ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ 
Статья посвящена оценке эффективности налоговой службы России на фоне процессов развития налоговой системы в 1991–2018 гг. Использованы методы: количественные (факторный анализ, эконометрические и экономико-статистические методы, контент-анализ нормативных правовых актов, табличные и графические методы визуализации, мониторинг показателей деятельности налоговых органов) и качественные (сравнительно-правовой и сравнительно-исторический анализ). Предложена методика оценки развития налоговой службы; методика протестирована на статистических данных, рассчитаны соответствующие индексы; составлена хронология ключевых событий развития налоговой системы и налоговой службы в РФ. Выявлено статистическое соответствие индексов развития налоговой службы и налоговой системы; рассогласование динамики индексов в 2014–2018 гг. вызвано посткризисным замедлением экономического роста и негативными тенденциями в государственном регулировании. Выявленные закономерности можно использовать для оценки эффективности и реформирования службы в налоговых органах.
Проблемы популярности и развития киберспорта в глобальной экономике привлекают исследователей со всего мира. Целью данного исследования является изучение комплексной структуры государственного и спортивного регулирования в киберспорте Китайской Народной Республики, профессионализации молодой индустрии, принципов и механизмов баланса экономической эффективности и спортивных результатов. Киберспорт представлен как симбиоз интеллектуальной и физической деятельности людей. Предмет исследования — модель управления киберспортом в Китае. Методология статьи базируется на комплексном подходе, позволяющем выявить ключевые особенности формирования модели управления и установить причины успешности системы управления страны-лидера на глобальном киберспортивном рынке. Баланс интересов государства, развитие новых рынков и высокие технологии с самым высоким числом индивидуальных потребителей в мире позволяют смотреть на киберспорт сквозь оптику социальных ожиданий, внутригосударственного контроля и глобального доминирования на рынке одновременно. Китайская система управления комплексно охватывает всю индустрию киберспорта и может быть концептуально разделена на 4 блока: цензура и пропаганда, контроль и регулирование, образование и профессионализация, партнерство с частными компаниями. Проведенное исследование призвано отразить оригинальные подходы в формировании модели управления новым массовым явлением в условиях тотального государственного контроля и регулирования.
Интеграция российских компаний в мировую экономику требует соблюдения требований надлежащего корпоративного управления. К ним относится, в том числе, комплаенс, предусматривающий следование установленным антикоррупционным законам, нормам и правилам. В России такие механизмы развиваются достаточно интенсивно: исследованы правовые основы, определены составляющие системы соблюдения соответствия. Наиболее широко комплаенс развит в медицине и в банковской сфере. В отечественных корпорациях требуемые процедуры внедряются слабо из-за отсутствия обязательных для исполнения законодательных требований. Отечественные компании, работающие на международных рынках, ориентируются на законодательства соответствующих стран, в основном — США, Великобритании, Франции. Единые требования к системам и механизмам проверки соответствия действующим нормам в отечественной практике не развиты, что способствует различной трактовке имеющихся положений Центробанка и международных правил. Целью исследований является выявление приоритетных направлений развития комплаенс в России, приближающих отечественную нормативную базу к мировой практике. Показано, что российские корпорации в своей практической деятельности применяют большое количество внутренних нормативных документов, многие из которых различаются преимущественно названиями. Прямое следование международным стандартам невозможно из-за различий в требованиях отечественного и зарубежного законодательства. Для ускорения адаптации отечественных компаний к мировой практике надлежащего корпоративного управления необходимо разработать национальные форматы, структуру системы комплаенс и перечень основных внутренних документов. Показана важность и направления развития российской национальной нормативно-правовой базы. Материалы исследования могут быть полезны специалистам корпоративного управления, реакционерам и руководителям корпораций.
