Preview

Управленческие науки / Management Sciences

Расширенный поиск

Проектная деятельность, стартап-движение креативных индустрий как области наставничества в высшей школе

https://doi.org/10.26794/2304-022X-2025-15-2-146-166

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, связанного с развитием проектной деятельности в креативных индустриях, которая рассматривается как область наставничества в высшей школе. Авторы опирались на то, что креативные индустрии с их интеллектуальной составляющей, характерной для индивидуального, группового или проектного творчества, выступают в роли драйвера современной экономики. В ходе работы были использованы такие научные методы, как анализ, синтез и классифицирование; информационной основой выступили данные Научной электронной библиотеки (НЭБ), сведения по теме исследования, полученные с помощью Google Scholar, а также методические материалы по наставничеству в российском экономическом пространстве (федеральный, региональный уровни). Целью исследования стало раскрытие сущности наставничества высшей школы в области проектной деятельности креативных индустрий и разработка инструментария проектного наставничества для их развития. Результаты работы — такие, как уточнение понятия «проектное наставничество в высшей школе»; обоснование необходимости исследования российской модели наставничества; уточнение его десяти форм; формирование концептуальной схемы проектного наставничества в области креативных индустрий в высшей школе и разработка авторских инициатив в целях его развития, — могут быть использованы для продвижения российской модели наставничества на глобальном рынке. Результаты исследования могут быть полезны для участников проектной деятельности вузов, наставников стартаппроектов, а также специалистов креативных индустрий.

Об авторах

Г. И. Гумерова
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия

Гюзель Исаевна Гумерова - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры общего и проектного менеджмента

Москва



Э. Ш. Шаймиева
Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП)
Россия

Эльмира Шамилевна Шаймиева - доктор экономических наук, доцент, профессор ка-
федры управления

Казань



Список литературы

1. Hoai S. B., Thi B. H., Lan P. N., Tran T. A bibliometric analysis of cultural and creative industries in the field of arts and humanities. Digital Creativity. 2021;32(4):307–322. DOI: 10.1080/14626268.2021.1993928

2. Амбарова П. А., Шаброва Н. В. Меры поддержки исследовательской работы студентов и научного наставничества в российских вузах. Высшее образование в России. 2024;33(10):60–82. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-10-60-82

3. Заварзина Л. Э. Традиции российской высшей школы в духовно-нравственном воспитании и наставничестве студенческой молодежи. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2023;(3):96–100.

4. Силкина Н. В., Жуковская М. А. Методологические подходы к изучению понятия «педагогическая традиция». Мир науки, культуры, образования. 2011;(4–1):28–33.

5. Велиева С. В. Наставничество как инструмент профессиональной адаптации молодого преподавателя высшей школы. Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2023;(3):14–18. DOI: 10.24412/1994-3776-2023-3-14-18

6. Мухаметзянова Ф. Ш., Исланова Н. Н. Наставничество как механизм поддержки профессионального развития педагогов. Мир науки. Педагогика и психология. 2020;8(5). URL: https://mir-nauki.com/PDF/12PDMN520.pdf (дата обращения: 05.01.2025).

7. Дмитрова А. В. Формы наставничества в отечественной высшей школе. Балтийский гуманитарный журнал. 2024;13(4):29–32.

8. Lucas-Thompson R.G., Miller R. L., Moran M. J., et al. “Scaling out” a mindfulness-based intervention through a youth mentoring program: Preliminary evidence for feasibility, acceptability, and efficacy. Mindfulness. 2024;15(4):872–888. DOI: 10.1007/s12671-024-02334-5

9. Левченко А. О. Влияние интернализации и экстернализации на поведение и поступки людей. Символ науки: международный научный журнал. 2018;(8):100–102.

10. Анисимова Н. А. Обучение студентов с особыми адаптивными возможностями в высшей школе. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2020;(11–2):5–8. DOI: 10.37882/2223-2982.2020.11-2.02

11. Корнева С. Н., Рыбакова Н. Н. Модель наставничества для профессионального роста педагогов. Современное образование: актуальные вопросы и инновации. 2023;(1):1–5.

12. Костикова Л. П., Ольков А.С, Федотова О. С. Подготовка кадров высшей квалификации: научное руководство или наставничество? Проблемы современного педагогического образования. 2023;(80–1):172–175.

