ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ
Рассматривается состояние современной российской экономики с точки зрения концепции технологических укладов С.Ю. Глазьева. На основе этой теории автор представляет структурный срез отечественной экономики с точки зрения каждого технологического уклада, а также проводит сравнительный анализ данных о российской экономике с показателями экономик других государств разного уровня технологического развития. В частности, в качестве примеров взяты такие страны, как Бангладеш, Сингапур, Великобритания, Китай и Германия, а также многие другие, входящие во все группы стран мировой экономики. Исследование проведено с целью выяснения степени готовности России к переходу к так называемому шестому экономическому укладу, характеризуемому появлением и развитием новых материалов, повышающих эффективность использования и срок службы большинства ранее изобретенных предметов. Сделаны выводы об утрате Россией многих достижений пятого технологического уклада, что, безусловно, может затруднить переход к шестому. Предложена модернизация экономики страны, основывающаяся на восстановлении и развитии ключевых отраслей четвертого и особенно пятого технологических укладов (цветная и черная металлургия, химическая промышленность, производство и переработка нефти, производство программного обеспечения, производство товаров народного потребления и т.п.). Необходимо развивать и модернизировать те отрасли народного хозяйства, которые в настоящее время функционируют в России, имеют конкурентные преимущества на мировом рынке. Автор не предлагает отказываться от научного и технологического развития. Рекомендуется использовать имеющиеся и будущие достижения шестого технологического уклада (заимствованные за рубежом или разработанные самостоятельно) для повышения конкурентоспособности упомянутых отраслей народного хозяйства, а также модернизации транспортной инфраструктуры, ограничения неблагоприятного влияния промышленности на экологию.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Despite the ongoing sanction regimes, the Russian Federation is seeking to enhance the competitiveness of tradable goods and, hence, expand the international trade, increase exports and provide legal support for export crediting as a guarantee for maintaining the active trade balance of the country. until now the regulatory framework for export crediting in the Russian Federation is not complete: certain provisions of the Russian and international law related to the area under study need harmonization. In this paper, the author examines the compliance of the terms of the OECD Arrangement on Officially Supported Export Credits with the regulatory framework governing export crediting in the Russian federation. The paper analyzes the Russian legislation, strategic planning documents and in-house documents of organizations that form the national export support system. The analysis revealed the lack of legislative consolidation of export development in the Russian Federation, with regulatory issues reflected in non-core documents. The problem solution lies in improving the regulatory framework for support of export crediting so as to reduce the country risk and enhance the national competitiveness.
Несмотря на действующие санкционные режимы, Российская Федерация стремится к повышению уровня конкурентоспособности внешнеторговых товаров и, как следствие, увеличению международной торговли, наращиванию экспорта и правовому обеспечению экспортного кредитования, гарантирующему поддержание активного торгового баланса государства. До настоящего времени нормативное правовое регулирование экспортного кредитования в Российской Федерации не завершено: отдельные положения российского и международного права в исследуемой области нуждаются в гармонизации. В настоящей статье автор рассматривает соответствие условий Соглашения ОЭСР по официально поддерживаемым экспортным кредитам нормативному правовому полю в сфере экспортного кредитования в Российской Федерации. В работе анализируется законодательство Российской Федерации, документы стратегического планирования и локальные документы организаций, формирующих национальную систему поддержки экспорта. В результате анализа устанавливается отсутствие законодательного закрепления развития экспорта в Российской Федерации и отражение вопросов регулирования в непрофильных документах. Решение проблемы лежит в плоскости совершенствования нормативного правового регулирования поддержки экспортного кредитования в целях снижения странового риска и повышения национальной конкурентоспособности.
