Управление знаниями: изменилась ли исследовательская повестка?
https://doi.org/10.26794/2404-022X-2024-14-1-103-116
Аннотация
Концепция управления знаниями активно формировалась в конце ХХ в. и продолжает эволюционировать в связи с появлением новых бизнес-моделей, технологий, признанием «мягких» составляющих успеха и изменением стратегий организаций. В статье представлены результаты научного исследования, целью которого является выявление магистральных направлений научных изысканий в области экономики и управления знаниями. Методология работы базируется на совокупности подходов, включающих теорию фирмы, основанную на знаниях, концепции инженерии знаний, организационного обучения, динамических способностей и трансформации знания и др., а методика исследования основана на таксономическом и кластерном анализах наиболее цитируемых англоязычных публикаций с помощью инструментов, встроенных в программный продукт VOSviewer. Информационную базу составили статьи за 2018–2023 гг., отобранные по тематике исследования «Knowledge Management» и ключевым словам и размещенные в базе данных Dimensions. В целях формализации направлений современных научных работ в области управления знаниями они были разделены на 6 кластеров, в каждом из них проведен контент-анализ наиболее цитируемых статей. Выявлено, что исследовательская повестка сосредоточена в настоящее время на двух основных вопросах: влияние цифровизации и современных цифровых технологий на выбор, генерирование и распространение знаний в организации; влияние знаний на инновации как медиатор результативности бизнеса, включая экологические и социальные аспекты. В ходе исследования фактически найден консенсус в понимании основных постулатов концепции управления знаниями; показано, что внутри ее теоретических рамок наиболее востребованными являются инженерия знаний и теория фирмы, основанная на знаниях. Результаты исследования будут полезны менеджерам-практикам и исследователям в области разработки эффективных систем управления знаниями.
Об авторах
С. В. ОреховаРоссия
Светлана Владимировна Орехова — доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента и предпринимательства
Екатеринбург
О. М. Никитина
Россия
Оксана Маратовна Никитина — старший преподаватель кафедры банковского и инвестиционного менеджмента
Екатеринбург
Список литературы
1. Wiig K.M. Management of knowledge: Perspectives of a new opportunity. In: Technology assessment and management conference (Zurich, October 20–21, 1986). Rüschlikon: Gotlieb Duttweiler Institute; 1986. URL: https://www.researchgate.net/profile/Karl-Martin-Wiig/publication/220836944_Knowledge_Management/links/585316db08ae0c0f32227872/Knowledge-Management.pdf
2. Молодчик М.А. Организационно-мотивационные механизмы управления знаниями: теория и практика российских компаний. Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та; 2017. 219 с.
3. Probst G., Raub S., Romhardt K. Wissen managen: Wie Unternehmen ihre wertvollste Ressource optimal nutzen. 4th ed. Wiesbaden: Gabler Verlag; 2006. 328 p.
4. Holsapple C., Singh M. The knowledge chain model: Activities for competitiveness. Expert Systems with Applications. 2001;20(1):77–98. DOI: 10.1016/s0957–4174(00)00050–6
5. Druker P.F. Managing the knowledge worker. Modern Office Procedures. 1979;24:12–16.
6. Drucker P.F. The age of social transformation. The Atlantic Monthly. 1994;274(5):53–80. URL: https://www.theatlantic.com/past/docs/politics/ecbig/soctrans.htm
7. Druker P.F. Knowledge-worker productivity: The biggest challenge. California Management Review. 1999;41(2):79–94.
8. Drucker P.F. Managing oneself. Harvard Business Review. 2005;77(2):64–74. URL: https://hbr.org/2005/01/managing-oneself
9. Grant R.M. Toward a knowledge-based theory of the firm. Strategic Management Journal. 1996;17(S 2):109–122. DOI: 10.1002/smj.4250171110
10. Nelson R.R., Winter S.G. An evolutionary theory of economic change. Cambridge, MA: Belknap Press of the Harvard University Press; 1982. 454 р.
11. Kogut В., Zander U. Knowledge of the firm, combinative capabilities, and the replication of technology. Organization Science. 1992;3(3):383–397. DOI: 10.1287/orsc.3.3.383
12. Zack М.H. Developing a knowledge strategy. California Management Review. 1999;41(3):125–145. DOI: 10.2307/41166000
13. Harlow H. The effect of tacit knowledge on firm performance. Journal of Knowledge Management. 2008;12(1):148– 163. DOI: 10.1108/13673270810852458
14. Darroch J. Knowledge management, innovation and firm performance. Journal of Knowledge Management. 2005;9(3):101–115. DOI: 10.1108/13673270510602809
15. López-Nicolás C., Meroño-Cerdán Á.L. Strategic knowledge management, innovation and performance. International Journal of Information Management. 2011;31(6):502–509. DOI: 10.1016/j.ijinfomgt.2011.02.003
16. Argyris C., Schön D.A. Organizational learning: A theory of action perspective. Reading, MA: Addison-Wesley Publishing Co.; 1978. 344 p.
