Preview

Управленческие науки

Расширенный поиск
Том 9, № 2 (2019)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.26794/2304-022X-2019-9-2

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ 

6-13 418
Аннотация

Конец ХХ в. ознаменовался экстенсивным и взрывным развитием двух направлений в экономике и культуре общества — глобализации и постмодернизма. Постмодерн — это агрессивно-протестная реакция на модерн. Модернисты считали и считают, что разум, наука, прогресс, самопожертвование, уважение — это вечные ценности. Однако создание глобального общества потребления, информатизация, развитие новых технологий, распространение Интернета, мобильной связи, социальных сетей способствовало появлению новых отношений, связанных с отказом от традиционных ценностей. Экономика активно внедряется в культуру потребления в сфере услуг. Мода, стиль, нормы поведения, бренды стали товаром. Постмодерн скрещивает культуру с коммерцией, с потреблением, раскрепощает и освобождает инстинкты. При этом новоявленных культурных мутантов характеризует мнимая индивидуальность, безразличие и разобщенность. После окончания холодной войны идеи постмодернизма с успехом продвигались по разным странам и континентам, пока не споткнулись о Китай. Управленческая проблема человеческих отношений и невозможности их измерения проявляется в современных условиях так же, как и во времена Платона, Аристотеля, Лао-цзы, Конфуция, Сунь-цзы и др. Это явление рассматривается нами на примере развития спорта и массовой культуры в Китае. В ситуации с проникновением идей постмодернизма в китайское общество китайские коммунистические руководители вынуждены обратиться к практической мудрости своих предков для противодействия разрушению национального сознания и сохранению национальной идентичности. Спорт стал одним из самых доступных, важных и капиталоемких механизмов реализации глобальных проектов. Коммерциализация и капитализация крупных спортивных мегасобытий стала частью политической деятельности, национального престижа на международной арене для многих политических систем и независимых государств. В нескольких кейсах показано, как и каким образом китайские руководители государства пытаются сохранить национальную идентичность и баланс отношений в обществе в эпоху постмодерна на примере развития спортивной реформы Китая.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ 

14-22 329
Аннотация

Автор статьи предлагает новые подходы к решению вопросов, связанных со стратегическим и оперативным управлением предприятия. Представлена модель гарантированного алгоритмического воздействия стратегических требований (рекомендаций), выраженных в конкретных индикаторах, на процесс ежемесячного бюджетирования. Органическое взаимодействие этих видов управления позволит менеджменту системно и последовательно реализовать на предприятии модельные разработки. Встраивание ежемесячных бюджетов в стратегическое управление предполагает создание высокоинтеллектуальной информационной системы, ядром которой должна служить иерархическая база знаний, обеспечивающая алгоритмическую связь между стратегией и бюджетом. Кроме того, должны быть созданы базы формул, предназначенные для ежемесячных расчетов показателей, определяемых стратегической целью. Представленная в статье технология нечеткого иерархического поиска ограничений на ряд ключевых бюджетных показателей наглядно демонстрирует процесс сглаживания конфликтов и устранение проблем, возникающих во время адаптации целевых стратегических требований к реальным возможностям предприятия.

23-33 687
Аннотация

Как было отмечено в первой части настоящей статьи, в обширной литературе, посвященной кризисам и кризис-ме-неджменту, можно выделить два основных направления: внутреннее, где особое внимание уделяется техническим и структурным аспектам кризиса, и внешнее, где внимание организации акцентируется на управлении заинтересо-ванными сторонами, или стейкхолдерами. Несмотря на то что в течение последних 20 лет каждое из этих направле-ний развивалось в значительной степени самостоятельно, было обнаружено наличие определенного числа возмож-ностей для их интеграции. На основе результатов исследований, приведенных в обширном списке используемой литературы, будет показано, как оба эти направления могут быть объединены в одну интегрированную структуру. При этом исследование потенциала синтеза внутреннего и внешнего направлений будет охватываться временными рамками трех основных кризисных этапов: докризисной профилактики, кризисного управления и получения пост-кризисных результатов, а термин «кризисное управление» будет в самом широком смысле отражать деятельность на этих этапах организационного менеджмента.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 

34-49 308
Аннотация

Проблема сокращения численности населения, снижения экономической активности и ухудшение инвестиционной привлекательности стала актуальной на повестке устойчивого развития промышленных или монопрофильных горо-дов в большинстве развитых стран (США, ЕС, Австралии) в течение последнего столетия. Повышение экономической эффективности использования городских территорий, стимулирование удержания населения, в том числе молодежи, и привлечения нового за счет создания востребованных рабочих мест и формирования комфортных условий прожи-вания —  все это потребовало выработки механизмов и инструментов социально-экономического развития городов. Мировой опыт накопил различные подходы к преобразованию убывающих городов —   экономические и финансовые инструменты поддержки развития и обеспечения партнерства в системе «город —  бизнес —  жители», комплексные программы развития городов, инструменты оптимизации пространственной и территориальной структуры городов и др. В статье приведен анализ сложившихся практик применения управленческих и организационных механизмов пространственного развития убывающих городов в США, Великобритании, Германии, Испании, Австралии. На осно-вании проведенного анализа сделаны ключевые выводы о факторах, определяющих траектории от убывания до восстановления городов. Практическое значение выводов заключается в возможности их использования при раз-работке стратегий и программ развития российских городов, испытывающих тенденции к сжатию экономического и территориального пространства.