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ 
Статья посвящена исследованию особенностей кластерного развития в России. Методологическая база исследования включает совокупность концепций и теорий пространственной организации экономики, концепцию кластерного развития, теории сетевой экономики и открытых инноваций. Обосновано, что кластеризация является механизмом формирования эффективной производственной, научно-технологической и инновационной кооперации предприятий реального сектора экономики в условиях стратегических задач повышения ее конкурентоспособности. Проведенный анализ этапов кластерного развития позволил констатировать начальный уровень рассматриваемого процесса при поступательной динамике основных функциональных индикаторов и возрастании мотивации бизнеса к экономическому взаимодействию. Выделены основные факторы внутрикластерной кооперации для российских условий, представлен обзор ключевых направлений и мероприятий кластеризации национальной экономики. Децентрализация управления способствует усилению региональных экономических систем и активному продвижению региональных кластерных инициатив. Предложено создание цифровых платформ внутрикластерного взаимодействия в регионах размещения. Отмечено, что для стимулирования процесса непрерывных инноваций в кластерах выделяемых на сегодняшний день государственных субсидий недостаточно. Практическая значимость полученных результатов заключена в возможности их использования при разработке стратегий и программ развития на региональном и национальном уровнях.
ОПЕРАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 
Статья посвящена методологическому обоснованию цифровой трансформации логистических процессов в транспортных цепях, формируемых транспортно-логистическими компаниями национального и транснационального уровня, владеющих собственной инфраструктурой, при переходе на технологию смарт-контрактов. Методология исследования базируется на положениях теории логистики и управления цепями поставок, теории процессного управления и проектно-технологической концепции формирования организационной культуры. По результатам на основе установленных принципов перехода к рассматриваемой технологии, цифровой трансформации процессов сформирована логико-временная структура методологии инжиниринга/реинжиниринга логистических бизнес-процессов в транспортных цепях, обеспечивающая наиболее полный охват методологических задач, решаемых в процессе реинжиниринга, их логическое упорядочение, а также соотнесение с временны́ми рамками. Представлен методический инструментарий и результаты семантического моделирования логистических процессов в транспортных цепях, формирующих необходимую основу для последующей алгоритмизации процедур выполнения договорных условий смарт-контракта. На основе систематизации подходов к установлению сущностных характеристик смарт-контрактов установлены их модели, а также выявлены необходимые условия успешной их реализации и возможные сценарии перехода. Материалы статьи в значительной степени являются результатом тесного взаимодействия с ОАО «РЖД» в ходе подготовки методологического обоснования внедрения технологии смарт-контрактов в транспортных цепях, логистические процессы в которых реализуются с использованием железнодорожной инфраструктуры транспортного холдинга.
КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 
Статья посвящена методу удаленного голосования на собраниях акционеров российских корпораций через интернет. Методологическая база исследования основана на теории агентских издержек. Речь идет о значении для инвесторов размера расходов, связанных с осуществлением контроля в акционерных обществах. Рассмотрены способы участия собственников в собраниях акционеров российских АО, условия, способствующие цифровизации процессов голосования: формирование законодательной базы; оснащенность интернетом территории страны; разработка цифровых сервисов голосования; предоставление услуги удаленного голосования компаниями-регистраторами и Центром раскрытия информации АО «Национальный расчетный депозитарий». Проведен анализ практики применения сервисов электронного голосования в российских публичных компаниях. Доказано положительное влияние внедрения данной технологии на количество участников собраний акционеров публичных обществ и на качество корпоративного управления. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в обобщении практики использования технологии электронного голосования в российских корпорациях.
Статья посвящена проблеме применения современных прогрессивных методов менеджмента по критериям эффективности и пригодности, которые без особого успеха внедряются в системы управления российскими предприятиями. Одной из причин этой проблемы является слабое состояние корпоративной культуры. Методологической основой исследования являются фундаментальные разработки ученых в области методов менеджмента и концепции по теме настоящей статьи. Применен методический инструментарий, который позволяет оценивать уровни корпоративной культуры на предприятии в исходном и преобразованном состояниях. Результатом работы являются подходы к преобразованиям для российских предприятий в качестве формы полноценного развития системы управления. Рассмотрены лучшие примеры и традиции практики транснациональных и российских компаний, ориентированных на получение значительного рыночного преимущества, как первый шаг к созданию надлежащей внутренней среды. Предложен механизм корректирующих управленческих действий (МКУД), позволяющий обеспечивать продвижение и поддержку преобразований. Сделан вывод, что результаты исследования могут быть интересны руководству российских предприятий при реформировании системы управления предприятием.
ISSN 2618-9941 (Online)