Preview

Управленческие науки

Расширенный поиск
Том 9, № 1 (2019)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.26794/2304-022X-2019-9-1

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ 

6-19 314
Аннотация

В работе анализируются механизмы институционального обеспечения инновационной деятельности, направленной на решение стратегических задач научно-технического прорыва в экономике России. Показано, что развитие инновационного сектора в обрабатывающей промышленности способствует консервации ее архаичной структуры, усилению зависимости от импорта технологий. В структуре инновационных товаров по уровню новизны ведущие позиции занимают товары, новые для предприятия. В то время как в отечественных разработках практически отсутствуют технологии, новые для мирового рынка. В модели организации инновационной деятельности в России нет механизмов создания условий научно-технологичного прорыва и преобразования научно-технических достижений мирового уровня в прорывные технологии. Показано, что Россия обладает научным потенциалом прорывных технологий. Обсуждаются механизмы организации разработок прорывных технологий на основе кооперации ученых академической, вузовской, ведомственной науки и научно-исследовательских организаций бизнес-структур. Предлагается сконцентрировать ресурсы институтов развития на организационные и финансовые поддержки создания и реализации программы перспективных междисциплинарных исследований, проводимых на сетевых принципах в рамках мегапроектов. Для эффективной реализации прорывных технологий в целях ускорения экономического развития страны необходимо перейти от отраслевых стратегий и программ развития к общегосударственной стратегии и программе развития отечественной обрабатывающей промышленности, предусматривающих интенсификацию межрегионального и межотраслевого взаимодействия на сетевых принципах. Для обеспечения этого взаимодействия предлагается создание системы институтов координации и управления с широкими полномочиями, кадровый потенциал которых должен формироваться с привлечением ведущих ученых, специалистов реального сектора экономики и менеджеров бизнес-структур. Для обеспечения эффективной реализации стратегии научно-технического прорыва необходимо создание в образовательной системе институтов, содействующих удовлетворению потребности реальной экономики в кадрах, компетенции которых соответствуют требованиям шестого технологического уклада.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ 

20-27 278
Аннотация

Успешность решения стратегических и тактических задач социально-экономического развития Российской Федерации в многом зависит от эффективности государственного антикризисного управления, которое является одной из наиболее сложных сфер регулирования, поскольку должно обладать качествами гибкости и адекватности относительно степени кризисных проявлений. В статье исследуются ключевые проблемы государственного антикризисного регулирования экономики РФ в современных условиях ее функционирования и их проявление на макроэкономических показателях, индикаторах уровня жизни населения, тенденциях реализации экономической политики на уровне регионов. Отдельные направления реализации социальной политики анализируются в сравнении с подходами к аналогичным проблемам в Китае, экономика которого оценивается специалистами как самая быстроразвивающаяся в мировой экономике. Показано, что при наличии множества достоинств, присущих государственным антикризисным программам, они к настоящему времени не стали действенным инструментом решения социально-экономических задач по причине непроработанности целеполагания при их разработке и отсутствия гибкости в их реализации.

28-36 524
Аннотация

Несмотря на то, что в научно-исследовательских разработках в области управления организацией значительное место отводится вопросам изучения кризисных ситуаций и кризисного управления, результаты исследований все же остаются достаточно фрагментированными, что затрудняет выбор правильного пути в дальнейшем продвижении в этом направлении. Для решения этой задачи предлагается рассмотреть интегрированную структуру кризисов и управления ими, основанную на исследованиях в области стратегического менеджмента, организационной теории и организационного поведения, а также исследованиях в области связей с общественностью и корпоративных коммуникаций. В посвященной кризисам и кризис-менеджменту литературе можно выделить два основных направления. Первое — где основное внимание уделяется внутренней динамике развития кризиса и второе — где внимание организации сосредоточивается на внешнем управлении заинтересованными сторонами или стейкхолдерами. В настоящей статье сначала будут введены основные понятия для каждого из названных направлений, затем выделены их общие черты и на основе результатов исследований, предложенных в обширном списке приведенной ниже литературы, оба направления будут объединены в одну интегрированную структуру. За основу в этом списке автор принимает исследование Дж. Банди, М. Пфаррера, К. Шорта и Т. Кумбса «Кризис и кризис-менеджмент. Интеграция, интерпретация и исследование» [1] и статью К. Пирсон и Дж. Клар, «Рефрейминг кризис менеджмента» [2]. В целом используемый в настоящей работе список источников охватывает работы зарубежных авторов, опубликованные в 1998–2015 гг.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 

