особенности современного этапа и проблемы пространственного развития арктических регионов России


https://doi.org/10.26794/2404-022X-2019-9-4-32-43

Полный текст:


Аннотация

Статья посвящена проблемам социально-экономического развития арктических территорий России. Методологическая база исследования включает современную теорию размещения производства и концепцию государственного управления региональным развитием. Проведенный анализ позволил сделать выводы о том, что на пространственное развитие арктических регионов оказывают негативное влияние такие факторы, как низкая инфраструктурная обеспеченность, транспортная удаленность, неблагоприятный климат и др. В этих условиях одним из приоритетов реализации Стратегии пространственного развития Арктической зоны должна стать модернизация всей ее транспортно-логистической системы. Обосновано, что наиболее эффективными формами пространственной организации экономики и управления, обеспечивающими реализацию комплексного подхода к освоению новых территорий, могут оказаться территориальные кластеры, а также территории опережающего социально-экономического развития, содействующие диверсификации экономики Севера, привлечению инвестиций и тем самым повышению качества жизни населения. Практическое значение полученных результатов и выводов исследования заключается в возможности их использования при актуализации стратегий и программ развития регионов Российского Севера и Арктики с целью формирования эффективного механизма управления и координации хозяйственной деятельности и обеспечения комплексного развития арктических территорий.

Об авторах

Е. Е. Плисецкий
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия
Евгений Евгеньевич Плисецкий — кандидат географических наук, заместитель директора Института региональных исследований и городского планирования факультета городского и регионального развития, доцент кафедры управления развитием территорий и регионалистики


Е. Л. Плисецкий
Финансовый университет Москва
Россия
Евгений Леонидович Плисецкий — кандидат географических наук, доктор педагогических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования, профессор департамента экономической теории


Список литературы

1. Лукин Ю. Ф. Российская Арктика в изменяющемся мире. Архангельск: ИПЦ САФУ; 2013. 281 с.

2. Замятина Н. Ю., Пилясов А. Н. Российская Арктика: к новому пониманию процессов освоения. М.: Ленанд; 2019. 400 с.

3. Howard R. The Arctic gold rush: The new race for tomorrow’s natural resources. London, New York: Continuum Books; 2009. 272 p.

4. Southcott C. et al. Beyond the Berger inquiry: Can extractive resource development help the sustainability of Canada’s Arctic communities? Arctic. 2018;71(4):393–406. DOI: 10.14430/arctic4748

5. Павленко В. И. Арктическая зона Российской Федерации в системе обеспечения национальных интересов страны. Арктика: экология и экономика. 2013;(4):16–25.

6. Меламед И. И., Павленко В. И. Правовые основы и методические особенности разработки проекта государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации до 2020 года». Арктика: экология и экономика. 2014;(2):6–15.

7. Смирнова О. О., Липина С. А., Кудряшова Е. В., Крейденко Т. Ф., Богданова Ю. Н. Формирование опорных зон в Арктике: методология и практика. Арктика и Север. 2016;(25):148–157. DOI: 10.17238/issn2221–2698.2016.25.148

8. Плисецкий Е. Л., Плисецкий Е. Е., Шедько Ю. Н. Устойчивое развитие территорий нового хозяйственного освоения: инновационные решения. Региональная экономика: теория и практика. 2018;16(5):942–955. DOI: 10.24891/re.16.5.942

9. Казакова Д. М. Институциональные источники кластерных эффектов. Журнал Экономической теории. 2016;(3):257–261.

10. Буч О. В. Анализ предпосылок создания транспортно-логистического кластера в Мурманской области. Российское предпринимательство. 2014;(2):140–144.

11. Осипова Е. Э. Судостроительный кластер Архангельской области. Ученые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2016;2(1):151–158.

12. Шедько Ю. Н. Кластерный подход к устойчивому развитию Ханты-Мансийского округа — Югры. Вестник университета (Государственный университет управления). 2015;(9):114–121.

13. Половинкин В. Н., Фомичев А. Б. Перспективные направления и проблемы развития Арктической транспортной системы Российской Федерации в XXI веке. Арктика: экология и экономика. 2012;(3):74–83.

14. Keupp M. M., ed. The Northern sea route: A comprehensive analysis. Wiesbaden: Springer Gabler; 2015. 134 p. DOI: 10.1007/978–3–658–04081–9

15. Blunden M. Geopolitics and the Northern sea route. International Affairs. 2012:88(1):115–129. DOI: 10.1111/j.1468–2346.2012.01060.x

16. Пегин Н. А. Национальная арктическая транспортная линия: проблемы и перспективы. Арктика и Север. 2016;(23):32–40. DOI: 10.17238/issn2221–2698.2016.23.32

17. Плисецкий Е. Е. Приоритеты развития Северного морского пути в стратегическом управлении и планировании. Арктика и Север. 2016;(22):101–111. DOI: 10.17238/issn2221–2698.2016.22.101


Дополнительные файлы

Для цитирования: Плисецкий Е.Е., Плисецкий Е.Л. особенности современного этапа и проблемы пространственного развития арктических регионов России. Управленческие науки. 2019;9(4):32-43. https://doi.org/10.26794/2404-022X-2019-9-4-32-43

For citation: Plisetskii E.E., Plisetskii E.L. features of the Current Phase and Problems of Spatial Development of the Arctic regions of russia. Management Science. 2019;9(4):32-43. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2404-022X-2019-9-4-32-43

Просмотров: 137

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2304-022X (Print)
ISSN 2618-9941 (Online)