В статье проводится оценка согласованности стратегических документов федерального и регионального уровней по двум предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации:
- обеспечение граждан жильем;
- развитие физической культуры и спорта. В Федеральном законе о стратегическом планировании* предусмотрено согласование целевых значений показателей стратегических документов по вопросам совместного ведения. Положения о необходимости такого согласования в 2016–2017 гг. появились в подзаконных актах о формировании государственных программ и стратегий социально-экономического развития. Однако, как показало проведенное исследование, целевые значения основных показателей данных отраслей экономики по состоянию на начало2018 г. в программных документах оказались не скоординированы. Их значения, установленные в федеральных государственных программах, на 10–20% выше агрегированных значений, заявленных регионами в своих государственных программах. Исследование проведено на основе сопоставления данных стратегических документов федерального и регионального уровней. Основное внимание уделено изучению согласованности государственных программ как наиболее актуальных стратегических документов, привязанных к бюджетному процессу. Автор проводит анализ наборов целевых показателей, применяемых федеральными и региональными государственными программами для задания среднесрочных ориентиров. В ходе исследования по каждому направлению было выделено несколько основных показателей, по которым был проведен более детальный анализ на согласованность федеральных и агрегированных региональных значений. При анализе обеспечения населения жильем исследовался показатель объема ввода жилья в2020 г., а по направлению развития физической культуры и спорта рассматривались такие показатели, как:
- удельный вес населения, систематически занимающегося физкультурой и спортом;
- уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта. При проведении исследования использовались статистические методы. Автор приходит к выводу, что для достижения согласованности показателей стратегических документов необходимо выбрать базовые показатели по каждому предмету совместного ведения, разработать принципы их согласования, а также создать механизм их согласования и обоснования.
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Управление процессом формирования стоимости научно-исследовательских работ (далее — НИР) в российских научных организациях и организациях высшего образования является актуальной задачей в условиях, когда бюджетное финансирование научных исследований сокращается, а сами вузы заинтересованы в увеличении своих доходов от фундаментальных, прикладных исследований и экспериментальных разработок. Кроме того, рейтинг образовательных организаций, их конкурентоспособность на рынке интеллектуальных услуг, в том числе, зависит от количества успешно реализуемых совместно с бизнес-партнерами инновационных проектов, которые опираются на научные исследования и разработки, от числа коммерциализированных результатов интеллектуальной деятельности (далее — РИД) и заключенных госконтрактов. Использованы методы алгоритмизации, моделирования, расчетных коэффициентов, экспертных оценок, определения начальной (максимальной) цены контракта. Результаты исследования. Представлены две модели формирования стоимости выполнения НИР образовательными и научными организациями: 1) по государственному заданию; 2) по другим видам НИР. В первом случае в основе модели лежит выделенная субсидия на выполнение государственного задания, скорректированная на коэффициент увеличения трудоемкости, который рассчитывается на базе критериев научно-технической и потребительской эффективности НИР. Итоговый коэффициент увеличения трудоемкости представляет собой рейтинг заявки конкретного творческого коллектива на выполнение НИР. Во втором случае основополагающим элементом формирования стоимости является начальная (максимальная) цена контракта, которая может определяться на основе затратного, сравнительного или доходного подхода, а также (в случае государственного заказчика) путем суммирования налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от выпуска и реализации наукоемкой продукции. Итоговая стоимость определяется как минимальная величина из рассчитанных разными способами цен контракта. Разработанные модели формирования стоимости могут быть использованы в целях построения методики определения стоимости выполнения НИР.
