Управление развитием Арктики:   финансовое обеспечение региона   и выбор критериев оценки эффективности  инвестиционных проектов   для его освоения


https://doi.org/10.26794/2304-022X-2019-9-2-62-77

Полный текст:


Аннотация

В статье освещаются современные проблемы финансового обеспечения инвестиционных проектов освое-ния Арктики. Одним из важнейших факторов при реализации таких значимых для национальной экономики проектов должна быть ориентация на системное развитие арктических территорий и оптимальное освоение его научно-промышленного потенциала. Полномасштабная реализация таких проектов обеспечит увеличение грузопотока по Северному морскому пути, что, в свою очередь, позитивно отразится на стратегических пози-циях российской экономики, которая будет обладать еще одним перспективным транзитным транспортным коридором. Цель исследования —   всестороннее изучение действующих и перспективных инвестиционных про-ектов освоения Арктического региона, разработка рекомендаций по отбору приоритетных проектов и оценка их эффективности. Анализ различных федеральных программ и инициатив исполнительной власти в области развития Арктики показывает, что оценка эффективности инвестиционных проектов освоения региона и их отбор должны базироваться на показателях не только коммерческой и бюджетной, но и социально-экономи-ческой эффективности каждого проекта. Оценка каждого вида эффективности предполагает использование ряда показателей, среди которых авторами выделяются наиболее значимые. Кроме того, отбор инвестици-онных проектов развития Арктического региона должен учитывать следующие критерии: согласование па-раметров проектов, их непротиворечивость приоритетам государственной политике в Арктике; конкретиза-ция сроков исполнения, объемов финансирования, ресурсного обеспечения и наличие адресности в каждом проекте; определение целевых результатов проекта, предусматривающих формирование специальных (опор-ных) зон развития Арктики. Такой подход обеспечивает комплексную оценку каждого проекта с точки зрения целесообразности реализации и получения требуемых результатов, которые будут выражаться в устойчивом научно-промышленном и экономико-технологическом развитии российской Арктики. Выявлено, что оценка эффективности проектов освоения Арктического региона должна быть основана на совокупности показате-лей коммерческой, социально-экономической и бюджетной эффективности. Нормативная база оценки: мето-дические документы, утвержденные органами федеральной исполнительной власти, с учетом особенностей реализации инфраструктурных проектов на основе различных форм государственно-частного партнерства. Применение указанных выше критериев оценки для каждого отдельно взятого арктического проекта позволит оптимально распределять бюджетное финансирование в условиях дефицита государственных финансов.


Об авторах

В. А.  Цветков
Институт проблем рынка РАН (ИПР РАН)
Россия

Валерий Анатольевич Цветков — член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, профессор, директор 



М. Н.  Дудин
Институт проблем рынка РАН (ИПР РАН); Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Михаил Николаевич Дудин — доктор экономических наук, профессор, заместительдиректора по научной работе; главный научный сотрудник (Институтуправления и регионального развития)



Д. А. Ермилина
Институт проблем рынка РАН (ИПР РАН)
Россия

Ермилина Диана Александровна — кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Лаборатории финансово-денежного регулирования национальной экономики 



Список литературы

1. Chater J. Last frontier: Arctic oil and gas. Valve World. 2012;(March):66–68.

2. Winzer C. Conceptualizing energy security. University of Cambridge. Electricity Policy Research Group. EPRG Working Paper. 2011;(1123). DOI: 10.17863/CAM.5563

3. Zheng W., Pritchard M., Willis M., Tepes P., Gourmelen N., Benham T., Dowdeswell J. Accelerating glacier mass loss on Franz Josef Land, Russian Arctic. Remote Sensing of Environment. 2018;211:357–375. DOI: 10.1016/J.RSE.2018.04.004

4. Barber D., Lukovich J., Keogak J., Baryluk S., Fortier L., Henry G. The changing climate of the Arctic. Arctic. 2008;61(5):7–26. DOI: 10.14430/arctic98

5. Florini A., Sovacool B. K. Who governs energy? The challenges facing global energy governance. Energy Policy. 2009;37(12):5239–5248. DOI: 10.1016/j.enpol.2009.07.039

6. Дудин М. Н. Стратегические приоритеты России в сфере институционально-инновационного недропользования в Арктическом регионе. Региональная экономика: Теория и практика. 2015;(26):2–12.

