Preview

Управленческие науки / Management Sciences

Расширенный поиск

Стратегия развития вертикально интегрированных агропромышленных компаний как инструмент ценообразования продовольственных товаров

https://doi.org/10.26794/2304-022X-2022-12-3-82-98

Аннотация

В связи с современными тенденциями изменения агропромышленной конъюнктуры становится все более актуальным решение проблемы обеспечения экономической безопасности государства, финансово-экономического подъема отраслеобразующих предприятий и благосостояния населения. С учетом высокого интереса к трансформации продовольственных рынков объектом данного исследования стала стратегия внутреннего управления крупными агропромышленными компаниями. Предметом исследования является механизм ценообразования на продовольствие при помощи регулирования цепочки создания стоимости в агрохолдингах полного цикла производства (имеющих вертикально интегрированную организацию операционно-производственного процесса). В статье приводится анализ изменения индекса цен на социально значимые продовольственные товары за период 2020–2021 гг. и его влияния на стоимость минимального набора продуктов питания, который считается важным индикатором уровня жизни населения и в нынешней ситуации составляет чрезмерно высокую долю в средней величине доходов граждан. Для решения выявленных проблем и обеспечения высокого уровня продовольственной безопасности предложен механизм управления стратегией развития вертикально интегрированных агропромышленных компаний как способ выхода на минимальную стоимость готовой продукции и рационального управления цепочкой ее создания. Благодаря замкнутому циклу производства агропромышленные компании нивелируют негативное воздействие внешних факторов на ценообразование, а также являются более независимыми от поставщиков сырья и в вопросах организации операционной деятельности. Практическая значимость исследования состоит в разработке и обосновании способов снижения социальной напряженности и обеспечения населения социально значимыми, качественными и доступными продуктами питания посредством снижения затрат на производство агропромышленной продукции при создании и развитии вертикально интегрированной организации производственного процесса.

Об авторах

В. В. Краснова
Донецкий национальный университет
Украина

Виктория Васильевна Краснова — доктор экономических наук, профессор кафедры экономики предприятия

г. Донецк, ДНР



А. А. Крамаренко
Донецкий национальный университет
Украина

Артем Александрович Крамаренко — кандидат экономических наук, доцент кафедры национальной и региональной экономики

г. Донецк, ДНР



А. С. Фоменко
Донецкий национальный университет
Украина

Анастасия Сергеевна Фоменко — аспирант кафедры экономики предприятия

г. Донецк, ДНР



Список литературы

1. Вахрушева В. Э., Мельтинова Е. В. Уровень жизни населения и его показатели. Научные труды студентов Ижевской ГСХА. 2021:708–712.

2. Гусаков В. Г. Продовольственная безопасность Республики Беларусь в условиях функционирования Евразийского экономического союза. Мониторинг-2015 (в 2 ч.). Ч. 1. Минск: Ин-т систем. исслед. в АПК НАН Беларуси; 2016. 205 с.

3. Опекун Е. В. Инструменты организационно-экономического механизма инновационного развития предприятия. Экономика и управление (Минск). 2014;(4):34–37.

4. Урунов А. А. Современные противоречии экономической интеграции в региональном объединении ЕАЭС. Экономика и предпринимательство. 2017;(8–3):132–137.

5. Краснова В. В., Фоменко А. С. Особенности организационно-операционной деятельности вертикально интегрированных агропромышленных корпораций. Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. 2021;(3):10–14.

6. Кошелева Е. Г., Леонтьева Л. Н. Оценка текущего состояния и перспективы развития агропромышленного комплекса Донецкой Народной Республики. Географические и экономические исследования в контексте устойчивого развития государства и региона. Мат. III Междунар. науч.-практ. конф. (Донецк, 11–12 ноября 2021 г.). Донецк: Изд-во ДонНУ; 2021:122–124.

7. Кошелева Е. Г., Габилин И. Г. Инновационные бизнес-модели как фактор устойчивого развития агропромышленного комплекса региона. Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2021;(4). DOI: 10.24412/1999–2645–2021–468–24

8. Грызлова Е. В. Реструктуризация вертикально-интегрированных компаний как фактор повышения их эффективности. Автореф. дис. … канд. экон. наук. М.: МГУ; 2012. 32 с.

9. Amit R., Zott C. Creating value through business model innovation. MIT Sloan Management Review. 2012;53(3):41–49.

10. Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер; 2020. 942 с.

11. Андреева Т. В., Ермакова Ж. А. Формирование цепочек создания стоимости продукта в пищевой промышленности. Вестник Оренбургского государственного университета. 2011;(1):108–113.

12. Casadesus-Masanell R., Ricart J. E. From strategy to business models and onto tactics. Long Range Planning. 2010;43(2–3):195–215. DOI: 10.1016/j.lrp.2010.01.004

13. Проц Т. А., Данильченко А. В. Формирование вертикально - интегрированных структур, как фактор устойчивого развития мясной отрасли. Актуальные проблемы социально - экономического развития современного общества. Сб. ст. I Междунар. заочной науч.-практ. конф. (Киров, 20 апреля 2020 г.). Киров: Киров. гос. мед. ун-т; 2020:738–743. URL: https://kirovgma.ru/sites/default/files/conferencefiles/2020–08–27/kirovskoy-gma/i-mezhdunarodnaya-zaochnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-aktualnye-problemy-socialno/sbornic2020aktualnyeproblemy.pdf

14. Кристофер М. Логистика и управление цепочками поставок: как сократить затраты и улучшить обслуживание потребителей. Пер. с англ. СПб.: Питер; 2004. 315 с.


Рецензия

Для цитирования:


Краснова В.В., Крамаренко А.А., Фоменко А.С. Стратегия развития вертикально интегрированных агропромышленных компаний как инструмент ценообразования продовольственных товаров. Управленческие науки / Management Sciences. 2022;12(3):82-98. https://doi.org/10.26794/2304-022X-2022-12-3-82-98

For citation:


Krasnova V.V., Kramarenko A.A., Fomenko A.S. Development strategy of vertically integrated agro-industrial companies as a pricing tool for food products. Management Sciences. 2022;12(3):82-98. https://doi.org/10.26794/2304-022X-2022-12-3-82-98

Просмотров: 354


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2304-022X (Print)
ISSN 2618-9941 (Online)