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Проблема неэффективной деятельности малых инновационных предприятий (МИП) является одной из причин медленного развития научных институтов, в том числе институтов РАН. Государство постепенно сокращает их финансирование, вынуждая руководство институтов искать возможности коммерциализации созданной интеллектуальной собственности (ИС). На деятельность МИПов оказывают влияние множество факторов, таких как законодательные, кадровые, финансовые, инфраструктурные, информационные и другие, но административные барьеры являются одними из наиболее значимых. В рамках настоящего исследования изучается влияние каждого административного фактора на деятельность существующих спин-офф компаний институтов РАН. Среди основных задач данной работы можно отметить детальный анализ российской и зарубежной литературы по теме исследования, изучение административных барьеров, а также проведение экспертного опроса представителей институтов РАН с целью выявления наиболее значимых факторов для деятельности МИПов. Экспертный опрос проводился по телефону с заранее подготовленным списком вопросов. Исходя из результатов проведенного исследования, можно заключить, что наибольшего внимания требуют нормативно-правовые барьеры. Данная сфера требует разработки комплекса мер по повышению их эффективности. Важным фактором риска является слабая защита интеллектуальной собственности, что не только лишает инновации возможности быть реализованными, но и способствует утечке технологий. Данную проблему предлагается решить путем внедрения процедуры предварительных патентных заявок. Кроме того, важно осуществлять непрерывное совершенствование уровня знаний в области патентоведения, прав интеллектуальной собственности и предпринимательства со стороны научно-исследовательских организаций. Вышеуказанные методы составляют лишь часть большого комплекса мер для снижения части административных барьеров в процессе коммерциализации инноваций
УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ
Высокий процент провалов новых продуктов в существенной степени связан с проблемами в управлении на начальном, полном неопределенности, этапе его создания. С учетом того, что именно на этом этапе определяются характеристики и функционал будущего продукта, управление процессом создания приобретает здесь решающее значение. В процессе цифровой трансформации компании переосмысливают процесс управления разработкой продукта и, соответственно, компетентностную модель продакт-менеджеров (product manager). Целью настоящей работы является выявление ключевых компетентностей (качеств, личностных свойств и умений, позволяющих реализовывать ключевые задачи профессиональной деятельности) продакт-менеджеров цифровой эпохи, а также тестирование дизайни проектного подходов в развитии этих компетентностей. Получение первичной информации об основных профессиональных задачах было обеспечено посредством глубинных интервью с успешными продакт-менеджерами компаний из следующих отраслей: Интернет и телекоммуникации, программное обеспечение, биотехнологии, финансы. В работе были идентифицированы два характерных профиля/типа продакт-менеджеров, которые мы назвали «технико-ориентированный» и «бизнес-ориентированный». В результате проведенных эмпирических исследований выявлены ключевые универсальные компетентности продакт-менеджеров для эффективного управления созданием инновационных продуктов. Обнаружено их частичное совпадение с компетентностями инновационного предпринимателя, которые были выявлены нами ранее. Для развития ключевых компетентностей разработана и апробирована программа инновационного практикума. Результаты статистического анализа показали, что проектное обучение (project based learning) с использованием подходов дизайн-мышления (design thinking), бережливый стартап и развитие потребителей (Lean Startup & Customer Development) и применением современной цифровой техники быстрого прототипирования обеспечивают хорошую положительную динамику в развитии выявленных ключевых компетентностей у начинающих продакт-менеджеров.
