Модели лидерства, удовлетворяющие цифровизации высшей школы


https://doi.org/10.26794/2404-022X-2019-9-4-75-84

Полный текст:


Аннотация

Поскольку знания становятся основным фактором экономического роста, а высшее образование выходит в авангард общественного прогресса, вузам необходимо в ближайшие годы трансформировать образовательную среду менеджмента и изменить деятельностные, мыслительные и лидерские модели профессорско-преподавательского состава и студентов вузов. В статье проанализированы современные теории трансформационного лидерства, отвечающего высоким требованиям университета как двигателя экономического роста. Методологическая база исследования включает социологические, психологические, управленческие теории лидерства, а также лидерство с позиций теории сложных систем. Проведен анализ особенностей моделей организационного лидерства, обоснованы их преимущества и недостатки, сформулированы условия реализации феномена лидерства в условиях цифровизации, изучен опыт по внедрению элементов модели «цифрового университета» Финансового университета. Авторы исследования полагают, что в рамках межуровнего и межкластерного взаимодействия всех участников образовательной среды модель порождающего лидерства реальна и достижима. Предложен механизм перехода от иерархических моделей к моделям порождающего лидерства. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в обосновании взаимообусловленности цифровизации и экосистемы лидерства как многообразия информационного обмена, многокомпонентности взаимодействия и целостности функционирования лидеров образования.

Об авторах

Ю. М. Грузина
Финансовый университет
Россия
Юлия Михайловна Грузина — кандидат экономических наук, доцент, доцент Департамента менеджмента


М. В. Мельничук
Финансовый университет
Россия
Марина Владимировна Мельничук — доктор экономических наук, профессор, профессор Департамента языковой подготовки


М. А. Белогаш
Финансовый университет
Россия
Марина Анатольевна Белогаш — доцент Департамента языковой подготовки


Список литературы

1. Vuori J. Distributed leadership in the construction of a new higher education campus and community. Educational Management Administration & Leadership. 2019;47(2):224–240. DOI: 10.1177/1741143217725322

2. Raagmaa G., Keerberg A. Regional higher education institutions in regional leadership and development. Regional Studies. 2017;51(2):260–272. DOI: 10.1080/00343404.2016.1215600

3. Rottmann C., Reeve D. W., Sacks R., Klassen M. An intersubjective analysis of engineering leadership across organizational locations: Implications for higher education. Canadian Journal of Higher Education. 2016;46(4):146–173. URL: http://journals.sfu.ca/cjhe/index.php/cjhe/article/view/186198/pdf (accessed on 06.08.2017).

4. Jones S., Harvey M. A distributed leadership change process model for higher education. Journal of Higher Education Policy and Management. 2017;39(2):126–139. DOI: 10.1080/1360080X.2017.1276661

5. Makina A. The theory of connectivism in enhancing leadership/management competences in e-learning in higher education. African Educational Research Journal. 2016;4(4):152–159. URL: http://www.netjournals.org/pdf/AERJ/2016/4/16–038.pdf (accessed on 06.08.2017).

6. Stensaker B., Bilbow G. T., Breslow L., Vaart R., eds. Strengthening teaching and learning in research universities. London: Palgrave Macmillan; 2017. 228 p.

7. Kotter J. P. Accelerate! Harvard Business Review. 2012;(11):45–58. URL: https://hbr.org/2012/11/accelerate

8. Klein C., Lester J., Rangwala H., Johri A. Learning analytics tools in higher education: Adoption at the intersection of institutional commitment and individual action. Review of Higher Education. 2019;42(2):565–593. DOI: 10.1353/rhe.2019.0007

9. Graetz F., Smith A. C.T. Managing organizational change: A philosophies of change approach. Journal of Change Management. 2010;10(2):135–154. DOI: 10.1080/14697011003795602

10. Heyler S. G., Armenakis A. A., Walker A. G., Collier D. Y. A qualitative study investigating the ethical decision making process: A proposed model. The Leadership Quarterly. 2016;27(5):788–801. DOI: 10.1016/j.leaqua.2016.05.003

11. Péladeau P., Herzog M., Acker O. The new class of digital leaders. Tech & Innovation. 2017;(88). URL: https://www.strategy-business.com/article/The-New-Class-of-Digital-Leaders?gko=a250f (accessed on 14.09.2019).

