Проблемы становления комплаенс в России


https://doi.org/10.26794/2404-022X-2020-10-2-31-40

Полный текст:


Аннотация

Интеграция российских компаний в мировую экономику требует соблюдения требований надлежащего корпоративного управления. К ним относится, в том числе, комплаенс, предусматривающий следование установленным антикоррупционным законам, нормам и правилам. В России такие механизмы развиваются достаточно интенсивно: исследованы правовые основы, определены составляющие системы соблюдения соответствия. Наиболее широко комплаенс развит в медицине и в банковской сфере. В отечественных корпорациях требуемые процедуры внедряются слабо из-за отсутствия обязательных для исполнения законодательных требований. Отечественные компании, работающие на международных рынках, ориентируются на законодательства соответствующих стран, в основном — США, Великобритании, Франции. Единые требования к системам и механизмам проверки соответствия действующим нормам в отечественной практике не развиты, что способствует различной трактовке имеющихся положений Центробанка и международных правил. Целью исследований является выявление приоритетных направлений развития комплаенс в России, приближающих отечественную нормативную базу к мировой практике. Показано, что российские корпорации в своей практической деятельности применяют большое количество внутренних нормативных документов, многие из которых различаются преимущественно названиями. Прямое следование международным стандартам невозможно из-за различий в требованиях отечественного и зарубежного законодательства. Для ускорения адаптации отечественных компаний к мировой практике надлежащего корпоративного управления необходимо разработать национальные форматы, структуру системы комплаенс и перечень основных внутренних документов. Показана важность и направления развития российской национальной нормативно-правовой базы. Материалы исследования могут быть полезны специалистам корпоративного управления, реакционерам и руководителям корпораций.


Об авторе

И. И.  Ординарцев
Московская городская прокуратура
Россия

Игорь Игоревич Ординарцев — кандидат юридических наук, прокурор отдела

Москва



Список литературы

1. Иванов Э.А. Антикоррупционный комплаенс-контроль в странах БРИКС. М.: Юриспруденция; 2015. 136 с.

2. Абдуллина А., Гречаник Л., Кареев О. Роль комплаенс в компаниях: итоги исследования. Legal Insight. 2017;59(3):36–39.

3. Громова Е.А. Антимонопольный комплаенс: цена вопроса. Юрист. 2017;(17):30–31.

4. Кванина В.В. Антимонопольный комплаенс и его правовая природа. Вестник Южно Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2019;(2):46–51. DOI: 10.14529/law190108

5. Румянцева Ю. Н. Антимонопольный комплаенс как часть комплаенс-программы соблюдения законодательства Российской Федерации. Пролог: журнал о праве. 2019;(2). DOI: 10.21639/2313–6715.2019.2.8

6. Фурблет К. Уголовные риски и комплаенс в России. Legal Insight. 2014;35(9). URL: http://legalinsight.ru/issue-archive/legal-insight-9–2014 (дата обращения: 02.02.2020).

7. Кеворкова Ж.А., Сапожникова Н. Г. Концептуальные положения комплаенс как формы внутреннего контроля в экономических субъектах. Учет. Анализ. Аудит = Accounting. Analysis. Auditing. 2020;7(2):6–16. DOI: 10.26794/2408–9303–2020–7–2–6–16

8. Лахно Ю.В. Система комплаенс в российских компаниях реального сектора экономики. Налоги и финансы. 2018;38(2):36–46.

9. Кадышева О.Н. Комплаенс-система как инструмент контроля в практике менеджмента. Вестник Российского университета кооперации. 2019;36(2):61–64.

10. Терехова А. Г. Трансформация комплаенса и риск-менеджмента в системе внутреннего контроля. Внутренний контроль в кредитной организации. 2011;(1). URL: http://www.reglament.net/bank/control/2011_1_article_3.htm (дата обращения: 02.02.2020).

11. Tyler T. R., Dienhart J. W., Thomas T. The ethical commitment to compliance: Building value-based cultures. California Management Review. 2008;50(2):31–51. DOI: 10.2307/41166434

12. Алешин М.М., Алешина Е.И. Комплаенс как инструмент повышения стоимости корпорации. Науковедение. 2016;8(5). URL: http://naukovedenie.ru/PDF/48EVN516.pdf (дата обращения: 03.05.2020).

13. Батаева Б.С., Черепанова В.А. Перспективы развития комплаенса как средства улучшения корпоративного управления в российских компаниях. Экономика. Налоги. Право. 2017;10(5):30–36.

14. Черепанова В.А. Комплаенс-программа организации. М.: ИНФРА-М; 2020. 288 с.

15. Медведева Н.В. Антимонопольный компланс в системе развития конкуренции. Власть и управление на Востоке России. 2019;86(1):51–59.


Дополнительные файлы

Для цитирования:  Ординарцев И.И. Проблемы становления комплаенс в России. Управленческие науки. 2020;10(2):31-40. https://doi.org/10.26794/2404-022X-2020-10-2-31-40

For citation: Ordinartsev I.I. Problems of Formation of Compliance in Russia. Management Science. 2020;10(2):31-40. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2404-022X-2020-10-2-31-40

Просмотров: 72

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2304-022X (Print)
ISSN 2618-9941 (Online)