7. Болсуновская Л. М., Болсуновская Ю. А. Влияние рисков на инвестиционный потенциал арктического континентального шельфа Российской Федерации. Известия Томского политехнического университета. 2012;321(6):44–47.

8. Татаркин А. И. Полянская И. Г., Игнатьева М. Н., Юрак В. В. Методологическая оценка состояния и перспектив институционально-инновационного недропользования в арктической зоне. Экономика региона. 2014;(3):146–158. DOI: 10.17059/2014–3–14

9. Лукин Ю. Ф. Российская Арктика в изменяющемся мире. Архангельск: ИПЦ САФУ; 2013. 281 с.

10. Либерова А. Арктика. Приоритетные проекты развития. Нефть и газ Сибири. 2015;(4):18–22.

11. Марцинкевич Б. Арктика — территория развития. Геоэнергетика.ru. 2017. URL: http://geoenergetics.ru/2017/10/31/arktika-territoriya-razvitiya/ (дата обращения: 20.03.2019).

12. Chai J., Yang, Y., Xing L. Oil price and economic growth: An improved asymmetric co-integration approach. International Journal of Global Energy Issues. 2015;38(4–5–6):278–285. DOI: 10.1504/IJGEI.2015.070269

13. Вякина И. В. Воспроизводство основного капитала в условиях инвестиционного кризиса: институциональные факторы и ограничения. Проблемы современной экономики. 2017;(1):44–48.

14. Серова Н. А., Серова В. А. Транспортная инфраструктура российской Арктики: современное состояние и перспективы развития. Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017;(12):1269–1272.

15. Биев А. А. Региональные инвестиционные проекты в Арктической зоне России: формирование территориальной инфраструктуры. Север и рынок: формирование экономического порядка. 2018;(3):61–69. DOI: 10.25702/KSC.2220–802X.3.2018.59.61–69

16. Smith L. C. The New North: The world in 2050. London: Profile Books; 2012. 322 p.

17. Сайфиева С. Н. Совершенствование налоговой политики с целью стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности. Экономика и управление: проблемы, решения. 2013;(10):17–28.

18. Литвяков С. С. Государственно-частное партнерство в финансировании транспортной инфраструктуры в Российской Федерации. М.: Финансовый ун-т при Правительстве РФ; 2014. 197 с.

19. Делмон Дж. Государственно-частное партнерство в инфраструктуре. Практическое руководство для органов государственной власти. Пер. с англ. Астана: ИЦ «Апельсин»; 2010. 261 с.

20. Hrytsenko L. L., Boyarko I. M. Expert evaluation of concession projects. Economіcs for ecology (ІSCS’2010). Proc. 16th Int. sci. conf. (Sumy, 5–8 May, 2010). Sumy: Sumy State Univ.; 2010:52–54.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Цветков В.А., Дудин М.Н., Ермилина Д.А. Управление развитием Арктики:   финансовое обеспечение региона   и выбор критериев оценки эффективности  инвестиционных проектов   для его освоения. Управленческие науки. 2019;9(2):62-77. https://doi.org/10.26794/2304-022X-2019-9-2-62-77

For citation: Tsvetkov V.A., Dudin M.N., Еrmilina D.A. Managing of the Arctic Development: Financial Support  of the Region and the Criteria Choice for Evaluating  the Effectiveness of Investment Projects. Management Science. 2019;9(2):62-77. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2304-022X-2019-9-2-62-77

Просмотров: 36

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2304-022X (Print)
ISSN 2618-9941 (Online)