Анализ согласованности показателей государственных программ (обеспечение граждан жильем и развитие физической культуры и спорта), установленных на федеральном и региональном уровнях
https://doi.org/10.26794/2304-022X-2018-8-4-25-39
Аннотация
В статье проводится оценка согласованности стратегических документов федерального и регионального уровней по двум предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации:
- обеспечение граждан жильем;
- развитие физической культуры и спорта. В Федеральном законе о стратегическом планировании* предусмотрено согласование целевых значений показателей стратегических документов по вопросам совместного ведения. Положения о необходимости такого согласования в 2016–2017 гг. появились в подзаконных актах о формировании государственных программ и стратегий социально-экономического развития. Однако, как показало проведенное исследование, целевые значения основных показателей данных отраслей экономики по состоянию на начало2018 г. в программных документах оказались не скоординированы. Их значения, установленные в федеральных государственных программах, на 10–20% выше агрегированных значений, заявленных регионами в своих государственных программах. Исследование проведено на основе сопоставления данных стратегических документов федерального и регионального уровней. Основное внимание уделено изучению согласованности государственных программ как наиболее актуальных стратегических документов, привязанных к бюджетному процессу. Автор проводит анализ наборов целевых показателей, применяемых федеральными и региональными государственными программами для задания среднесрочных ориентиров. В ходе исследования по каждому направлению было выделено несколько основных показателей, по которым был проведен более детальный анализ на согласованность федеральных и агрегированных региональных значений. При анализе обеспечения населения жильем исследовался показатель объема ввода жилья в2020 г., а по направлению развития физической культуры и спорта рассматривались такие показатели, как:
- удельный вес населения, систематически занимающегося физкультурой и спортом;
- уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта. При проведении исследования использовались статистические методы. Автор приходит к выводу, что для достижения согласованности показателей стратегических документов необходимо выбрать базовые показатели по каждому предмету совместного ведения, разработать принципы их согласования, а также создать механизм их согласования и обоснования.
Ключевые слова
Об авторе
Ю. В. ГерасимоваРоссия
Юлия Вячеславовна Герасимова — cтарший научный сотрудник Лаборатории исследования бюджетной политики Института прикладных экономических исследований
Список литературы
1. Зубаревич Н.В. Региональное развитие и региональная политика за десятилетие экономического роста. Журнал новой экономической ассоциации. 2009;(1–2):161–174.
2. Кузнецова О.В. Региональная политика России: 20 лет реформ и новые возможности. М.: Ленанд; 2017. 392 с.
3. Кузнецов А. В., Кузнецова О. В. Региональная политика: зарубежный опыт и российские реалии. М.: ИМЭМО РАН; 2015. 137 с.
4. Де Брюйн Х. Управление по результатам в государственном секторе. Пер. с англ. М.: Изд-во Института комплексных стратегических исследований; 2005. 192 с.
5. Клименко А. Десятилетие административной реформы: результаты и новые вызовы. Вопросы государственного и муниципального управления. 2014;(1):8–51.
6. Lewis J.M. The politics and consequences of performance measurement. Policy and Society. 2015;34(1):1–12. DOI: 10.1016/j.polsoc.2015.03.001
7. Клименко А.В., Королев В.А., Двинских Д.Ю., Сластихина И.Ю. О гармонизации документов государственного стратегического планирования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики; 2015. 48 c.
8. Ланцев Д. Согласование стратегического и бюджетного планирования на муниципальном уровне. Бюджет. 2015;(6):15–20.
9. Пузанов А., Попов Р., Ланцев Д. Методические рекомендации по оптимизации стратегического планирования на муниципальном уровне. М.: Фонд «Институт экономики города»; 2015:32.
10. Петров С.Ю. Показатели оценки государственных программ развития физической культуры и спорта в регионе (на примере Псковской области). Актуальные вопросы экономики и современного менеджмента. Сб. науч. тр. по итогам III междунар. науч.-практ. конф. (Самара, 11 апреля 2016 г.). Н. Новгород: Инновационный центр развития образования и науки; 2016:66–68.
11. Божья-Воля А.А., Мясникова Е. Ю. Преодоление «парадоксов результативности» при реализации государственных программ Пермского края. Ars Administrandi. Искусство управления. 2016;(1):99–112. DOI: 10.17072/2218-9173-2016-1-99-112
12. Лавров А. М., Бегчин Н.А. Проблемы и перспективы внедрения «программных» бюджетов. Финансы. 2016;(4):3–12.
13. Christensen C. M., Donovan T. The process of strategy development and implementation. Harvard Business School Working Paper, 2000;(00–075). URL: https://pdfs.semanticscholar.org/c0a4/13dc3f438d21f62904936819fa34df6331b4.pdf.
14. Pettigrew A. M. The character and significance of strategy process research. Strategic Management Journal. 1992;13(S 2):5–16. DOI: 10.1002/smj.4250130903
Рецензия
Для цитирования:
Герасимова Ю.В. Анализ согласованности показателей государственных программ (обеспечение граждан жильем и развитие физической культуры и спорта), установленных на федеральном и региональном уровнях. Управленческие науки / Management Sciences. 2018;8(4):25-39. https://doi.org/10.26794/2304-022X-2018-8-4-25-39
For citation:
Gerasimova Yu.V. Indicator Conformity Analysis of State Programs (Housing and Sports Development) at Federal and Regional Levels. Management Sciences. 2018;8(4):25-39. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2304-022X-2018-8-4-25-39