Preview

Управленческие науки / Management Sciences

Расширенный поиск

Современные формы гибких систем управления организациями в России

https://doi.org/10.26794/2304-022X-2022-12-4-48-62

Аннотация

В статье рассмотрены современные формы гибких систем управления организациями в России.

Целью работы является исследование необходимости и особенностей их использования для самоорганизации работы сотрудников, а также последствий перехода от жестких иерархий к гибким. Автором были решены следующие задачи: описано формирование нового работника и его политическое поведение; дан анализ появившихся в РФ новых «цеховых» структур и их борьбы за социальные права. Описаны опыты отечественных компаний с «бирюзовыми» практиками, выявлены специфические черты самоорганизации в России; исследованы гибкие методы, применяемые не только в иерархиях управления, но и для координации выполнения проектов, построения информационных структур, а также для организации финансирования инноваций в организациях. В исследовании использовалась методология сравнительного анализа существующей практики применения цифровизации в экономике, а также теоретические подходы к понимаю ее сущности. В результате было показано, что предприятия отраслей, оказавшихся в зоне цифровой трансформации, вынуждены использовать с целью инновационного развития (по крайней мере в части развития своих информационных систем) гибкие практики управления, однако не все они универсальны и ведут к повышению эффективности. В работе раскрыта роль человеческого фактора как одного из самых важных составляющих управления инновационными компаниями, так как самоорганизация и внедрение изменений требуют особых характеристик личности. 

Об авторе

Б. Б. Славин
Финансовый университет
Россия

Борис Борисович Славин —  доктор экономических наук, профессор департамента бизнес-информатики

Москва



Список литературы

1. Vargas-Hernandez J.G., Gonzalez D. C. The discussion on stakeholders in contrast with the shareholders theory: Reconciliation to a conscious capitalism. SAMVAD: International Journal of Management. 2017;14:55–57. DOI: 10.53739/samvad/2017/v14/117199

2. Murphy M. J., Smolarski J. M. Religion and CSR: An Islamic “political” model of corporate governance. Business & Society. 2020;59(5):823–854. DOI: 10.1177/0007650317749222

3. Славин Б. Конвергенция архитектур социальной и корпоративной информационной среды человека. Бизнес-информатика. 2012;(2):3–9.

4. Malmelin N., Villi M. Media work in change: Understanding the role of media professionals in times of digital transformation and convergence. Sociology Compass. 2017;11(7): e12494. DOI: 10.1111/soc4.12494

5. Secchi D. Editorial: Within and around organizational behavior. International Journal of Organization Theory & Behavior. 2021;24(1):1–5. DOI: 10.1108/IJOTB-03–2021–152

6. Лалу Ф. Открывая организации будущего. Пер. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер; 2016. 432 с.

7. Робертсон Б. Дж. Холакратия. Революционный подход в менеджменте. Пер. с англ. М.: Бомбора; 2018. 256 с.

8. Ершов А. Н., Салатова А. А. Организационное управление в XXI веке: от социократии к холакратии. Казанский социально-гуманитарный вестник. 2019;(6):18–23. DOI: 10.24153/2079–5912–2019–10–6–18–23

9. Bockelbrink B., Priest J., David L. A practical guide for evolving Agile and resilient organizations with sociocracy 3.0. 2022. URL: https://sociocracy30.org/_res/practical-guide/S3-practical-guide.pdf

10. Щепин Е. ВкусВилл: Как совершить революцию в ритейле, делая всё не так. М.: Альпина Паблишер; 2019. 210 с.

11. Деминг Э. Менеджмент нового времени: простые механизмы, ведущие к росту, инновациям и доминированию на рынке. Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер; 2019. 220 с.

12. Gibson J. W., Tesone D. V. Management fads: Emergence, evolution, and implications for managers. The Academy of Management Executive. 2001;15(4):122–133. DOI: 10.5465/AME.2001.5898744

13. Bruccoleri M., Riccobono F. Management by objective enhances innovation behavior: An exploratory study in global management consulting. Knowledge and Process Management: The Journal of Corporate Transformation. 2018;25(3):180–192. DOI: 10.1002/kpm.1577

14. Tapscott D. The digital economy: Promise and peril in the age of networked intelligence. 20th ed. New York: McGraw-Hill Education; 2014. 414 p.

