Бережливое регулирование в публичном управлении: предпосылки применения и основное содержание
https://doi.org/10.26794/2304-022X-2025-15-2-53-67
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы применения подходов бережливого мышления в публичном управлении. Актуальность данной проблемы обусловлена потребностью государства в снижении издержек как самого регулирования, так и принятия решений, что концептуализируется в Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации до 2030 г. и на перспективу до 2036 г. Цель исследования заключалась в обосновании перспективности внедрения принципов бережливого регулирования в публичном управлении в России в среднесрочной перспективе. В ходе работы были решены такие задачи, как сопоставление подходов к коллективному регулированию с методологической точки зрения; определение содержания концепции бережливого регулирования и описание эффектов от его внедрения в публичном управлении на примере организаций финансовой сферы. Авторы использовали методологию, основанную на теориях коллективного принятия решений, бережливого управления, общественно-государственного управления и нового публичного управления. Информационную основу составили документы и данные нормативной правовой базы справочных систем и официального сайта Банка России. В ходе работы были обозначены перспективы дальнейшего внедрения предлагаемого подхода. Полученные результаты могут быть использованы как органами государственной власти, так и руководством Банка России в своей непосредственной деятельности, а также исследователями в сфере государственного управления в качестве теоретического базиса для прикладных работ. Применение в практике публичного управления принципов и инструментов бережливого регулирования, предложенных авторами по результатам исследования, позволит повысить эффективность принимаемых управленческих решений с учетом нюансов, присущих отдельным отраслям.
Ключевые слова
Об авторах
И. И. РахмееваРоссия
Ирина Игоревна Рахмеева - доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой
экономической теории и прикладной социологии
Екатеринбург
М. Ю. Андронов
Россия
Михаил Юрьевич Андронов - директор по развитию
Москва
Список литературы
1. Womack J.P., Jones D.T. Lean thinking: Banish waste and create wealth in your corporation. New York, NY: Free Press; 2003. 396 p.
2. Тургель И.Д., Панзабекова А.Ж. Оценка регулирующего воздействия в постсоветских странах: результаты, проблемы, перспективы. Управленческие науки. 2018;8(2):84-93. DOI: 10.26794/2404-022X-2018-8-2-84-93
3. Дегтярев А.Н., Маликов Р.И., Гришин К.Е. Сопряженность интересов бизнеса и власти как условие развития предпринимательского сообщества. Общество и экономика. 2014;(2-3):156-173.
4. Смотрицкая И.И. Государственное управление: на пути к диалогу и сотрудничеству? Журнал Новой экономической ассоциации. 2023;(4):246-252. DOI: 10.31737/22212264_2023_4_246-252
5. Рахмеева И.И., Филатов Д.В., Андронов М.Ю. Теоретико-игровая модель проведения публичного обсуждения правового регулирования предпринимательства. Вестник Самарского государственного экономического университета. 2025;(3):17-30.
6. Некипелов А.Д. Модель «чистого распределения» как инструмент исследования проблемы группового выбора. Междунар. науч. семинар «Теоретическая экономика» Института экономики РАН и Новой экономической ассоциации (Москва, 30 мая 2024 г.). М.: ИЭ РАН; 2024.
7. Некипелов А.Д. О возможности формирования обновленной парадигмы теорий индивидуального и группового выбора. Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2024;(1):33-43. DOI: 10.52897/2411-4588-2024-1-33-43
8. Gunningham N., Grabosky P.N., Sinclair D. Smart regulation: Designing environmental policy. Oxford: Clarendon Press; 1998. 494 p.
9. Trommel W. Good governance as reflexive governance: In praise of good colleagueship. Public Integrity. 2020;22(3):227-235. DOI: 10.1080/10999922.2020.1723356
10. Osborne D., Gaebler T. Reinventing government: How the entrepreneurial spirit is transforming the public sector. New York, NY: Plume; 1993. 432 p.
11. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 12. М.: Госполитиздат; 1958. 910 с.
12. Полтерович В.М. Догоняющее развитие в условиях санкций: стратегия позитивного сотрудничества. Terra Economicus. 2023;21(3):6-16. DOI: 10.18522/2073-6606-2023-21-3-6-16
13. Щукина Т.В. Административно-правовое регулирование солидарной экономической деятельности государства и технологического предпринимательства. Вопросы экономики и права. 2021;(159):7-13. DOI: 10.14451/2.159.7
14. Турцева К.П. «Экспертная сбалансированность» в общественных экологических советах регионов России. Ars Administrandi (Искусство управления). 2023;15(3):471-494. DOI: 10.17072/2218-9173-2023-3-471-494
15. Талапина Э.В., Ефремов А.А., Черешнева И.А. Перспективы использования технологии распределенных реестров в сфере государственного управления. Евразийский юридический журнал. 2019;(7):353-355.
16. Костин А.Э. К вопросу о применимости теории корпоративизма Ф. Шмиттера в современном российском политическом пространстве. Управленческое консультирование. 2018;(2):145-151. DOI: 10.22394/1726-1139-2018-2-145-151
17. Бодрунов С.Д., Гэлбрейт Дж.К. Новая индустриальная революция и проблемы неравенства. М.: РЭУ им. Плеханова; 2017. 143 с.
18. Chernyakhovskaya L., Nizamutdinov M. Development of knowledge base for intellectual decision support in the process of innovative project management. In: Proc. 2019 21st Int. conf. “Complex systems: Control and modeling problems” (CSCMP 2019). (Samara, September 3-6, 2019). New York, NY: IEEE; 2019:384-387. DOI: 10.1109/CSCMP45713.2019.8976758
19. Шибилева О.В., Паршуткина В.В. Совершенствование контроля в цифровой среде в области государственного управления на примере Республики Мордовия. Управленческие науки. 2023;13(2):57-69. DOI: 10.26794/2304-022X-2023-13-2-57-69
20. Рахмеева И.И., Андронов М.Ю. Экономический анализ права: к вопросу о критериях избыточности правовых норм в финансовой сфере. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2023;(10);54-64. DOI: 10.37882/2223-2974.2023.10.23
21. Васильева Т.А., Варламова Н.В. и др. Институты публичной власти в условиях глобализации. М.: Норма: ИНФРА-М; 2023. 272 с.
22. Барыкин А.Н. Трансакционные издержки в экономике национальной стандартизации России. Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. 2025;(1):10-18.
23. Ludwiczak A. Using lean government in improvement of the services in public administration on the example of Marshal’s Office in Lubuskie voivodeship. European Journal of Service Management. 2018;26(2):145-153. DOI: 10.18276/ejsm.2018.26-18
24. Radnor Z., Johnston, R. Lean in UK Government: Internal efficiency or customer service? Production Planning & Control. 2013;24(10-11):903-915. DOI: 10.1080/09537287.2012.666899
Рецензия
Для цитирования:
Рахмеева И.И., Андронов М.Ю. Бережливое регулирование в публичном управлении: предпосылки применения и основное содержание. Управленческие науки / Management Sciences. 2025;15(2):53-67. https://doi.org/10.26794/2304-022X-2025-15-2-53-67
For citation:
Rakhmeeva I.I., Andronov M.Yu. Lean Regulation in Public Administration: Preconditions for Implementation and Main Content. Management Sciences. 2025;15(2):53-67. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2304-022X-2025-15-2-53-67