Формирование фундаментальных управленческих идей в период становления капитализма (краткий обзор научных работ)


https://doi.org/10.26794/2304-022X-2018-8-1-110-118

Полный текст:


Аннотация

Предмет. Менеджмент как наука возник «не на пустом месте», история управления неотделима от истории человечества и насчитывает несколько тысячелетий. Всплеск интереса к проблемам управления закономерно возникает после буржуазных и промышленных революций, когда формируется класс капиталистов, доход которых напрямую зависит от того, как они управляют своей собственностью. Предметом данной работы являются воззрения экономистов того времени на проблематику управления предприятием.

Цель. Цель данной работы двояка. 1. Выяснить, что думали экономисты XVII–XIX вв. об управлении предприятием, какие проблемы они считали актуальными. 2. Подавляющее большинство учебников менеджмента правомерно начинается с изложения концепции и достижений научной школы менеджмента. Однако многие мысли и идеи о том, как эффективно управлять предприятием, были сформулированы намного раньше. Поэтому вторая цель статьи — выявить, каков вклад ученых данного периода в возникшую позднее науку менеджмента. Тематика управленческой мысли периода развития и становления капитализма недостаточно представлена в российской науке. Данная статья не претендует на исчерпывающее освящение темы, а является попыткой внести лепту в заполнение этой научной лакуны.

Методология. Изучение и анализ трудов экономистов XVII–XIX вв. (как ученых, так и практиков), систематизация их взглядов на проблематику управления предприятием.

Результаты. В результате проведенного анализа было показано, что ученые и практики того времени понимали необходимость планирования, организации, учета и контроля на предприятии, рассматривали вопросы управления персоналом, его мотивации и социальной ответственности бизнеса, активно обсуждалось содержание категории «предприниматель» и то, какими качествами он должен обладать.

Выводы. В работах ученых, а также в трудах и мемуарах владельцев фабрик периода становления и развития капитализма рассматривался широкий круг вопросов, предваряющих появление менеджмента как общественного феномена и как науки. Данные исследования послужили фундаментом для последующего развития менеджмента в ХХ в.


Об авторе

С. А. Братченко
Финансовый университет
Россия

кандидат экономических наук, доцент Департамента менеджмента, 

Москва



Список литературы

1. Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации. СПб.: Питер, 2001. 352 с.

2. Cantillion R. Essays on the Nature of Trade in General. London: Frank Cass and Co., Ltd., 1959. URL: http://www. econlib.org/library/NPDBooks/Cantillon/cntNT.html (дата обращения: 01.07.1017).

3. Шеститомное издание: Всемирная история экономической мысли. Т. 1. М.: Мысль, 1987. 606 с.

4. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2016. 1056 с.

5. Сэй Ж.Б. Трактат по политической экономии. URL: http://ek-lit.narod.ru/say003.htm (дата обращения: 01.07.1017).

6. Маршев В.И. История управленческой мысли. М.: Инфра-М, 2017. 736 с.

7. Laughlin J. L. The elements of political economy. N.Y.: D. Appleton and company, 1887, 363 p. URL: https://ia800301.us.archive.org/34/items/elementsofpoliti03laug/elementsofpoliti03laug.pdf (дата обращения: 01.07.1017).

8. Петти У., Петти В., Смит А., Рикардо Д., Кейнс Дж., Фридмен М. Трактат о налогах и сборах. Классика экономической мысли: Сочинения. М.: Изд-во ЭСКМО-Пресс, 2000. 896 с.

9. B. Charles. On the Economy of Machinery and Manufactures. London, John Murray, 1846, 408 p. URL: https://ia600306.us.archive.org/31/items/oneconomyofmachi00babbrich/oneconomyofmachi00babbrich.pdf (дата обращения: 01.07.1017).

10. Yates W.R.Joseph Wharton: Quaker Industrial Pioneer. Bethlehem, PA: Associated Univ. Press, 1987, 413 p.

11. Тюрго А.Р.Ж. Размышления о создании и распределении богатств. URL: http://econlibrary.ru/ books/109/156/turgot08_reflections.html (дата обращения: 01.07.1017).

12. Милль Дж.С. Основы политической экономии. Киев, Харьков: Южно-Русское Книгоиздательство Ф.А. Иогансона; Тип. И.И. Чоколова, 1896. 866 с. URL: http://relig-library.pstu.ru/modules. php?name=2112 (дата обращения: 01.07.1017).

13. Траут Дж., Райс Э. Маркетинговые войны. СПб.: Питер, 2009. 596 с.

14. Клаузевиц, фон К. О войне. М.: Римис, 2009. 400 с. URL: http://royallib.com/book/klauzevits_karl/o_voyne. html (дата обращения: 01.07.1017).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Братченко С.А. Формирование фундаментальных управленческих идей в период становления капитализма (краткий обзор научных работ). Управленческие науки. 2018;8(1):110-118. https://doi.org/10.26794/2304-022X-2018-8-1-110-118

For citation: Bratchenko S.A. Developing Bedrocks Management Concepts in the Period of Capitalism Formation (brief review of scientific papers). Management Science. 2018;8(1):110-118. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2304-022X-2018-8-1-110-118

Просмотров: 90

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2304-022X (Print)
ISSN 2618-9941 (Online)