К вопросу управления рисками при удаленном режиме работы в условиях пандемии
https://doi.org/10.26794/2404-022X-2021-11-2-73-84
Аннотация
В статье рассматриваются сущность и особенности дистанционной работы, коммуникационные издержки и проблемы внедрения процедур комплаенса для снижения затрат и рисков. Цель исследования: изучение рисков, связанных с внедрением дистанционного формата работы в российских и зарубежных компаниях в период изоляции, вызванной новой коронавирусной инфекцией COVID-19. На сегодняшний день пандемия COVID-19 продолжает оказывать негативное влияние и создавать критическую ситуацию во всех сферах и отраслях, вызывая дестабилизацию экономики и рынка труда. Одной из первичных рекомендаций Всемирной организации здравоохранения — физическое дистанцирование, ограничение свободы передвижения, закрытие предприятий и организаций, которые не относятся к жизненно важным и др. Исходя из этого, работодатель должен был научиться не просто осуществлять свою деятельность, но и выжить в этих условиях. Именно поэтому многие предприятия полностью или частично перешли на удаленный режим работы в качестве временного или альтернативного способа организации труда. В работе подчеркиваются направления и сложности выбора инструментов построения связей между работниками и руководством, а также проведен анализ системы комплаенса, направленной на урегулирование коммуникационных отношений, управление взаимодействиями и рисками, возникающими в результате нарушения закона, нормативных актов, правил саморегулируемых органов и внутренних документов. Сравнивается понимание комплаенс-контроля, целей, процессов, этапов и эффектов использования механизма регулирования в условиях пандемии. Приводятся ответы респондентов относительно важности комплаенсконтроля, цифровых компетенций для качественного выполнения функций и коммуникаций при удаленной работе. В результате определено, что фриланс в условиях неопределенности является не только мощным стимулом для изменения поведения сотрудников, но и создает дополнительный риск для всех компаний. Различные инструменты цифрового мониторинга ставят задачу отразить баланс между безопасностью и личной свободой в обществе в инфраструктуре.
Ключевые слова
Об авторах
И. Н. ВоблаяРоссия
Ирина Николаевна Воблая, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика, финансы и менеджмент», ведущий научный сотрудник
Новороссийск
Л. К. Григорян
Россия
Лилит Кареновна Григорян, студентка магистратуры кафедры «Экономика, финансы и менеджмент
Новороссийск
Список литературы
1. Дегтярев А. В. Работа в «облаке» как трансформация социально-трудовых отношений в цифровой экономике. Креативная экономика. 2017;11(2):241–248. DOI: 10.18334/ce.11.2.37647
2. Гурова И. М. Дистанционная работа как тренд времени: результаты массового опыта. МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2020;11(2):128–147. DOI: 10.18184/2079–4665.2020.11.2.128–147
3. Дадалко В. А., Тимофеев Е. А. Интеграция системы комплаенса в функционирование российских организаций. Инновации и инвестиции. 2019;(4):151–155.
4. Ермакова Н. А., Ахуньянова Ч. Ф. Комплаенс-контроль в системе внутреннего контроля корпораций. Международный бухгалтерский учет. 2014;(3):2–10.
5. Колесникова О.А., Стребков А.А. Дистанционная занятость как механизм обеспечения кадрами предприятий (на примере Воронежской области). Вестник Воронежского института высоких технологий. 2020;(2):120–124.
6. Шарипова О. М. Цифровизация и цифровые компетенции: новая реальность. Вопросы инновационной экономики. 2020;10(3):1789–1802. DOI: 10.18334/vinec.10.3.110525
7. Юдина М. А. Роль информационно-коммуникационных технологий в охране здоровья и трансформации качества занятости в период пандемии COVID-2019. Уровень жизни населения регионов России. 2020;16(3):98–107. DOI: 10.19181/lsprr.2020.16.3.8
8. Сагитова В. Р. Виртуальная трудовая миграция: конфликтогенные факторы. Наука. Общество. Оборона. 2020;8(2):20. DOI: 10.24411/2311–1763–2020–10240
9. Полобок О. А. Управляй уверенно: обеспечение эффективной работы команд в удаленном, офисном и смешанном форматах. Вестник Университета Правительства Москвы. 2020;(3):43–47.
10. Лахно Ю. В. Система комплаенс в российских компаниях реального сектора экономики. Налоги и финансы. 2018;(2):36–44.
11. Howe N., Strauss W. The next 20 years: How customer and workforce attitudes will evolve. Harvard Business Review. 2007;(Aug.):41–52.
12. Wiedmer T. L. Generations do differ: Best practices in leading traditionalists, boomers, and generations X, Y, and Z. The Delta Kappa Gamma Bulletin. 2015;82(1):51–58.
13. Governatori G., Hoffmann J., Sadiq S., Weber I. Detecting regulatory compliance for business process models through semantic annotations. In: Ardagna D., Mecella M., Yang J., eds. Business process management workshops (BPM 2008). Berlin, Heidelberg: Springer-Verlag; 2009:5–17. (Lecture Notes in Business Information Processing. Vol 17). DOI: 10.1007/978–3–642–00328–8_2
14. Tyler T. R., Dienhart J. W., Thomas T. The ethical commitment to compliance: Building value-based cultures. California Management Review. 2008;50(2):31–51. DOI: 10.2307/41166434
15. Ординарцев И. И. Проблемы становления комплаенс в России. Управленческие науки = Management Sciences in Russia. 2020;10(2):31–40. DOI: 10.26794/2404–022X-2020–10–2–31–40
16. Патралова А. В. Целесообразность удаленной работы. Социальные и экономические системы. 2020;(2):111–122.
Рецензия
Для цитирования:
Воблая И.Н., Григорян Л.К. К вопросу управления рисками при удаленном режиме работы в условиях пандемии. Управленческие науки / Management Sciences. 2021;11(2):73-84. https://doi.org/10.26794/2404-022X-2021-11-2-73-84
For citation:
Voblaya I.N., Grigoryan L.K. Risk management for telecommuting in the pandemic. Management Sciences. 2021;11(2):73-84. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2404-022X-2021-11-2-73-84