15. Gilb T. Evolutionary development. ACM SIGSOFT Software Engineering Notes. 1981;6(2). DOI: 10.1145/1010865.1010868

16. Boehm B., Lane J., Koolmanojwong S., Turner R. The incremental commitment spiral model: Principles and practices for successful systems and software. Upper Saddle River, NJ: Addison-Wesley Professional; 2014. 332 p.

17. Адамская Л. Методы гибкого управления кадрами — Agile. Самоуправление. 2018(4):26–30.

18. Даниленко Л. В. Принципы Agile и современное образование. Сахалинское образование XXI век. 2019;(1):8–13.

19. Демченко М. В. Управление маркетингом в области гибких методологий (Agile). Маркетинговые коммуникации. 2016;(6):326–334.

20. Акименко С. А., Барлит Д. С., Павлов А. Ю. Использование Agile методов в управлении предприятием. NovaInfo.Ru. 2018;1(87):88–92.

21. Parkes A. Lean management genesis. Management. 2015;19(2):106–121. DOI: 10.1515/manment-2015–0015

22. Аншина М., Славин Б., Уайт Т. Цифровая трансформация бизнеса. М.: КноРус; 2021. 272 с.

23. Chesbrough H. W. Open innovation: The new imperative for creating and profiting from technology. Boston, MA: Harvard Business School Press; 2003. 227 p.

24. Green P. I., Jr., Finkel E. J., Fitzsimons G. M., Gino F. The energizing nature of work engagement: Toward a new need-based theory of work motivation. Research in Organizational Behavior. 2017;37:1–18. DOI: 10.1016/j.riob.2017.10.007

25. Славин Б. Б. От вычислительных к человеко-ориентированным ИС. Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2017;13(3):176–184. DOI: 10.25559/SITITO.2017.3.632

26. Slavin B. Principles of development of human-oriented information systems in enterprises. In: Proc. 12th Central & Eastern European so-ware engineering conference in Russia (CEE-SECR’16). (Moscow, October 28–29, 2016). New York: Association for Computing Machinery; 2016:4. DOI: 10.1145/3022211.3022215

27. Gupta A. 5 Key trends from 2021’s hype cycle for customer service and support technologies. Gartner. Sept. 28, 2021. URL: https://www.gartner.com/en/articles/5-key-trends-from-2021-s-hype-cycle-for-customer-serviceand-support-technologies (дата обращения: 05.10.2021).

28. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект в бизнесе. Пер. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер; 2013. 512 с.

29. Хлебникова Л. Н., Роммель А. М. Эмоциональный интеллект — эффективный ресурс повышения результативности бизнеса в России. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019;(6):181–184. DOI: 10.23672/SAE.2019.6.32963

30. Уханова Ю. В. Коллективные практики и потенциал гражданского участия локального сообщества (социологическое исследование в российских регионах). Проблемы развития территории. 2021;25(1):88– 107. DOI: 10.15838/ptd.2021.1.111.5

31. Уханова Ю. В., Леон Д., Шельвальд Р. Благотворительная деятельность локального сообщества: итоги социологического исследования в российском регионе. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021;14(1):169–185. DOI: 10.15838/esc.2021.1.73.12

32. Славин Б. Современные экспертные сети. Открытые системы. СУБД. 2014;(7):30–33.

33. Panetta K. Gartner top 10 strategic predictions for 2021 and beyond. Gartner. Oct. 21, 2020. URL: https://www.gartner.com/smarterwithgartner/gartner-top-10-strategic-predictions-for-2021-and-beyond (дата обращения: 05.10.2021).


Рецензия

Для цитирования:


Славин Б.Б. Современные формы гибких систем управления организациями в России. Управленческие науки / Management Sciences. 2022;12(4):48-62. https://doi.org/10.26794/2304-022X-2022-12-4-48-62

For citation:


Slavin B.B. Modern Forms of Flexible Management Systems in Russia. Management Sciences. 2022;12(4):48-62. https://doi.org/10.26794/2304-022X-2022-12-4-48-62

Просмотров: 478


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2304-022X (Print)
ISSN 2618-9941 (Online)