37-46 433
Аннотация

Статья посвящена исследованию роли органов местного самоуправления в обеспечении качества жизни населения в городах, имеющих высокий рейтинг комфортности. Целью статьи является выявление сходств и различий в организационной, правовой и финансовой составляющих органов местного самоуправления при решении задачи повышения уровня комфортности жизни в городах. Предметом исследования выступает проверка гипотезы о том, какие аспекты автономии органов местного самоуправления (правовой, организационной или финансовой) являются доминирующими в обеспечении качества жизни в городах. Методология проведения работы базируется на системном подходе, позволяющем выявить проблемы финансового обеспечения деятельности органов местного самоуправления, направленной на повышение качества жизни населения. Рассмотрены рейтинги городов мира по уровню комфортности, определена выборка из двадцати городов, имеющих высокий рейтинг комфортности по версии консалтингового агентства «Мерсер» (далее — города «комфортной двадцатки») и выполнена их группировка по странам. Проведен анализ правовой, организационной и финансовой автономии органов местного самоуправления в городах «комфортной двадцатки». По результатам анализа сделан вывод о достаточной степени правовой автономии (полномочиях), организационной самостоятельности и финансовой независимости органов местного самоуправления, что в сочетании со стабильностью законодательства о местном самоуправлении позволяет обеспечить высокий уровень качества жизни населения городах «комфортной двадцатки». Проведенное исследование призвано заполнить существующие пробелы между теоретическими представлениями о полномочиях органов местного самоуправления и практическим анализом реального состояния проблемы повышения эффективности управления городами за счет усиления финансовой самостоятельности муниципальной власти.

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 

47-67 367
Аннотация

Перспективы развития энергетического сектора в Российской Федерации, с одной стороны, являются довольно масштабными — учитывая скорость и характер распространения инновационных технологий в данной сфере (цифровое силовое оборудование, инструменты прогнозирования, технологии осуществления взаиморасчетов в режиме реального времени), а с другой — существует проблема, связанная со слабым пониманием перспективного объема спроса на различные технологии. Зачастую многие компании отказываются от проектов и НИОКР исключительно в силу того, что опасаются риска невозврата осуществленных инвестиций, обусловленного отсутствием потребителей результатов конкретного проекта. Одновременно активизируется проблема повышения конкурентоспособности экономики регионов Российской Федерации в условиях ужесточения конкуренции со стороны зарубежных поставщиков различных инновационных решений — в том числе в области энергетики.

68-75 218
Аннотация

В статье обозначены проблемы использования научно-технических кластеров в качестве платформы развития молодежной науки. Анализируется современное состояние системы научно-технических кластеров и их место в экономической системе Российской Федерации. Рассматриваются эффективность функционирования кластеров и потенциал их развития как инструменты развития молодежной науки. Представлены основные современные научные подходы к изучению взаимосвязи кластерных структур и науки. Предлагается ряд структурных и нормативных изменений в целях совершенствования системы кластеров.

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ 

76-95 702
Аннотация

Статья посвящена вопросам применения человеко-ориентированного подхода при определении компетенций государственных гражданских служащих и направлений развития их квалификации.

