Подходы к преобразованию корпоративной культуры российского предприятия как формы развития системы управления


https://doi.org/10.26794/2404-022X-2020-10-2-88-98

Полный текст:


Аннотация

Статья посвящена проблеме применения современных прогрессивных методов менеджмента по критериям эффективности и пригодности, которые без особого успеха внедряются в системы управления российскими предприятиями. Одной из причин этой проблемы является слабое состояние корпоративной культуры. Методологической основой исследования являются фундаментальные разработки ученых в области методов менеджмента и концепции по теме настоящей статьи. Применен методический инструментарий, который позволяет оценивать уровни корпоративной культуры на предприятии в исходном и преобразованном состояниях. Результатом работы являются подходы к преобразованиям для российских предприятий в качестве формы полноценного развития системы управления. Рассмотрены лучшие примеры и традиции практики транснациональных и российских компаний, ориентированных на получение значительного рыночного преимущества, как первый шаг к созданию надлежащей внутренней среды. Предложен механизм корректирующих управленческих действий (МКУД), позволяющий обеспечивать продвижение и поддержку преобразований. Сделан вывод, что результаты исследования могут быть интересны руководству российских предприятий при реформировании системы управления предприятием.


Об авторе

Ф. П. Зотов
Уральский государственный экономический университет
Россия

Федор Павлович Зотов — кандидат технических наук, доцент

Екатеринбург



Список литературы

1. Макарченко М.А. Исследование организационной культуры санкт-петербургских предприятий. Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2004;(3):53–77.

2. Deal T.E., Kennedy A.A. Corporate cultures: The rites and rituals of corporate life. New York: Basic Books; 2000. 232 p.

3. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках совершенства. Уроки самых успешных компаний Америки. Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер; 2011. 528 с.

4. Kotter J.P., Heskett J.L. Corporate culture and performance. New York: Free Press; 1992. 224 p.

5. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство. Пер. с англ. СПб.: Питер; 2002. 336 с.

6. Лайкер Дж., Хосеус М. Корпоративная культура Toyota: уроки для других компаний. Пер. с англ. М: Альпина Паблишер; 2016. 354 с.

7. Moran R.T., Harris Ph.R., Moran S.V. Managing cultural differences: Global leadership strategies for the 21st century. Amsterdam, Boston: Elsevier/Butterworth-Heinemann; 2011. 570 p.

8. Оучи У. Методы организации производства: японский и американский подходы. Пер. с англ. М.: ЭКО; 2009. 324 с.

9. Lobova S.V., Chadina E.V., Bratarchuk T.V. Implementation of the paradigm of high productive culture at an enterprise through the creation of a favorable social environment. Quality — Access to Success. 2018;19(S 2):98–102.

10. Getele G.K., Li T., Arrive T.J. Corporate culture in small and medium enterprises: Application of corporate social responsibility theory. Corporate Social Responsibility and Environmental Management. 2020;27(2):897– 908. DOI: 10.1002/csr.1853

11. Cezarino L.O., Rodrigues Alvez M.F. et al. Dynamic capabilities for sustainability: Revealing the systemic key factors. Systemic Practice and Action Research. 2019;32(1):93–112. DOI: 10.1007/s11213–018–9453-z

12. Вавилова А.С. Анализ методик исследования организационной культуры органов местного самоуправления. Омский научный вестник. 2010;(2):79–82.

13. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. Пер. с англ. СПб.: Питер; 2001. 320 с.

14. Хофстеде Г. Типология организационной культуры. URL: http://www.corpculture.ru/content/tipologiya_korporativnykh_kultur_g_khofstede (дата обращения: 23.01.2020).

15. Lee Y., Howe M., Kreiser P. M. Organisational culture and entrepreneurial orientation: An orthogonal perspective of individualism and collectivism. International Small Business Journal: Researching Entrepreneurship. 2019;37(2):125–152. DOI: 10.1177/0266242618809507

16. Гудз Н.А., Монахова Н.А. История развития отечественных производственных систем. Методы менеджмента качества. 2017;(4):22–29.

17. Розенко Н. Дзидока, или Правильный процесс дает правильные результаты. URL: http://www.cfin.ru/management/manufact/jidoka.shtml (дата обращения: 15.01.2020).

18. Фомин А.В., Лапаева О.А., Смолин А.В., Михно М.В. Особенности культуры труда на японских предприятиях. Уголь. 2018;(2):61–66. DOI: 10.18796/0041–5790–2018–2–61–66

19. Вейдер М. Зачем вы хотите зря потратить деньги на реализацию Lean, если она обречена на неудачу? URL: http://www.leanforum.ru/expert250/blog/message578.html (дата обращения: 21.01.2020).

20. Zotov F. P. Formation of a model for tracking and supporting the development of an enterprise management system. In: Proc. 1st Int. Volga Region conf. on economics, humanities and sports (FICEHS 2019). Kazan: University of Management “TISBI”, Naberezhnye Chelny: Kamsk Scientific Center; 2019:452–457. (Advances in Economics, Business and Management Research. Vol. 114). DOI: 10.2991/aebmr.k.200114.107


Дополнительные файлы

Для цитирования: Зотов Ф.П. Подходы к преобразованию корпоративной культуры российского предприятия как формы развития системы управления. Управленческие науки. 2020;10(2):88-98. https://doi.org/10.26794/2404-022X-2020-10-2-88-98

For citation: Zotov F.P. Approaches to Transforming the Corporate Culture of a Russian Enterprise as a Form of the Management System Development. Management Science. 2020;10(2):88-98. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2404-022X-2020-10-2-88-98

Просмотров: 25

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2304-022X (Print)
ISSN 2618-9941 (Online)