Подходы к преобразованию корпоративной культуры российского предприятия как формы развития системы управления
https://doi.org/10.26794/2404-022X-2020-10-2-88-98
Аннотация
Статья посвящена проблеме применения современных прогрессивных методов менеджмента по критериям эффективности и пригодности, которые без особого успеха внедряются в системы управления российскими предприятиями. Одной из причин этой проблемы является слабое состояние корпоративной культуры. Методологической основой исследования являются фундаментальные разработки ученых в области методов менеджмента и концепции по теме настоящей статьи. Применен методический инструментарий, который позволяет оценивать уровни корпоративной культуры на предприятии в исходном и преобразованном состояниях. Результатом работы являются подходы к преобразованиям для российских предприятий в качестве формы полноценного развития системы управления. Рассмотрены лучшие примеры и традиции практики транснациональных и российских компаний, ориентированных на получение значительного рыночного преимущества, как первый шаг к созданию надлежащей внутренней среды. Предложен механизм корректирующих управленческих действий (МКУД), позволяющий обеспечивать продвижение и поддержку преобразований. Сделан вывод, что результаты исследования могут быть интересны руководству российских предприятий при реформировании системы управления предприятием.
Об авторе
Ф. П. ЗотовРоссия
Федор Павлович Зотов — кандидат технических наук, доцент
Екатеринбург
Список литературы
1. Макарченко М.А. Исследование организационной культуры санкт-петербургских предприятий. Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2004;(3):53–77.
2. Deal T.E., Kennedy A.A. Corporate cultures: The rites and rituals of corporate life. New York: Basic Books; 2000. 232 p.
3. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках совершенства. Уроки самых успешных компаний Америки. Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер; 2011. 528 с.
4. Kotter J.P., Heskett J.L. Corporate culture and performance. New York: Free Press; 1992. 224 p.
5. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство. Пер. с англ. СПб.: Питер; 2002. 336 с.
6. Лайкер Дж., Хосеус М. Корпоративная культура Toyota: уроки для других компаний. Пер. с англ. М: Альпина Паблишер; 2016. 354 с.
7. Moran R.T., Harris Ph.R., Moran S.V. Managing cultural differences: Global leadership strategies for the 21st century. Amsterdam, Boston: Elsevier/Butterworth-Heinemann; 2011. 570 p.
8. Оучи У. Методы организации производства: японский и американский подходы. Пер. с англ. М.: ЭКО; 2009. 324 с.
9. Lobova S.V., Chadina E.V., Bratarchuk T.V. Implementation of the paradigm of high productive culture at an enterprise through the creation of a favorable social environment. Quality — Access to Success. 2018;19(S 2):98–102.
10. Getele G.K., Li T., Arrive T.J. Corporate culture in small and medium enterprises: Application of corporate social responsibility theory. Corporate Social Responsibility and Environmental Management. 2020;27(2):897– 908. DOI: 10.1002/csr.1853
11. Cezarino L.O., Rodrigues Alvez M.F. et al. Dynamic capabilities for sustainability: Revealing the systemic key factors. Systemic Practice and Action Research. 2019;32(1):93–112. DOI: 10.1007/s11213–018–9453-z
12. Вавилова А.С. Анализ методик исследования организационной культуры органов местного самоуправления. Омский научный вестник. 2010;(2):79–82.
13. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. Пер. с англ. СПб.: Питер; 2001. 320 с.
14. Хофстеде Г. Типология организационной культуры. URL: http://www.corpculture.ru/content/tipologiya_korporativnykh_kultur_g_khofstede (дата обращения: 23.01.2020).
15. Lee Y., Howe M., Kreiser P. M. Organisational culture and entrepreneurial orientation: An orthogonal perspective of individualism and collectivism. International Small Business Journal: Researching Entrepreneurship. 2019;37(2):125–152. DOI: 10.1177/0266242618809507
16. Гудз Н.А., Монахова Н.А. История развития отечественных производственных систем. Методы менеджмента качества. 2017;(4):22–29.
17. Розенко Н. Дзидока, или Правильный процесс дает правильные результаты. URL: http://www.cfin.ru/management/manufact/jidoka.shtml (дата обращения: 15.01.2020).
18. Фомин А.В., Лапаева О.А., Смолин А.В., Михно М.В. Особенности культуры труда на японских предприятиях. Уголь. 2018;(2):61–66. DOI: 10.18796/0041–5790–2018–2–61–66
19. Вейдер М. Зачем вы хотите зря потратить деньги на реализацию Lean, если она обречена на неудачу? URL: http://www.leanforum.ru/expert250/blog/message578.html (дата обращения: 21.01.2020).
20. Zotov F. P. Formation of a model for tracking and supporting the development of an enterprise management system. In: Proc. 1st Int. Volga Region conf. on economics, humanities and sports (FICEHS 2019). Kazan: University of Management “TISBI”, Naberezhnye Chelny: Kamsk Scientific Center; 2019:452–457. (Advances in Economics, Business and Management Research. Vol. 114). DOI: 10.2991/aebmr.k.200114.107
Рецензия
Для цитирования:
Зотов Ф.П. Подходы к преобразованию корпоративной культуры российского предприятия как формы развития системы управления. Управленческие науки / Management Sciences. 2020;10(2):88-98. https://doi.org/10.26794/2404-022X-2020-10-2-88-98
For citation:
Zotov F.P. Approaches to Transforming the Corporate Culture of a Russian Enterprise as a Form of the Management System Development. Management Sciences. 2020;10(2):88-98. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2404-022X-2020-10-2-88-98