13. Nuis W., Segers M., Beausaert S. Measuring mentoring in employability oriented higher education programs: Scale development and validation. Higher Education. 2024;87(4):899–921. DOI: 10.1007/s10734–023–01042–8

14. Hagler M. A., Christensen K. M., Rhodes J. E. A longitudinal investigation of first-generation college students’ mentoring relationships during their transition to higher education. Journal of College Student Retention: Research, Theory & Practice. 2021;25(4):791–819. DOI: 10.1177/15210251211022741

15. Нугуманова Л. Н., Шайхутдинова Г. А., Яковенко Т. В. Наставничество как современная модель повышения квалификации педагогов в дополнительном профессиональном образовании. Проблемы современного педагогического образования. 2019;(64–3):182–185.

16. Воскрекасенко О. А., Сергеева С. В., Дианова Ю. А. Проектное наставничество как феномен продуктивного воспитания в высшей школе. Современные наукоемкие технологии. 2023;(10):96–100. DOI: 10.17513/snt.39798

17. Гиндес Е. Г., Троян И. А., Кравченко Л. А. Наставничество в высшем образовании: концепция, модель и перспективы развития. Высшее образование в России. 2023;32(8–9):110–129. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-8-9-110-129

18. Амбарова П. А., Шаброва Н. В. Институциональные модели научного наставничества над студентами российских вузов: организационно-управленческие аспекты. Университетское управление: практика и анализ. 2023;27(3):5–16. DOI: 10.15826/umpa.2023.03.019

19. Ладилова Н. А., Мишина И. А. Наставничество в России: от истоков к современности. М.: Академия Минпросвещения России; 2023. 223 с.

20. Шаймиева Э. Ш., Гумерова Г. И. Стартапы креативных индустрий: характеристики стартапов, направление программ развития. Креативная экономика. 2023;17(5):1523–1550. DOI: 10.18334/ce.17.5.117817

21. Goh E., Richardson S. Developing effective mentoring programs in hospitality higher education: A practical perspective using the mentoring framework. Journal of Teaching in Travel & Tourism. 2024;24(2):179–188. DOI: 10.1080/15313220.2024.2304748

22. Akhmetova D. Z., Timiryasova A. V., Morozova I. G., Zharinov A. V. Digital technologies in the context of innovative development of inclusive education. Revista Conrado. 2024;20(98):330–336. URL: http://scielo.sld.cu/pdf/rc/v20n98/1990-8644-rc‑20-98-330.pdf

23. Тюрчев К. С., Милова К. Е. Что нужно стартапу? Региональные факторы развития малого технологического бизнеса в России. Государственное управление. Электронный вестник. 2024;(105):207–231. DOI: 10.55959/MSU 2070-1381-105-2024-207-231

24. Радыгина С. В. Создание платформы технологического предпринимательства в вузе: тренды и вызовы. Технологическое и социальное предпринимательство. Сб. мат. Междунар. науч.-практ. конф. Ижевск: Изд. дом «Удмуртский университет»; 2022:5–11.

25. Радыгина С. В., Кондратьев Н. В. Анализ программ стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» с точки зрения развития предпринимательской деятельности (на примере вузов Приволжского Федерального округа). Технологическое предпринимательство: тренды и перспективы развития. Сб. мат. Междунар. науч.-практ. конф. Ижевск: УдГУ; 2023:149–155.

26. Tritoasmoro I. I., Ciptomulyono U., Dhewanto W., Taufik T. A. Determinant factors of lean start-up-based incubation metrics on post-incubation start-up viability: Case-based study. Journal of Science and Technology Policy Management. 2024;15(1):178–199. DOI: 10.1108/JSTPM‑12-2021-0187

27. Kušević B. Mentoring research projects in the Croatian higher education document framework. International Journal of Mentoring and Coaching in Education. 2025;14(1):86–102. DOI: 10.1108/IJMCE‑11-2023-0109


Рецензия

Для цитирования:


Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. Проектная деятельность, стартап-движение креативных индустрий как области наставничества в высшей школе. Управленческие науки / Management Sciences. 2025;15(2):146-166. https://doi.org/10.26794/2304-022X-2025-15-2-146-166

For citation:


Gumerova G.I., Shaimieva E.Sh. Project-based Activities and Startup Movement in Creative Industries as a Field of Mentorship in Higher Education. Management Sciences. 2025;15(2):146-166. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2304-022X-2025-15-2-146-166

Просмотров: 44


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2304-022X (Print)
ISSN 2618-9941 (Online)