Preview

Управленческие науки / Management Sciences

Расширенный поиск

Институциональные основы формирования субъекта управления авиационной инфраструктурой в системе обеспечения устойчивости функционирования Северного морского пути

https://doi.org/10.26794/2304-022X-2024-14-3-36-49

Аннотация

Развитие инфраструктуры Северного морского пути (СМП) является одним из приоритетных направлений управленческой мысли в области освоения Арктической зоны РФ. Коммерческое использование высокоширотных маршрутов следования караванов в акватории СМП должно существенно изменить ситуацию с организацией логистических морских потоков вокруг континента Евразия. Обеспечение бесперебойности движения, наряду с выполнением условий срочности доставки и сохранности грузов, формируют категорию устойчивости функционирования СМП. Его северная часть проходит исключительно в отечественных морях, и обеспечение регулярного прохождения судов представляет собой приоритетную задачу России в конкурентной борьбе за транспортировку грузов с востока на запад (и обратно) морским путем. Движение судов по СМП относится непосредственно к полномочиям менеджмента госкорпорации «Росатом», в то время как управление инфраструктурой, обеспечивающей непрерывность перемещения транспорта по СМП, осуществляется коллегиально. При этом такой важный аспект, как руководство инфраструктурным комплексом, поддерживающим движение контейнеровозов с транзитными грузами, закрепилось за тремя составляющими единого субъекта управления: Министерством транспорта Российской Федерации (Минтранс России), Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики России, корпорацией «Росатом», — без четкого определения границ ответственности за принятие межведомственных управленческих решений. Такой подход на сегодняшний день уже вызвал серию затруднений организационно-технического характера. Целью исследования является выявление рациональной организации инфраструктуры субъекта управления, позволяющей обеспечить устойчивость передвижения пассажирских и грузовых судов по всей акватории СМП; в его основе — такие научные методы, как индукция, систематизация, группировка. Ключевые результаты работы могут быть востребованы как при проведения научных изысканий в области развития инфраструктуры регионов Арктической зоны РФ, так и в рамках совершенствования существующей системы управления авиационной инфраструктурой этих территорий.

Об авторе

Т. А. Черняк
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А. А. Новикова
Россия

Татьяна Анатольевна Черняк — кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой высшей математики факультета транспортных систем и безопасности

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Карпович О. Г., Шлафман А. И. Место и роль Северного морского пути в становлении и развитии международных экономических связей в контексте расширения экономического потенциала регионов. Russian Journal of Management. 2020;8(1):21–25. DOI: 10.29039/2409–6024–2020–8–1–21–25

2. Карпович О., Смагина Л. Реализация инициативы «один пояс, один путь» на постсоветском пространстве: плюсы и минусы для России. Дипломатическая служба. 2021;(2):142–151. DOI: 10.33920/vne-01–2102–03

3. Shlafman A. I. Management and infrastructure of promising international Projects in the Arctic Zone of the Russian Federation. Components of Scientific and Technological Progress. 2021;(5):16–19.

4. Атрошенко А. А. Трансформация Стратегии Российской Федерации по отношению к Северному морскому пути в условиях современных международных отношений. Литвинова С. А., Хашев И. А., Нужнов С. Л. и др., ред. Молодежная инициатива — 2023: Сб. ст. Городской науч.-практ. конф. (Ростов-на-Дону, 17– 18 марта 2023 г.). Ростов н/Д: ЮРИУФ РАНХиГС; 2023:178–182.

5. Бабкина Л. Н., Скотаренко О. В., Смирнов А. Ю., Хаценко Е. С. Проблемы развития Северного морского пути и его инфраструктуры в условиях спада экономической активности. Микроэкономика. 2021;(6):69–77. DOI: 10.33917/mic-6.101.2021.69–77

6. Буянов А. С., Васильев В. Я. Определение возможности благоприятного доступа к инфраструктуре Северного морского пути при организации национальной арктической контейнерной линии. Сборник научных трудов АО «ЦНИИМФ». СПб.: ЦНИИМФ; 2020:27–35.

7. Башмакова Е. П., Ульченко М. В. Развитие Северного морского пути и инфраструктуры Арктической транспортной системы. Региональные проблемы преобразования экономики. 2019;(12):88–96. DOI: 10.26726/1812–7096–2019–12–88–96

8. Данилин К. П., Иванова М. В. Инфраструктура Северного морского пути как фактор социально-экономического развития Арктики. Север и Арктика в новой парадигме мирового развития. Лузинские чтения — 2022. Мат. XI Междунар. науч.-практ. конф. (Апатиты, 22–23 сентября 2022 г.). Апатиты: ФИЦ КНЦ РАН; 2022:46–47.

9. Ильинский А. И., Райлян А. И., Сорокин Д. Д. Необходимость развития транспортной инфраструктуры Северного морского пути. Экономические науки. 2019;(180):107–109. DOI: 10.14451/1.180.107

10. Радушинский Д. А. Перспективы и проблемы развития транспортной инфраструктуры Северного морского пути в Арктической зоне Российской Федерации. Диденко Н. И., ред. Арктика: история и современность. Тр. 2-й междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 19–20 апреля 2017 г.). Ч. I. СПб.: Медиапапир; 2017:377–387.

11. Тойменцева И. А., Федоренко Р. В. Перспективы развития транспортно-логистической инфраструктуры Северного морского пути в рамках программы «один пояс, один путь». Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2023;2(1):140–149. DOI: 10.51965/2076–7919_2023_2_1_140

12. An H., King N., Hwang S. O. Issues and solutions in air-traffic infrastructure and flow management for sustainable aviation growth: A literature review. World Review of Intermodal Transportation Research. 2019;8(4):293–319. DOI: 10.1504/WRITR.2019.103286

13. Scott B. I. Vertiports: Ready for take-off … and landing. Journal of Air Law and Commerce. 2022;87(3):503. DOI: 10.25172/jalc.87.3.6

14. Lim I. K., Cho K. H., Oh J. H., Lee J. R. Countermeasures against cyber threats to aviation systems. Crisisonomy. 2022;18(3):21–31. DOI: 10.14251/crisisonomy.2022.18.3.21

15. Васильева В. В. Ускользающий Северный морской путь и локальное сообщество Диксона: обещание инфраструктуры. Сибирские исторические исследования. 2020;(3):76–88. DOI: 10.17223/2312461X/29/6

16. Красулина О. Ю. Северный морской путь в условиях растущей торговли и последствий повышения уровня моря. Экономика. Налоги. Право. 2021;14(1):91–99. DOI: 10.26794/1999–849X-2021–14–1–91–99

17. Литвин Ю. Ю. Направления развития Северного морского пути и инвестирования в инфраструктуру арктических портов. Петербургский экономический журнал. 2014;(1):91–98.


Рецензия

Для цитирования:


Черняк Т.А. Институциональные основы формирования субъекта управления авиационной инфраструктурой в системе обеспечения устойчивости функционирования Северного морского пути. Управленческие науки / Management Sciences. 2024;14(3):36-49. https://doi.org/10.26794/2304-022X-2024-14-3-36-49

For citation:


Chernyak T.A. Institutional Bases for The Formation of the Subject of Aviation Infrastructure Management in the System of Ensuring the Sustainability of the Northern Sea Route. Management Sciences. 2024;14(3):36-49. https://doi.org/10.26794/2304-022X-2024-14-3-36-49

Просмотров: 179


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2304-022X (Print)
ISSN 2618-9941 (Online)