Совершенствование управления эффективностью налоговой службы
https://doi.org/10.26794/2404-022X-2020-10-2-6-21
Аннотация
Статья посвящена оценке эффективности налоговой службы России на фоне процессов развития налоговой системы в 1991–2018 гг. Использованы методы: количественные (факторный анализ, эконометрические и экономико-статистические методы, контент-анализ нормативных правовых актов, табличные и графические методы визуализации, мониторинг показателей деятельности налоговых органов) и качественные (сравнительно-правовой и сравнительно-исторический анализ). Предложена методика оценки развития налоговой службы; методика протестирована на статистических данных, рассчитаны соответствующие индексы; составлена хронология ключевых событий развития налоговой системы и налоговой службы в РФ. Выявлено статистическое соответствие индексов развития налоговой службы и налоговой системы; рассогласование динамики индексов в 2014–2018 гг. вызвано посткризисным замедлением экономического роста и негативными тенденциями в государственном регулировании. Выявленные закономерности можно использовать для оценки эффективности и реформирования службы в налоговых органах.
Ключевые слова
Об авторе
Г. А. БорщевскийРоссия
Георгий Александрович Борщевский — доктор политических наук, доцент
Москва
Список литературы
1. Хафизова А.Р. Показатели оценки эффективности деятельности налоговых органов: обзор существующих подходов. Финансы и кредит. 2012;(31):18–24.
2. Steshenko J.A., Tikhonova A.V. An integral approach to evaluating the effectiveness of tax incentives. Journal of Tax Reform. 2018;4(2):157–173. DOI: 10.15826/jtr.2018.4.2.050
3. Мороз В.В., Мороз С.В. Показатели эффективности работы налоговых органов. Проблемы экономики и юридической практики. 2018;(2):50–52.
4. Chaikovskaya N.V., Chaikovsky D.V., Terentieva I.V. Methodology of assessment of the control work efficiency of the tax authority. Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015;6(6):127–135.
5. Васильев С.В. Налогообложение в России в период перехода к рыночной экономике и налоги как инструмент государственного регулирования экономики в конце XX и начале XXI столетий. Экономика и бизнес: теория и практика. 2018;(10–1):32–41. DOI: 10.24411/2411–0450–2018–10054
6. Shibaeva N.A., Zarudneva A.I., Sozinova A.A., Shuvaev A.V., Alekseev A.N. Restructuring of tax liabilities as an upcoming trend of economic diversification in modern Russia. In: Gashenko I., Zima Y., Davidyan A., eds. Optimization of the taxation system: Preconditions, tendencies and perspectives. Cham: Springer-Verlag; 2019:83–89. (Studies in Systems, Decision and Control. Vol. 182). DOI: 10.1007/978–3–030–01514–5_10
7. Dmitriev O.N., Novikov S.V. Transformation of Russian tax system as part of the integration of the economy into international high-technology production field of socio-economic systems. European Research Studies Journal. 2018;21(4):400–413.
8. Cagala T., Rincke J., Cueva A.T. Administrative efficiency and tax compliance. In: Proc. 110th Annual conf. on taxation (Philadelphia, PA, 9–11 Nov., 2017). Red Hook, NY: Curran Associates, Inc.; 2018:2648–2677. URL: https://ntanet.org/wp-content/uploads/proceedings/2017/NTA2017–263.pdf (дата обращения: 12.01.2020).
9. Aguzarova L.A., Aguzarova F.S. Planning of tax payments as a factor of economic growth. European Research Studies. 2018;21(2):195–206.
10. Friedman J., Betor T., Do S. The votes are in: State responses to Federal tax reform. Tax Executive. 2018;70:31– 43. URL: https://taxexecutive.org/the-votes-are-in-state-responses-to-federal-tax-reform (дата обращения: 12.01.2020).
11. Мишустин М.В. Факторы роста налоговых поступлений: Макроэкономический подход. Экономическая политика. 2016;11(5):8–27.
12. Grote M. How to establish a tax policy unit. IMF How-To Note. 2017;(02). URL: https://www.imf.org/en/Publications/Fiscal-Affairs-Department-How-To-Notes/Issues/2017/10/19/How-to-Establish-a-Tax-PolicyUnit-45322 (дата обращения: 12.01.2020).
13. Slemrod J. Is this tax reform, or just confusion? Journal of Economic Perspectives. 2018;32(4):73–96. DOI: 10.1257/jep.32.4.73
14. Andrle M., Hebous Sh., Kangur A., Raissi M. Italy: Toward a growth-friendly fiscal reform. IMF Working Paper. 2018;(59). URL: https://www.imf.org/en/Publications/WP/Issues/2018/03/16/Italy-Toward-a-GrowthFriendly-Fiscal-Reform-45737#:~:text=Summary%3A,are%20yet%20to%20be%20specified (дата обращения: 12.01.2020).
15. Fack G., Landais C. The effect of tax enforcement on tax elasticities: Evidence from charitable contributions in France. Journal of Public Economics. 2016;133:23–40. DOI: 10.1016/j.jpubeco.2015.10.004
16. Xiong Z., Li H. Ecological deficit tax: A tax design and simulation of compensation for ecosystem service value based on ecological footprint in China. Journal of Cleaner Production. 2019;230:1128–1137. DOI: 10.1016/j.jclepro.2019.05.172
17. Борщевский Г.А., Красильникова О.М. Совершенствование организации прохождения государственной службы в налоговых органах РФ. Ивлева Г.Ю., ред. Государственное управление и развитие России: вызовы и возможности. Т. 3. М.: Научная библиотека; 2018:361–365.
Рецензия
Для цитирования:
Борщевский Г.А. Совершенствование управления эффективностью налоговой службы. Управленческие науки / Management Sciences. 2020;10(2):6-21. https://doi.org/10.26794/2404-022X-2020-10-2-6-21
For citation:
Borshchevskii G.A. Improvement of Tax Service Efficiency Management. Management Sciences. 2020;10(2):6-21. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2404-022X-2020-10-2-6-21