17. Levinthal D.A., March J.G. A model of adaptive organizational search. Journal of Economic Behavior & Organization. 1981;2(4):307–333. DOI: 10.1016/0167–2681(81)90012–3
18. Argote L., Ingram P. Knowledge transfer: A basis for competitive advantage in firms. Organizational Behavior and Human Decision Processes. 2000;82(1):150–169. DOI: 10.1006/obhd.2000.2893
19. Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика обучающейся организации. Пер. с англ. М.: ОлимпБизнес; 2003. 408 с.
20. Garvin D.A. Building a learning organization. Harvard Business Review. 1993;71(4):78–91. URL: https://edisciplinas.usp.br/pluginfile.php/8053586/mod_resource/content/1/Building_a_Learning_Organization.pdf
21. Storey J. Human resources polices for knowledge work. In: Ray T., Quintas P., Little S., eds. Managing knowledge: An essential reader. London: Sage Publications; 2005:199–219.
22. Hernaus T., Mikulić J. Work characteristics and work performance of knowledge workers. EuroMed Journal of Business. 2014;9(3):268–292. DOI: 10.1108/EMJB11–2013–0054
23. Aziz H.A., Rizkallah A. Effect of organizational factors on employees’ generation of innovative ideas: Empirical study on the Egyptian software development industry. EuroMed Journal of Business. 2015;10(2):134–146. DOI: 10.1108/EMJB 12–2014–0044
24. Керсе Г., Чакиси А.Б., Дениз В. Влияние модели HoL на благополучие работников здравоохранения: роль психологического равновесия. (На англ.). Управленец. 2022;13(5):49–66. DOI: 10.29141/2218–5003–2022–13–5–4
25. Четин С., Даварчи М., Каракас А. Влияние организационной справедливости и уровня доверия сотрудников на обмен знаниями. (На англ.). Управленец. 2022;13(3):30–45. DOI: 10.29141/2218–5003–2022–13–3–3
26. Stewart T.A.Intellectual capital: The new wealth of organizations. New York, NY: Doubleday/Currency; 1997. 320 p.
27. Teece D.J. Explicating dynamic capabilities: The nature and microfoundations of (sustainable) enterprise performance. Strategic Management Journal. 2007;28(13):1319–1350. DOI: 10.1002/smj.640
28. Нонака И., Такеучи Х. Компания — создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. Пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес; 2003. 384 с.
29. Chen C.-J., Huang J.-W. Strategic human resource practices and innovation performance — the mediating role of knowledge management capacity. Journal of Business Research. 2009;62(1):104–114. DOI: 10.1016/j.jbusres.2007.11.016
30. Malhotra Y. Knowledge management for e-business performance: Advancing information strategy to “internet time”. Information Strategy: The Executive’s Journal. 2000;16(4):5–16. DOI: 10.1080/07438613.2000.10744620
31. Del Giudice M., Della Peruta M.R. The impact of IT-based knowledge management systems on internal venturing and innovation: A structural equation modeling approach to corporate performance. Journal of Knowledge Management. 2016;20(3):484–498. DOI: 10.1108/JKM07–2015–0257
32. Lopez-Nicolas C., Soto-Acosta P. Analyzing ICT adoption and use effects on knowledge creation: An empirical investigation in SMEs. International Journal of Information Management. 2010;30(6):521–528. DOI: 10.1016/j.ijinfomgt.2010.03.004
33. Sarker I.H. Machine learning: Algorithms, real world applications and research directions. SN Computer Science. 2021;2(3):160. DOI: 10.1007/s42979–021–00592-x
34. Орехова С.В., Плахин А.Е. Метавселенные: переход к новой бизнес-модели или образ будущего? Управленец. 2023;14(2):35–46. DOI: 10.29141/2218–5003–2023–14–2–3
35. Santoro G., Vrontis D., Thrassou A., Dezi L. The Internet of things: Building a knowledge management system for open innovation and knowledge management capacity. Technological Forecasting and Social Change. 2018;136:347–354. DOI: 10.1016/j.techfore.2017.02.034
36. Côrte-Real N., Ruivo P., Oliveira T. Leveraging internet of things and big data analytics initiatives in European and American firms: Is data quality a way to extract business value? Information and Management. 2020;57(1):103141. DOI: 10.1016/j.im.2019.01.003
37. Rajapathirana J., Hui Y. Relationship between innovation capability, innovation type, and firm performance. Journal of Innovation & Knowledge. 2018;3(1):44–55. DOI: 10.1016/j.jik.2017.06.002
38. Li Z., Liao G., Albitar K. Does corporate environmental responsibility engagement affect firm value? The mediating role of corporate innovation. Business Strategy and the Environment. 2020;29(3):1045–1055. DOI: 10.1002/bse.2416
39. Nuruzzaman N., Gaur A.S., Sambharya R.B. A microfoundations approach to studying innovation in multinational subsidiaries. Global Strategy Journal. 2019;9(1):92–116. DOI: 10.1002/gsj.1202
Рецензия
Для цитирования:
Орехова С.В., Никитина О.М. Управление знаниями: изменилась ли исследовательская повестка? Управленческие науки / Management Sciences. 2024;14(1):103-116. https://doi.org/10.26794/2404-022X-2024-14-1-103-116
For citation:
Orekhova S.V., Nikitina О.М. Knowledge Management: Any changes in the Research Agenda? Management Sciences. 2024;14(1):103-116. https://doi.org/10.26794/2404-022X-2024-14-1-103-116