопределенности в условиях глобальной экономической трансформации. Вестник Института экономики Российской академии наук. 2023;(4):7-24. DOI: 10.52180/2073-6487_2023_4_7_24
33. Крупнов Ю.А., Сильвестров С.Н., Старовойтов В.Г. Проблемы и противоречия стратегического планирования. Российский экономический журнал. 2022;(6):15-30. DOI: 10.33983/0130-9757-2022-6-15-30
34. Климанов В.В., Будаева К.В., Сафина А.И., Яговкина В.А. Региональное стратегирование, прогнозирование и программирование в Российской Федерации. Ежегодный доклад. М.: ИРОФ; 2019. 100 с.
35. Бегчин Н.А. Новая система управления государственными программами: первые итоги. Финансы. 2023;(2):3-9.
36. Труненков С. Экономика данных в налоговой политике региона. 2024. URL: https://static.cnews.ru/img/files/2024/06/24/10.trunenkov_doklad_-_ekonomika_dannyh_npr.pdf
37. Kristensen J.K., Bowen M., Long K., Mustapha S., Zrinski U., eds. PEFA, public financial management, and good governance. Washington, DC: The World Bank; 2019. 169 p. URL: https://www.pefa.org/sites/pefa/files/resources/downloads/9781464814662.pdf
38. del Paso L.R., Pattanayak S., Uña G., Tourpe H. Digital solutions guidelines for public financial management. IMF Technical Notes and Manuals 2023;(7). URL: https://www.imf.org/en/Publications/TNM/Issues/2023/10/06/Digital-Solutions-Guidelines-for-Public-Financial-Management-537781
39. Братченко С.А. Несогласованность целей в государственном управлении. Вестник Института экономики Российской академии наук. 2023;(6):78-108. DOI: 10.52180/2073-6487_2023_6_78_108
40. Тебекин А.В. Проблемы стратегического планирования при определении процессов социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Теоретическая экономика. 2022;(3):36-51. DOI: 10.52957/22213260_2022_3_36
41. Байтеряков С.В., Барышникова А.В., Копыток В.К., Филиппова А., Шубина Д.О. Кадровая политика на госслужбе: текущие проблемы и необходимые изменения. М.: Счетная палата РФ; 2021. 118 с.
Рецензия
Для цитирования:
Виноградова Т.И. Государственное планирование в России: проблемы согласования стратегических приоритетов с бюджетными возможностями и пути их решения. Управленческие науки / Management Sciences. 2025;15(2):37-52. https://doi.org/10.26794/2304-022X-2025-15-2-37-52
For citation:
Vinogradova T.I. State Planning in Russia: Challenges of Aligning Strategic Priorities with Budgetary Constraints and Pathways to Solutions. Management Sciences. 2025;15(2):37-52. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2304-022X-2025-15-2-37-52