12. Fedorova I. Yu., Elistratova E. Yu. Improving the mechanism of educational system funding. Nauchno-issledovatel’skii finansovyi institut. Finansovyi zhurnal = Financial Research Institute. Financial Journal. 2012;(1):149–158. (In Russ.).

13. Федорова И. Ю., Елистратова Е. Ю. Совершенствование механизма финансирования системы образования. Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2012;(1):149–158.

14. Sakharova N. V. Estimation of creative potential implementation in the research activity of a higher education establishment. Nauchno-issledovatel’skii finansovyi institut. Finansovyi zhurnal = Financial Research Institute. Financial Journal. 2013;(1):159–164. (In Russ.).

15. Сахарова Н. В. Оценка реализации творческого потенциала в научно-исследовательской деятельности вуза. Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2013;(1):159–164.

16. Dugan J. P., Humbles A. D. A paradigm shift in leadership education: Integrating critical perspectives into leadership development. New Directions for Student Leadership. 2018;(159):9–26. DOI: 10.1002/yd.20294

17. Black S. A. Qualities of effective leadership in higher education. Open Journal of Leadership. 2015;(4):43–66. DOI: 10.4236/ojl.2015.42006

18. Goffee R., Jones G. Leading clever people. Harvard Business Review. 2007;85(3). URL: https://hbr.org/2007/03/leading-clever-people (accessed on 09.12.2019).

19. Jones S., Harvey M., Hamilton J., Bevacqua J., Egea K., McKenzie J. Demonstrating the impact of a distributed leadership approach in higher education. Journal of Higher Education Policy and Management. 2017;39(2):197–211. DOI: 10.1080/1360080X.2017.1276567

20. Bolden R. Distributed leadership in organizations: A review of theory and research. International Journal of Management Reviews. 2011;13(3):251–269. DOI: 10.1111/j.1468–2370.2011.00306.x

21. Mitic R. R. Challenges to positive leadership in US higher education: Lessons from US political economy. Perspectives on Global Development and Technology. 2015;14(1–2). DOI: 10.1163/15691497–12341345

22. Branson C. M., Franken M., Penney D. Middle leadership in higher education: A relational analysis. Educational Management, Administration & Leadership. 2015;44(1):128–145. DOI: 10.1177/1741143214558575

23. Lumby J. In the wings and backstage: Exploring the micropolitics of leadership in higher education. London: Leadership Foundation for Higher Education. 2015. 36 p. URL: https://eprints.soton.ac.uk/386161/1/__soton.ac.uk_ude_PersonalFiles_Users_jlumby_mydocuments_Text%2520Document%2520Feb.%25202015_JL%2527s%2520articles_LF%2520J%2520Lumby%2520In%2520the%2520Wings.pdf (accessed on 06.08.2017).

24. O’Reilly D., Reed M. ‘Leaderism’: An evolution of managerialism in UK public service reform. Public Administration. 2010;88(4):960–978. DOI: 10.1111/j.1467–9299.2010.01864.x

25. Crevani L., Ekman M., Lindgren M., Packendorff J. Leadership cultures and discursive hybridization: On the cultural production of leadership in higher education reforms. International Journal of Public Leadership. 2015;11(3–4):147–165. DOI: 10.1108/IJPL-08–2015–0019

26. Lichtenstein B. B., Uhl-Bien M., Marion R., Seers A., Orton J. D., Schreiber C. Complexity leadership theory: An interactive perspective on leading in complex adaptive systems. Emergence: Complexity & Organization. 2006;8(4):2–12. URL: http://digitalcommons.unl.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1007&context=managementfacpub (accessed on 09.12.2019).

27. Schyns B., Kiefer T., Kerschreiter R., Tymon A. Teaching implicit leadership theories to develop leaders and leadership: How and why it can make a difference. Academy of Management Learning & Education. 2011;10(3):397–408. DOI: 10.5465/amle.2010.0015


Дополнительные файлы

Для цитирования: Грузина Ю.М., Мельничук М.В., Белогаш М.А. Модели лидерства, удовлетворяющие цифровизации высшей школы. Управленческие науки. 2019;9(4):75-84. https://doi.org/10.26794/2404-022X-2019-9-4-75-84

For citation: Gruzina Y.M., Mel’nichuk M.V., Belogash M.A. Leadership Ideas Shaped by Digital Insights in Higher Education. Management Science. 2019;9(4):75-84. https://doi.org/10.26794/2404-022X-2019-9-4-75-84

Просмотров: 116

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2304-022X (Print)
ISSN 2618-9941 (Online)