жизненный цикл образовательной организации: эмпирический подход
https://doi.org/10.26794/2304-022X-2019-9-2-78-93
Аннотация
Руководителю школы так же, как и собственнику бизнеса, важно понимать динамику развития организации. Действующие в настоящее время формальные процедуры оценки школ и различные рейтинги фиксируют текущее состояние организации, но не позволяют определить, на каком этапе своего развития она находится. Анализ существующих подходов к определению стадий жизненного цикла организаций показал, что существующие методики ориентиро-ваны на бизнес и не могут быть использованы для образовательной организации. В статье предложена методика определения стадии жизненного цикла школы на основе агрегированного показателя, рассчитанного с учетом весовых коэффициентов количественных показателей деятельности школы. Все показатели анализируются в динамике (за пять лет), определяются их средние значения по выборке школ в двух периодах, рассчитываются процентные изменения показателей за анализируемый период. Эмпирические данные для расчета показателей получены из отчетов школ по результатам самообследования. Представлены результаты апробации методики. Основным качественным параметром диагностики являлся доминирующий тип организационной культуры школы, который определялся на основе методики К. Камерона и Р. Куинна (OCAI). Качественные данные получены в результате анкетирования учителей и руководителей школ. Окончательная диагностика стадии жизненного цикла школы проводилась на основе сравнения результатов, полученных на основе количественных и качественных методов. Предложенная в данном исследовании методика определения стадии жизненного цикла может быть использована в управленческой практике руководителей школ.
Об авторах
С. А. МихееваРоссия
Светлана Александровна Михеева — кандидат экономических наук, доцент
Е. В. Потина
Россия
Елена Владимировна Потина — магистр программы «Управление образованием», заместитель директора
Список литературы
1. Bush T. The National College for School Leadership: Purpose, power and prospects. Educational Management Administration & Leadership. 2004;32(3):243–249. DOI: 10.1177/1741143204044414
2. Bush T. School leadership development: Top-down or bottom-up? Educational Management Administration & Leadership. 2011;39(3):258–260. DOI: 10.1177/1741143211403372
3. Bush T. Educational leadership and management: Theory, policy, and practice. South African Journal of Education. 2007;27(3):391–406.
4. Ribbins P. Leadership and management in education: What’s in a field? South African Journal of Education. 2007;27(3):351–376.
5. Gunter H., Ribbins P. Leadership studies in education: Towards a map of the field. Educational Management Administration & Leadership. 2002;(30)4:359–387. DOI: 10.1177/0263211X020304003
6. Robbins S. P. Organization theory: Structure, design, and applications. Delhi: Pearson/Prentice-Hall; 2009. 380 p.
7. Miller T. W., Miller J. M. Educational leadership in the new millennium: A vision for 2020. International Journal of Leadership in Education. 2001;4(2):181–189. DOI: 10.1080/13603120120806
8. Ясвин В. А. Организационная культура педагогического коллектива. Школьный психолог. 2009;(14). URL:http://psy.1september.ru/view_article.php? ID=200901410 (дата обращения: 20.05.2019).
9. Мельник О. Ф. Организационная культура средних школ с разной степенью инновационной активности. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2010;(5–1):396–403.
10. Шакурова А. В. Организационная культура образовательного учреждения как социально-психологический регулятор и инструмент формирования профессиональной идентичности учителей и трудовой мотивации выпускников школы. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2013;(6–1):457–462.
11. Miller D., Friesen P. H. A longitudinal study of the corporate life cycle. Management Science. 1984;30(10):1161–1183. DOI: 10.1287/mnsc.30.10.1161
12. Sharken Simon J., Donovan J. T. The five life stages of nonprofit organizations: Where you are, where you’re going, and what to expect when you get there. Saint Paul, MN: Amherst H. Wilder Foundation; 2001. 103 p.
13. Ивашковская И. В., Константинов Г. Н., Филонович С. Р. Становление корпорации в контексте жизненного цикла организации. Российский журнал менеджмента. 2004;2(4):19–34.
14. Филонович С. Р. Использование моделей жизненного цикла в организационной диагностике. Социологические исследования. 2005;(4):53–64.
15. Широкова Г. В. Жизненный цикл организации: эмпирические исследования и теоретические подходы. Российский журнал менеджмента. 2007;5(3):85–90.
16. Широкова Г. В. Жизненные циклы российских предпринимательских фирм: методология исследования и основные стадии. Автореф. дис. д-ра экон. наук. СПб.: СПбГУ; 2010. 45 с.
17. Smith K., Mitchell T., Summer C. Top level management priorities in different stages of the organizational life cycle. The Academy of Management Journal. 1985;28(4):799–820. DOI: 10.2307/256238
18. Quinn R. E., Cameron K. S. Organizational life cycles and shifting criteria of effectiveness: Some preliminary evidence. Management Science. 1983;29(1):33–51. DOI: 10.1287/mnsc.29.1.33
19. Ивашковская И. В. Жизненный цикл организации: взгляд финансиста. Управление компанией. 2006;(11). URL: https://www.cfin.ru/press/zhuk/2006–11/14.shtml (дата обращения: 16.05.2019).
