Preview

Управленческие науки / Management Sciences

Расширенный поиск

КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В НЕПУБЛИЧНЫХ КОМПАНИЯХ СОГЛАСНО ИЗМЕНЕНИЯМ В ГРАЖДАНСКОМ КОДЕКСЕ РФ

https://doi.org/10.26794/2304-022X-2015--2-30-36

Аннотация

В статье рассматриваются организационно-правовые формы российских корпораций в связи с изменениями в Гражданском кодексе Российской Федерации от 2014 г., согласно которым упраздняются закрытые и открытые акционерные общества (АО) (они должны быть перерегистрированы в публичные и непубличные акционерные общества). Согласно новой классификации с 1 сентября 2014 г. юридические лица делятся на унитарные и корпоративные по принципу членства. Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом на участие в управлении их деятельностью (правом членства) и формируют их высший орган, являются корпоративными организациями (корпорациями). К корпорациям отнесены все коммерческие юридические лица (за исключением унитарных предприятий), а также ряд некоммерческих [потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы) и пр.].По новым правилам корпорации, в свою очередь, делятся на публичные и непубличные: публичные АО схожи с существовавшими ранее ОАО; к непубличным отнесены ЗАО, ОАО и ООО. Деление основано на наличии или отсутствии листинга на фондовой бирже. По сути, коммерческие непубличные корпорации - это частные компании, принадлежащие ограниченному кругу лиц. В статье отдельное внимание уделяется режимам правового регулирования для публичных и непубличных обществ. Публичные корпорации в вопросах создания и организации органов корпоративного управления четко следуют требованиям корпоративного законодательства. В непубличных обществах участники корпорации имеют право выбора и возможность устанавливать правила поведения: выбирают самостоятельно вопросы, относящиеся к компетенции наблюдательного совета; определяют необходимость создания коллегиальных исполнительных органов, введения независимых директоров и создания комитетов в составе совета директоров исходя из принципа целесообразности и пр. Освещаются нововведения Гражданского кодекса Российской Федерации. Относительно корпоративного управления в непубличных обществах нововведения касаются: правомочности определения объема полномочий участников иным способом, кроме как пропорционально их долям в уставном капитале; необходимость удостоверения решений непубличного общества нотариусом и др. И в публичных, и в непубличных обществах предусмотрена возможность назначения нескольких единоличных исполнительных органов.В статье также дается экспертное видение относительно наиболее вероятных направлений развития корпоративного управления в непубличных российских компаниях на ближайшую перспективу.

Об авторе

БЭЛА САИДОВНА Батаева
Финансовый университет
Россия
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Корпоративное управление»


Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Раздел I. Общие положения. Подраздел 2. Лица. Глава 4. Юридические лица / ГАРАНТ.РУ. URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 10.03.2015).

2. Материалы с сайта юридической компании Stanley & Partners. URL: http://www.stanpartners.com/publichnye-i-nepublichnyeakcionernye-obshhestva-v-2014.html (дата обращения: 10.03.2015).

3. Глушецкий А. Публичные и непубличные общества: правила регулирования / Корпоративные стратегии. 2014. № 25 (9541). URL: http://www.eg-online.ru/article/250661/(дата обращения: 10.03.2015).

4. Михайлова А. АО по-новому: как применять ГК РФ после поправок? / ГАРАНТ.РУ. 14 января 2015 г. URL: http://www.garant.ru/article/600814/#ixzz3U9uzsATR (дата обращения: 10.03.2015).

5. Королев В., Сурма И. Моделирование системы корпоративного управления непубличными частными компаниями. URL: http://vneshtorgclub.com/index.php?option=com_content&view=article&id=336:corporategovernance&catid=41announce&Itemid=208 (дата обращения: 05.03.2015).

6. Козлов Р., Москвин А. Управление стоимостью непубличных компаний / РЦБ. РФ. 2006. № 13. URL: http://www.rcb.ru/(дата обращения: 05.03.2015).

7. Волков Д. А. Классификация семейного бизнеса / Российское предпринимательство. 2012. № 15 (213). С. 42-47. URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/24639/ (дата обращения: 05.03.2015).


Рецензия

Для цитирования:


Батаева Б.С. КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В НЕПУБЛИЧНЫХ КОМПАНИЯХ СОГЛАСНО ИЗМЕНЕНИЯМ В ГРАЖДАНСКОМ КОДЕКСЕ РФ. Управленческие науки / Management Sciences. 2015;5(2):30-36. https://doi.org/10.26794/2304-022X-2015--2-30-36

For citation:


Batayeva B. CORPORATE MANAGEMENT IN NON-PUBLIC COMPANIES UNDER THE CHANGES IN THE CIVIL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION. Management Sciences. 2015;5(2):30-36. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2304-022X-2015--2-30-36

Просмотров: 649


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2304-022X (Print)
ISSN 2618-9941 (Online)