Человеко-ориентированный подход в формировании ключевых компетенций государственных гражданских служащих в условиях цифровой трансформации


https://doi.org/10.26794/2304-022X-2019-9-1-76-95

Полный текст:


Аннотация

Статья посвящена вопросам применения человеко-ориентированного подхода при определении компетенций государственных гражданских служащих и направлений развития их квалификации.

Цель исследования — разработка модели ключевых компетенций государственных гражданских служащих с учетом требований должностных регламентов, квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам государственных гражданских служащих, отраженных в нормативных и правовых документах, а также тенденций компетентностно-ориентированного подхода к развитию потенциала сотрудников. Даны результаты экспертного опроса, проведенного в 2018 г. среди организаций государственной гражданской службы трех субъектов РФ. Анализ показал, что, несмотря на переход госслужбы на цифровые технологии и сервисы, мало внимания уделяется изменению поведенческих установок персонала и их готовности к инновациям. Так, невысоко оценены навыки владения методами проектного управления, развития творческих способностей, эмпатии, наставничества. При выборе направлений повышения квалификации, как правило, предпочитают программы обучения профессиональным знаниям, игнорируя другие форматы, нацеленные на развитие важных в цифровой экономике мягких навыков. Использование компетентностного подхода к формированию модели компетенций, методов анализа и синтеза при обобщении количественных и качественных параметров существующей системы управления карьерой государственных гражданских служащих позволило обосновать основные принципы внедрения человеко-ориентированного подхода в кадровую работу органов государственной власти. Авторами предложена модель ключевых компетенций для различных групп должностей государственной гражданской службы. Сформулированы основные выводы о необходимости использования аналитических инструментов для мониторинга текущего уровня развития компетенций государственных гражданских служб, а также для разработки рекомендаций по моделированию дальнейшего профессионального и должностного роста. Предложена классификация «мягких» навыков и инструментов их развития, необходимых для совершенствования профессиональной деятельности государственных гражданских служащих в условиях цифровизации экономики.

Выводы/значимость. Важность применения человеко-ориентированного подхода в компетентностной модели вызвана необходимостью трансформации работы государственной гражданской службы под условия цифровой экономики.


Об авторах

Е. В. Васильева
Финансовый университет при Правительстве РФ
Россия

Елена Викторовна Васильева — доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Бизнес-информатика».

Москва



В. Н. Пуляева
Финансовый университет при Правительстве РФ
Россия

Валентина Николаевна Пуляева — кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление персоналом и психология».

Москва



В. А. Юдина
Финансовый университет при Правительстве РФ, Пензенский филиал
Россия

Вера Александровна Юдина — кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент, информатика и общегуманитарные науки».

Москва



Список литературы

1. Roe R. A., van den Berg P. Selection in Europe: Context, developments and research agenda. European Journal of Work and Organizational Psychology. 2003;12(3):257–287. DOI: 10.1080/13594320344000129

2. Пуляева В. Н. Модель компетенций менеджера в клиентоориентированной экономике. Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2015;4(2):24–30.

3. Sánchez A. V., Ruiz M. P. et al. Competence-based learning: A proposal for the assessment of generic competences. Bilbao: University of Deusto; 2008. 335 p.

4. Bertaud A. Cities as labor markets. Marron Institute of Urban Management. Working Paper. 2014;(2). URL: https://marroninstitute.nyu.edu/uploads/content/Cities_as_Labor_Markets.pdf (дата обращения: 01.09.2018).

5. Bricall J. Universidad 2 mil. Madrid: Crue; 2000. 69 p.

6. Hutmacher W. Key competencies for Europe. Report of the symposium (Berne, Switzerland, 27–30 March, 1996). A secondary education for Europe project. Strasbourg: Council for Cultural Co-operation (CDCC); 1997. 72 p. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED407717.pdf.

7. Morin E. La testa ben fatta. Riforma dell’insegnamento e riforma del pensiero. Milano: Raffaello Cortina Editore; 2000. 152 p.

8. Куприяновский В. П., Сухомлин В. А., Добрынин А. П., Райков А. Н., Шкуров Ф. В., Дрожжинов В. И., Федорова Н. О., Намиот Д. Е. Навыки в цифровой экономике и вызовы системы образования. International Journal of Open Information Technologies. 2017;5(1):19–25.

9. Лезина Т. А., Юркова А. Д. Анализ требований работодателей к цифровым компетенциям сотрудников. Российское предпринимательство. 2018;19(5):1623–1632. DOI: 10.18334/rp.19.5.39038

10. Raven J. Competence in modern society: Identification, development and implementation. Unionville, NY: Royal Fireworks Press; 1984. 396 p.

11. Babbit M. 7 soft skills we never hear about (but must master). URL: https://www.careersingovernment.com/tools/gov-talk/about-gov/education/7-soft-skills-never-hear-must-master/ (дата обращения: 21.10.2018).

12. Goleman D. Working with emotional intelligence. New York: Bantam Books; 1998. 438 p.

13. Кудрявцева Е. И. Менеджмент компетенций в системе государственной гражданской службы. Управленческое консультирование. 2013;(6):22–32.

14. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос; 2009. 336 c.

15. Зимняя И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов; 2004. 42 c. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120325214132.pdf.

16. Аллин О. Н., Сальникова Н. И. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала. М.: Генезис; 2005. 248 с.

17. Банько Н. А., Карташов Б. А., Яшин Н. С. Управление персоналом. Волгоград: ВолгГТУ; 2006. 88 с.

18. Алтухова Н. Ф., Васильева Е. В., Мирзоян М. В. Компетентностный подход в управлении кадрами государственной службы на основе онтологий. Бизнес-информатика. 2018;(1):17–27. DOI: 10.17323/1998–0663.2018.1.17.27

19. Бондаренко В. В., Юдина В. А., Танина М. А. Повышение эффективности в системе госуправления на основе разработки квалификационных требований к замещению должностей государственных гражданских служащих. Пенза: МНИЦ ПГСХА; 2015. 160 c.

20. Васильева Е. В., Мирзоян М. В. Проблемы формирования кадрового потенциала государственной службы в контексте реализации нового государственного менеджмента. Управленческие науки. 2017;7(4):80–89. DOI: 10.26794/2304–022X-2017–7–4–80–89

21. Васильева Е. В., Славин Б. Б. и др. Эффективность управления кадрами государственной гражданской службы в условиях развития цифровой экономики и общества знаний. М.: ИНФРА-М; 2018. 221 c. DOI: 10.12737/monography_5b30a162d9bec9.41280649


Дополнительные файлы

Для цитирования: Васильева Е.В., Пуляева В.Н., Юдина В.А. Человеко-ориентированный подход в формировании ключевых компетенций государственных гражданских служащих в условиях цифровой трансформации. Управленческие науки. 2019;9(1):76-95. https://doi.org/10.26794/2304-022X-2019-9-1-76-95

For citation: Vasilieva E.V., Pulyaeva V.N., Yudina V.A. Human-Oriented Approach in Forming of Key Competences of Civil Servants in the Conditions of Digital Transformation of the Economy. Management Science. 2019;9(1):76-95. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2304-022X-2019-9-1-76-95

Просмотров: 21

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2304-022X (Print)
ISSN 2618-9941 (Online)