20. Шамрай А., Ермилова Г. и др. Жизненный цикл малого предприятия. М.: Фонд «Либеральная миссия»; 2010. 244 с.
21. Dickinson V. Cash flow patterns as a proxy for firm life cycle. The Accounting Review. 2011;86(6):1969–1994. DOI: 10.2308/accr‑10130
22. Anthony J. H., Ramesh K. Association between accounting performance measures and stock price: A test of the life cycle hypothesis. Journal of Accounting and Economics. 1992;15(2–3):203–227. DOI: 10.1016/0165–4101(92)90018-W
23. Stevens S. K. Nonprofit lifecycles: Stage-based wisdom for nonprofit capacity. Long Lake, MN: Stagewise Enterprises, Inc.; 2001. 140 p.
24. Tshiunza C. L., Batekele L. K., Yawidi J. P. Life cycle of private schools experiencing failure in Democratic Republic of Congo. Open Journal of Social Sciences. 2017;(5):318–342. DOI: 10.4236/jss.2017.510027
25. Ушаков К. М. Эволюция организации: зарождение и становление. Директор школы. 1997;(6):3–10.
26. Ушаков К. М. Эволюция организации: развитие, расцвет, спад. Директор школы. 1998;(2):18–22.
27. Храповицкая Е. М. Концепция жизненного цикла применительно к корпоративной культуре образовательной организации как сложной социально-экономической системе. Современная наука. 2014;(2):28–32.
28. Бурцев Ю. А., Храповицкая Е. М. Определение этапа жизненного цикла образовательной организации. Транспортное дело России. 2014;(3):86–88.
29. Антохина Ю. А., Колесников А. М., Храповицкая Е. М. Особенности организационной структуры управления на различных этапах жизненного цикла образовательной организации. Вестник экономической безопасности. 2016;(2):275–280.
30. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений. Поташник М. М., Лазарев В. С., ред. М.: Новая школа; 1995. 464 с.
31. Breitmayer B. J., Ayres L., Knafl K. A. Triangulation in qualitative research: Evaluation of completeness and confirmation purposes. IMAGE: Journal of Nursing Scholarship. 1993;25(3):235–243. DOI: 10.1111/j.1547–5069.1993.tb00788.x
32. Агранович М. Л. Оценка результатов деятельности общеобразовательных учреждений. Журнал руководителя управления образованием. 2009;(6):24–35.
33. Гохберг Л. М., Кузьминов Я. И. и др. Индикаторы образования: 2017. М.: НИУ ВШЭ; 2017. 319 c.
34. Постников В. М., Спиридонов С. Б. Методы выбора весовых коэффициентов локальных критериев. Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н. Э. Баумана. 2015;(6):267–287. DOI: 10.7463/0615.0780334
35. Leithy W. E. Organizational culture and organizational life cycle. International Journal of Economics & Management Sciences. 2017;6(3). URL: https://www.omicsonline.org/open-access/organizational-culture-andorganizational-life-cycle‑2162–6359–1000433.php?aid=90164 (дата обращения: 10.05.2019).
36. Gupta Y., Chin D. Organizational life cycle: A review and proposed directions for research. The Mid-Atlantic Journal of Business. 1994;30(3):269–294.
37. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. Пер. с англ. СПб.: Питер; 2002. 330 с.
38. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. Пер. с англ. СПб.: Питер; 2001. 320 с.
39. Зябриков В. В., Зябрикова А. В. Развитие теории жизненного цикла на основе единой типологии деловой культуры. Проблемы современной экономики. 2015;(1):116–120.
40. Килимова Л. В., Пахомова О. А., Нишнианидзе О. О. Взаимосвязь жизненных циклов организации и трансформации организационной культуры. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2015;(1):108–114.
41. Прахов И. А., Юдкевич М. М. Влияние дохода домохозяйств на результаты ЕГЭ и выбор вуза. Вопросы образования. 2012;(1):126–147. DOI: 10.17323/1814–9545–2012–1–126–147
42. Sajjad F., Hassan U., Shah B. et al. Exploring the relationships among organizational life cycle stages and different traits of organizational culture. Business and Management Review. 2011;1(7):103–112.
Рецензия
Для цитирования:
Михеева С.А., Потина .В. жизненный цикл образовательной организации: эмпирический подход. Управленческие науки / Management Sciences. 2019;9(2):78-93. https://doi.org/10.26794/2304-022X-2019-9-2-78-93
For citation:
Mikheeva S.A., Potina E.V. The Life cycle of an Educational Organization: An Empirical Approach. Management Sciences. 2019;9(2):78-93. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2304-022X-2019-9-2-78-93