В современном мире потребители перегружены рекламными сообщениями, и конкуренция среди рекламодателей становится более жесткой. Именно поэтому возникает потребность в разработке результативных маркетинговых сообщений, которые будут воздействовать на подсознание человека, побуждая его, например, к покупке продукта или услуги. В связи с этим появляется нейромаркетинг — исследовательский инструмент для измерения подсознательных реакций человека на маркетинговые стимулы. В данной работе критически проанализированы существующие методы нейромаркетинга, определены их преимущества и недостатки. В результате выделены следующие группы методов нейромаркетинга: методы, измеряющие метаболическую активность мозга; методы, измеряющие электрическую активность мозга; методы, измеряющие производные подсознательные реакции. Данные методы дают возможность оценивать такие подсознательные реакции, как уровень внимания и эмоциональной вовлеченности, активацию памяти и другие параметры восприятия. В то же время у нейромаркетинга есть и недостатки, среди которых можно выделить высокую стоимость, сложность поиска испытуемых и специалистов, а также негативное влияние лабораторных условий при проведении экспериментов. Эти недостатки необходимо учитывать при проведении исследований, нивелируя их с помощью традиционных методов.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ
Целью работы является разработка механизма повышения устойчивости социально-экономического развития региона на основе применения современных технологий геоинформационной системы (далее — ГИС-технологий). Предметом данной работы выступают организационно-экономические отношения, возникающие в процессе построения геоинформационной системы моделирования пространственного развития территорий, ориентированной на достижение устойчивого экономического роста региона. В работе использованы эмпирические методы исследования, текущего и перспективного анализа и синтеза теоретического и практического материала. В статье проведен анализ имеющихся публикаций по вопросам устойчивого развития регионов, который позволил сделать вывод о необходимости внедрения современных геоинформационных систем оперативного сбора, обработки и анализа первичной информации по показателям социально-экономического развития территорий. Разработанный механизм повышения устойчивости социально-экономического развития региона с использованием геоинформационных систем включает три концептуальных блока: создание и функционирование регионального ГИС-центра с постоянным наполнением баз данных и обновлением операционных систем; проведение геоинформационной системой анализа данных макроэкономического и пространственного развития территорий; моделирование регионального развития с учетом индивидуальных особенностей территории и целевыми ориентирами устойчивого социально-экономического развития. Данный механизм призван повысить устойчивость социально-экономического развития региона за счет учета баланса интересов государства, бизнеса и общества, обеспечивающего возрастающий темп роста возможностей удовлетворять потребности настоящего и будущих поколений, проживающих на территории, и сохранность окружающей среды. Предложенный механизм повышения устойчивости пространственного развития регионов на основе геоинформационных технологий представляет собой инструмент совершенствования системы управления в рамках реализации государственной и региональной экономической политики пространственного развития России. Применение геоинформационных систем при разработке мер по повышению устойчивости социально-экономического развития региона способствует улучшению качества анализа состояния сложных социально-экономических систем, решению практических задач по размещению ресурсов на территории и анализу эффективности их размещения, реализации принципов стратегического планирования с использованием цифровых технологий и обеспечению своевременности принимаемых решений в исследуемой сфере.
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
В работе приводятся результаты комплексного психологического исследования профессионального сетевого сообщества Института развития лидеров как стратегической инициативы, «Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ). На основании его результатов авторы предпринимают попытку формализовать и обосновать психологические детерминанты личности, целенаправленное воздействие и воспитание которых у молодого поколения, подталкивание (от англ. nudge) и коррекция у «зрелых» предпринимателей будет прямо воздействовать на их личностный рост, соответствовать их индивидуальной траектории развития, активизировать деятельность «под флагом» Национальной технологической инициативы (НТИ) и Стратегии национально-технологического развития (НТР). В статье приводятся результаты исследования отдельных психологических показателей представителей профессионального сообщества Института развития лидеров АСИ. Только представители российской технологической элиты могут быть основными драйверами социально-экономического роста национальной экономики в ближайшие 5–10–20 лет. Именно на развитие науки и технологий в своей Стратегии НТР развития сделало ставку Правительство Российской Федерации.
В статье представлено исследование управления талантами как одного из актуальных современных трендов в области управления человеческими ресурсами в организациях, этапы построения системы управления талантами и рассмотрено влияние корпоративной культуры и других факторов на мотивацию талантливых сотрудников. Цель работы — исследование существующих научно-практических трактовок понятия управления талантами и современных стратегий компаний по работе с ними. В статье актуализируется потребность в управлении талантами в организации, рассматривается история возникновения понятия «управление талантами», существующие на сегодняшний день трактовки данного термина, характеристика уровней управления талантами в организации. Проанализированы этапы внедрения системы управления талантами в компании. Приводятся примеры использования системы управления талантами в организациях, а также результаты исследований в области управления талантами. Сделан вывод о том, что система управления талантами в современной организации должна строиться исходя из принципов меритократии, приоритетности корпоративной культуры, креативной нематериальной мотивации и высокого профессионального развития персонала организаций.
ISSN 2618-9941 (Online)