Управление процессом формирования стоимости научно-исследовательских работ в государственных научных и образовательных учреждениях
https://doi.org/10.26794/2304-022X-2018-8-4-40-50
Аннотация
Управление процессом формирования стоимости научно-исследовательских работ (далее — НИР) в российских научных организациях и организациях высшего образования является актуальной задачей в условиях, когда бюджетное финансирование научных исследований сокращается, а сами вузы заинтересованы в увеличении своих доходов от фундаментальных, прикладных исследований и экспериментальных разработок. Кроме того, рейтинг образовательных организаций, их конкурентоспособность на рынке интеллектуальных услуг, в том числе, зависит от количества успешно реализуемых совместно с бизнес-партнерами инновационных проектов, которые опираются на научные исследования и разработки, от числа коммерциализированных результатов интеллектуальной деятельности (далее — РИД) и заключенных госконтрактов. Использованы методы алгоритмизации, моделирования, расчетных коэффициентов, экспертных оценок, определения начальной (максимальной) цены контракта. Результаты исследования. Представлены две модели формирования стоимости выполнения НИР образовательными и научными организациями: 1) по государственному заданию; 2) по другим видам НИР. В первом случае в основе модели лежит выделенная субсидия на выполнение государственного задания, скорректированная на коэффициент увеличения трудоемкости, который рассчитывается на базе критериев научно-технической и потребительской эффективности НИР. Итоговый коэффициент увеличения трудоемкости представляет собой рейтинг заявки конкретного творческого коллектива на выполнение НИР. Во втором случае основополагающим элементом формирования стоимости является начальная (максимальная) цена контракта, которая может определяться на основе затратного, сравнительного или доходного подхода, а также (в случае государственного заказчика) путем суммирования налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от выпуска и реализации наукоемкой продукции. Итоговая стоимость определяется как минимальная величина из рассчитанных разными способами цен контракта. Разработанные модели формирования стоимости могут быть использованы в целях построения методики определения стоимости выполнения НИР.
Об авторах
О. В. ЛосеваРоссия
Ольга Владиславовна Лосева — доктор экономических наук, доцент, профессор Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления
Москва
Т. В. Тазихина
Россия
Татьяна Викторовна Тазихина — кандидат экономических наук, доцент, профессор Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления
Москва
М. А. Федотова
Россия
Марина Алексеевна Федотова — доктор экономических наук, профессор, руководитель Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления
Москва
Список литературы
1. Авдийский В.И., Безденежных В.М. Учет рисков при определении цены госзаказа на выполнение НИР. Экономика. Налоги. Право. 2015;(5):83–91.
2. Богачева О.В., Цветкова А.В. Подходы к применению нормативных методов в финансировании научной деятельности бюджетных учреждений. Бюджет. 2013;(6):66–72.
3. Балюк В. И., Михайлец В.Б., Радин И. В., Соцкова И.С., Шуртаков К.В. Обоснование начальной (максимальной) цены проекта (цены лота) при реализации федеральных целевых программ в области научных исследований и разработок. Инновации. 2016;(2):99–107.
4. Гусев А., Ладный А., Белоклоков Е., Юревич М. О государственном задании в сфере науки. Общество и экономика. 2017;(11):5–23.
5. Абдикеев Н. М., Тазихина Т. В., Федотова М.А. и др. Инновационное развитие России: проблемы и решения. М.: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; 2014. 1375 c. URL: http://elib.fa.ru/fbook/gosteva.pdf/download/gosteva.pdf.
6. Лосева О.В. Человеческий капитал как фактор инновационного развития социально-экономических систем: измерение и оценка. М.: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; 2012. 196 c.
7. Митрофанов А.М., Никулина С.П. Повышение эффективности выполнения государственного задания на НИР в вузе. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2012;(4):249–252.
8. De Boer H. F., Jongbloed B. W.A., Benneworth P. S. et al. Performance-based funding and performance agreements in fourteen higher education systems. Twente: Centre for Higher Education Policy Studies; 2015:112–113.
9. Cattaneo M., Meoli M., Signori A. Performance-based funding and university research productivity: The moderating effect of university legitimacy. The Journal of Technology Transfer. 2016;41(1):85–104. DOI: 10.1007/s10961-014-9379-2
10. Gläser J., Laudel G. Governing science. European Journal of Sociology. 2016;57(1):117–168. DOI: 10.1017/S 0003975616000047
11. Hicks D. Performance-based university research funding systems. Research Policy. 2012;41(2):251–261. DOI: 10.1016/j.respol.2011.09.007
12. Loseva O., Fedotova M., Filimonova N. Methods for measuring of regional intellectual capital. Information. 2016;19(6A):1771–1785.
13. Dandekar M. P. In-process research & development (IPR&D) valuation and technology economics. Business Valuation Review. 2005;24(2):71–81. DOI: 10.5791/0882-2875-24.2.71
14. Vanecek J. The effect of performance-based research funding on output of R&D results in the Czech Republic. Scientometrics. 2014;98(1):657–681. DOI: 10.1007/s11192-013-1061-1
Рецензия
Для цитирования:
Лосева О.В., Тазихина Т.В., Федотова М.А. Управление процессом формирования стоимости научно-исследовательских работ в государственных научных и образовательных учреждениях. Управленческие науки / Management Sciences. 2018;8(4):40-50. https://doi.org/10.26794/2304-022X-2018-8-4-40-50
For citation:
Losevaa O.V., Tazikhina T.V., Fedotova M.A. Management of the Process of R & D Cost Formation in State Scientific and Educational Institutions. Management Sciences. 2018;8(4):40-50. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2304-022X-2018-8-4-40-50