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 

50-61 296
Аннотация

Переход к формированию бюджетов на основе программно-целевого метода относится к одному из значимых достижений проводимой в России бюджетной политики в части повышения эффективности бюджетных расхо-дов. По заключению большинства авторов, реализация государственных программ по многим стратегическим направлениям пока не привела к ожидаемому повышению результативности расходования бюджетных средств. Неэффективность исполнения госпрограмм во многом связана с их некачественной подготовкой. Предметом данного исследования выбраны методологические подходы к оценке качества подготовки госпрограмм сфе-ры управления финансами на уровне субъекта РФ. Логико-содержательный анализ выбранных из открытых источников текстов госпрограмм проводился на основе разработанной автором методологии оценки качества поддержания принципа целевой декомпозиции. Полученные результаты анализа основных параметров госу-дарственных программ по управлению финансами указывают на формальный подход регионов РФ к офор-млению текстов программ. По мнению автора, для повышения эффективности управления финансами необхо-димо разрабатывать специальные модели бюджетирования для этой сферы, включающие как процессные, так и проектные принципы управления.

62-77 350
Аннотация

В статье освещаются современные проблемы финансового обеспечения инвестиционных проектов освое-ния Арктики. Одним из важнейших факторов при реализации таких значимых для национальной экономики проектов должна быть ориентация на системное развитие арктических территорий и оптимальное освоение его научно-промышленного потенциала. Полномасштабная реализация таких проектов обеспечит увеличение грузопотока по Северному морскому пути, что, в свою очередь, позитивно отразится на стратегических пози-циях российской экономики, которая будет обладать еще одним перспективным транзитным транспортным коридором. Цель исследования —   всестороннее изучение действующих и перспективных инвестиционных про-ектов освоения Арктического региона, разработка рекомендаций по отбору приоритетных проектов и оценка их эффективности. Анализ различных федеральных программ и инициатив исполнительной власти в области развития Арктики показывает, что оценка эффективности инвестиционных проектов освоения региона и их отбор должны базироваться на показателях не только коммерческой и бюджетной, но и социально-экономи-ческой эффективности каждого проекта. Оценка каждого вида эффективности предполагает использование ряда показателей, среди которых авторами выделяются наиболее значимые. Кроме того, отбор инвестици-онных проектов развития Арктического региона должен учитывать следующие критерии: согласование па-раметров проектов, их непротиворечивость приоритетам государственной политике в Арктике; конкретиза-ция сроков исполнения, объемов финансирования, ресурсного обеспечения и наличие адресности в каждом проекте; определение целевых результатов проекта, предусматривающих формирование специальных (опор-ных) зон развития Арктики. Такой подход обеспечивает комплексную оценку каждого проекта с точки зрения целесообразности реализации и получения требуемых результатов, которые будут выражаться в устойчивом научно-промышленном и экономико-технологическом развитии российской Арктики. Выявлено, что оценка эффективности проектов освоения Арктического региона должна быть основана на совокупности показате-лей коммерческой, социально-экономической и бюджетной эффективности. Нормативная база оценки: мето-дические документы, утвержденные органами федеральной исполнительной власти, с учетом особенностей реализации инфраструктурных проектов на основе различных форм государственно-частного партнерства. Применение указанных выше критериев оценки для каждого отдельно взятого арктического проекта позволит оптимально распределять бюджетное финансирование в условиях дефицита государственных финансов.

УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ 

78-93 952
Аннотация

Руководителю школы так же, как и собственнику бизнеса, важно понимать динамику развития организации. Действующие в настоящее время формальные процедуры оценки школ и различные рейтинги фиксируют текущее состояние организации, но не позволяют определить, на каком этапе своего развития она находится. Анализ существующих подходов к определению стадий жизненного цикла организаций показал, что существующие методики ориентиро-ваны на бизнес и не могут быть использованы для образовательной организации. В статье предложена методика определения стадии жизненного цикла школы на основе агрегированного показателя, рассчитанного с учетом весовых коэффициентов количественных показателей деятельности школы. Все показатели анализируются в динамике (за пять лет), определяются их средние значения по выборке школ в двух периодах, рассчитываются процентные изменения показателей за анализируемый период. Эмпирические данные для расчета показателей получены из отчетов школ по результатам самообследования. Представлены результаты апробации методики. Основным качественным параметром диагностики являлся доминирующий тип организационной культуры школы, который определялся на основе методики К. Камерона и Р. Куинна (OCAI). Качественные данные получены в результате анкетирования учителей и руководителей школ. Окончательная диагностика стадии жизненного цикла школы проводилась на основе сравнения результатов, полученных на основе количественных и качественных методов. Предложенная в данном исследовании методика определения стадии жизненного цикла может быть использована в управленческой практике руководителей школ.

ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ И УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ 

94-106 572
Аннотация

История управления различными социальными объектами — семейными, частными, общественными, церковными, региональными, государственными, — насчитывает уже много тысячелетий. И одновременно объективно постоянно возникали вопросы: «Что должны делать руководители (менеджеры) этих объектов для обеспечения их выживания, роста и развития?», «Какие роли должны выполнять руководители социальных организаций?», «Какими компетенциями должны обладать руководители, чтобы эффективно и результативно исполнять свои роли?». В статье излагается эволюция взглядов на роли менеджеров социальных организаций с древнейших времен до сегодняшнего дня. Приводятся результаты исследований проблем «роли менеджеров», выявивших региональную, «национальную» и отраслевую специфику ролей менеджеров, и совершенно новые роли, а главное — значимость (рейтинг) ролей менеджера на различных этапах жизненного цикла социальных организаций.

КОНГРЕССЫ, КОНФЕРЕНЦИИ, СЕМИНАРЫ 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2304-022X (Print)
ISSN 2618-9941 (Online)