Цель исследования — разработка модели ключевых компетенций государственных гражданских служащих с учетом требований должностных регламентов, квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам государственных гражданских служащих, отраженных в нормативных и правовых документах, а также тенденций компетентностно-ориентированного подхода к развитию потенциала сотрудников. Даны результаты экспертного опроса, проведенного в 2018 г. среди организаций государственной гражданской службы трех субъектов РФ. Анализ показал, что, несмотря на переход госслужбы на цифровые технологии и сервисы, мало внимания уделяется изменению поведенческих установок персонала и их готовности к инновациям. Так, невысоко оценены навыки владения методами проектного управления, развития творческих способностей, эмпатии, наставничества. При выборе направлений повышения квалификации, как правило, предпочитают программы обучения профессиональным знаниям, игнорируя другие форматы, нацеленные на развитие важных в цифровой экономике мягких навыков. Использование компетентностного подхода к формированию модели компетенций, методов анализа и синтеза при обобщении количественных и качественных параметров существующей системы управления карьерой государственных гражданских служащих позволило обосновать основные принципы внедрения человеко-ориентированного подхода в кадровую работу органов государственной власти. Авторами предложена модель ключевых компетенций для различных групп должностей государственной гражданской службы. Сформулированы основные выводы о необходимости использования аналитических инструментов для мониторинга текущего уровня развития компетенций государственных гражданских служб, а также для разработки рекомендаций по моделированию дальнейшего профессионального и должностного роста. Предложена классификация «мягких» навыков и инструментов их развития, необходимых для совершенствования профессиональной деятельности государственных гражданских служащих в условиях цифровизации экономики.

Выводы/значимость. Важность применения человеко-ориентированного подхода в компетентностной модели вызвана необходимостью трансформации работы государственной гражданской службы под условия цифровой экономики.

96-112 472
Аннотация

Существенным резервом инновационного сценария социально-экономического развития регионов является создание, совершенствование и функционирование высокотехнологичных рабочих мест (ВРМ). Такие рабочие места требуют четкой идентификации и особого управленческого подхода к их организации. Одновременно эти процессы в условиях различных территорий нуждаются в индивидуальном подходе. Цели данного исследования — выделить ключевые характеристики ВРМ, выявить преимущества и риски создания большого количества ВРМ для регионов, определить основные меры по созданию ВРМ. При проведении исследования были использованы методы анализа и синтеза информации, системного, логического, сравнительного и экономического анализа, экспертных оценок. В результате было выявлено, что необходимо четко разграничивать как составляющие высокотехнологичных рабочих мест, так и их количественное измерение. Значимость высокотехнологичных рабочих мест подтверждается высокой производительностью и, в свою очередь, требует дополнительных инвестиций по их созданию. Особенно необходимо направлять процессы по формированию высокотехнологичных рабочих мест в высокотехнологичных и наукоемких отраслях национальной экономики, так как их создание в технологически отсталых отраслях может привести к низкой отдаче капиталовложений. Исследование динамики и отраслевой специфики ВРМ позволяет обобщить положительный опыт в этой области и выработать рекомендации по стимулированию организации рабочих мест. Основные критерии выделения высокотехнологических рабочих мест включают: использование передовых технологий; высокую экономическую эффективность производства (производительность труда); условия труда, соответствующие самым строгим современным нормам; качественное образование и высокую квалификацию специалистов, осуществляющих трудовую деятельность на данном рабочем месте; высокую заработную плату таких сотрудников; значительную стоимость создания нового рабочего места, а также интеграцию этих рабочих мест в ключевые потребности территории. По данным критериям определяются показатели и осуществляется количественная или качественная оценка. По каждому показателю устанавливаются пороговые значения, подтверждающие или отрицающие высокотехнологичность рабочего места. На основе исследования динамики и отраслевой специфики ВРМ предложены рекомендации по стимулированию организации рабочих мест. Среди них: учет качественных и количественных характеристик современного ВРМ; реализация налоговой и инвестиционной поддержки в связи с отраслевой направленностью процессов формирования ВРМ в различных регионах; текущий и перспективный мониторинг ВРМ в целях контроля ситуации по активизации социально-экономического развития регионов.

КОНГРЕССЫ, КОНФЕРЕНЦИИ, СЕМИНАРЫ 

113-116 154
Аннотация

7 декабря 2018 г. в зале ученого совета МГТУ им. Н. Э. Баумана, где раньше был храм училища в честь святой равноапостольной Марии Магдалины, окрылись очередные VIII Чарновские Чтения (http://czarnowski.bmstu.ru/), посвященные организации производства/management production.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2304-022X (Print)
ISSN 2618-9941 (Online)