ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ 
Актуальность статьи обусловлена усилением стратегических, геополитических, экономических, экологических и иных вызовов промышленному развитию российской Арктики, ответы на которые требуют участия государства. Это ставит на повестку дня вопросы совершенствования промышленной политики (ПП), которая сегодня проводится в регионе, и определения возможностей для улучшения ее результатов. Цель исследования состоит в анализе и оценке эффективности действующего в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ) экономико-политического курса, а задачей является определение возможностей для повышения его эффективности. В ходе работы авторами применялись общенаучные методы исследования: различные виды анализа — логический, диалектический, компаративный, синтез и др. В результате был выявлен ряд недостатков разработки и осуществления ПП в Арктической зоне РФ, определены возможности их устранения, как то использование сформированных авторами количественных показателей эффективности ПП с учетом управленческого фактора; учет преемственности при смене этапов стратегического управления; обязательное применение информационного сопровождения курса в виде специальной системы, позволяющей постоянно мониторить эффективность ПП и на системном уровне выявлять возможности ее повышения, а также даны рекомендации по их реализации.
Актуальность исследования. Сегодня российские нефтегазовые компании находятся под гнетом целого ряда негативных факторов и обстоятельств, которые пагубно сказываются как на их деятельности, так и на национальной экономике в целом. Все это диктует необходимость тщательного осмысления и проработки сложившейся ситуации для последующего принятия эффективных мер и управленческих решений стратегического характера.
Цель исследования состоит в формировании концепции и указании новых перспективных направлений диверсификации деятельности российских нефтегазовых компаний.
Авторы использовали теоретический инструментарий, сочетающий методы дедукции, индукции, аналогии, обобщения и классификации. Применены такие эмпирические подходы, как сравнение, наблюдение и описание.
В результате работы обобщен опыт и проанализированы ключевые аспекты диверсификации высокотехнологичных российских и зарубежных компаний в контексте экосистемного подхода к построению бизнеса, сформулированы концептуальные принципы и предложена модель управления деятельностью отечественных нефтегазовых предприятий. На примере компании ПАО «Газпром» проведен анализ текущей организационно-экономической деятельности российского нефтегазового предприятия, что позволило выделить основные предпосылки и причины ее диверсификации. С помощью полученных данных обоснованы новые направления диверсификации бизнеса отечественных нефтегазовых компаний из этого сектора, что является важным стратегическим решением, поскольку хозяйственные результаты этих предприятий имеют определяющее значение для экономической устойчивости России.
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ 
Актуальность предлагаемой статьи обусловлена намерениями авторов решать в большей степени проблемы национально экономической стратегии, нежели вопросы, представляющие чисто академический интерес, поскольку эффективность отечественного стратегического планирования, несмотря на активно предпринимаемые по организации этого процесса усилия, в том числе по части правового регулирования, явно недостаточна.
Основным методом исследования выступает сопоставление существующих законодательных положений друг с другом, с элементами зарубежного опыта и с реальным положением вещей, и увязывание их в единую логику. В ходе анализа системы стратегического планирования и управления (с учетом вовлечения в этот процесс органов публичной власти) авторами определены ее системные и тактические проблемы. К первым относится отсутствие как иерархии документов, так и аналитического планирующего органа большой мощности, а также недостаток компетенций исполнителей. Ко вторым — неудовлетворительное положение дел на муниципальном уровне и перегруженность системы стратегического планирования документами невысокого качества. В этой связи главной задачей настоящего исследования является определение основных путей разрешения системных и тактических проблем. Отдельно отмечена важность введения правовой категории органа публичной власти, что позволит в перспективе синхронизировать стратегии всех ее уровней. На основании анализа внутренней логики развития системы стратегического планирования и управления, а также лучших практик зарубежного опыта авторы делают вывод о необходимости усовершенствования государственной системы стратегического аудита, так как, согласно результатам исследования, она неадекватна задачам эффективной реализации государственной стратегии. Также авторы пришли к заключению о потребности в цифровизации сферы стратегического планирования, но не ради самого процесса, а с целью переустройства существующих связей, методов взаимодействия и применения новых, информационно емких методов анализа. Практическая значимость проведенного в статье исследования определяется возможностью применения рекомендаций авторов в нормативном регулировании процесса отечественного стратегического планирования и управления.
КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 
В статье рассмотрены современные формы гибких систем управления организациями в России.
Целью работы является исследование необходимости и особенностей их использования для самоорганизации работы сотрудников, а также последствий перехода от жестких иерархий к гибким. Автором были решены следующие задачи: описано формирование нового работника и его политическое поведение; дан анализ появившихся в РФ новых «цеховых» структур и их борьбы за социальные права. Описаны опыты отечественных компаний с «бирюзовыми» практиками, выявлены специфические черты самоорганизации в России; исследованы гибкие методы, применяемые не только в иерархиях управления, но и для координации выполнения проектов, построения информационных структур, а также для организации финансирования инноваций в организациях. В исследовании использовалась методология сравнительного анализа существующей практики применения цифровизации в экономике, а также теоретические подходы к понимаю ее сущности. В результате было показано, что предприятия отраслей, оказавшихся в зоне цифровой трансформации, вынуждены использовать с целью инновационного развития (по крайней мере в части развития своих информационных систем) гибкие практики управления, однако не все они универсальны и ведут к повышению эффективности. В работе раскрыта роль человеческого фактора как одного из самых важных составляющих управления инновационными компаниями, так как самоорганизация и внедрение изменений требуют особых характеристик личности.
РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ 
В настоящее время среди всего многообразии рисков, с которыми сталкивается общество, особое место занимают финансово-экономические. В самом общем виде они влияют на объем доступных финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на удовлетворение текущих потребностей населения и распространение новых стандартов жизни. Цель исследования состоит в анализе воздействия финансово-экономических рисков на общественное развитие и разработке рекомендаций по созданию механизма управления ими в российской системе здравоохранения. Для достижения этой цели автором был определен ряд задач, а именно — уточнение подхода к определению финансово-экономических рисков в данной парадигме, а также определение мероприятий по изменению процесса финансирования российского здравоохранения. Методологической базой послужили системный и сравнительный анализы, синтез, социально-экономические и статистические методы анализа данных. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в разработке комплексной системы управления финансово-экономическими рисками, объединяющей разных субъектов экономической деятельности, а также в определении мероприятий по изменению механизмов финансирования российской системы здравоохранения. Полученные результаты могут быть использованы в последующих работах по проблемам управления рисками на уровне корпоративных организаций, государственных структур, общества.
В статье анализируются подходы к сокращению неформальной экономики в Республике Узбекистан, используемые в налоговой сфере. Цель исследования заключается в обобщении налоговых мер, направленных на решение данной проблемы. В последние несколько лет в стране были сделаны определенные шаги в этом направлении, как то послабления для субъектов малого бизнеса в сфере общепита, снижение ставки налога с оборота в риэлторском бизнесе, проведение многотиражных «чековых» лотерей с ценными призами, вывод работников строительной отра-
сли в легальное правовое поле, цифровизация налогового администрирования. По мнению авторов, предлагаемые инструменты соответствуют как практикам, характерным для зарубежного опыта, так и особенностям условий ведения бизнеса в Узбекистане. Выделен ряд возможных направлений совершенствования налоговой политики государства в области противодействия распространению неформальной экономики: нацеленность на снижения наличного денежного оборота за счет применения налоговых вычетов по НДФЛ и возврата НДС с покупок, общее развитие налоговой культуры, цифровизация процедуры подачи налоговой отчетности, совершенствование регулирования правового статуса самозанятых граждан, введение механизма единого налогового счета. Научная новизна заключа-
ется в методологии исследования: на основе сравнительно-правового анализа опыт различных стран используется для иллюстрации особенностей применяемых на практике налоговых мер сокращения неформальной экономики. Теоретические результаты работы будут воплощены в предложениях по совершенствованию национального налогового законодательства и позволят усовершенствовать российскую экономическую и правовую доктрину, а также уровень правовых исследований в рамках ЕАЭС и СНГ.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ 
В статье рассматриваются вопросы применения геоинформационных систем (ГИС) для проведения оценки привлекательности территориальных образований Российской Федерации с точки зрения движения человеческого капитала. Актуальность данной проблемы обусловлена неравномерностью распределения последнего, высокими темпами его миграции из слаборазвитых регионов и муниципальных образований, а также недостаточной эффективностью проводимой органами региональной власти и местного самоуправления политики. Целью исследования явилась разработка ГИС мониторинга социально-экономической привлекательности муниципальных образований для определения движения человеческого капитала. Авторы использовали методологию, основанную на комплексном и статистическом анализе, методах геоинформационного моделирования. Информационной основой послужили данные нормативной правовой базы справочных систем, официальной статистики Республики Башкортостан и инвестиционных паспортов муниципальных районов и городов региона. В ходе исследования были обоснованы и сформулированы перечень требований и ограничений к программно-инструментальному комплексу ГИС и его информационному обеспечению; разработана и описана функциональная основа ГИС, включающая два основных блока с соответствующими структурными элементами и инструментарием: организационный и моделирования и визуализации; предложены перечень ключевых статистических (атрибутивных) и пространственных данных и коэффициент привлекательности муниципального образования в качестве критерия оценки возможностей развития человеческого капитала на конкретной территории. Созданный в результате алгоритм функционирования ГИС мониторинга привлекательности муниципальных образований Республики Башкортостан (в также интерфейс и пользовательский инструментарий) дает возможность получения прогнозных данных в краткосрочной и среднесрочной перспективе в зависимости от выбранной управленческой стратегии, а также проведения районирования муниципальных образований по группам не только в Республике Башкортостан. Разработанная ГИС может стать основой для создания полнофункциональной системы поддержки принятия решений на региональном уровне во всех субъектах Российской Федерации.
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ 
Управление условиями достойного труда является важнейшей частью общей методологии функционирования современных социально-экономических систем. Вместе с тем в литературе эти вопросы раскрыты не в полной мере, поэтому требуется дополнительный анализ и предложение системных моделей управления, формируемых с учетом факторов внешней и внутренней среды, определяющих особенности хозяйствования в разных отраслях экономики. Цель исследования заключается в актуализации современных теоретических положений, формировании базовой модели управления условиями достойного труда и ее содержательном обосновании на примере предприятий рос-
сийской компании ОАО «РЖД». Для достижения поставленной цели использовались методы междисциплинарного анализа научной литературы и практического опыта, а также существующей нормативной базы, профессиональных стандартов, в том числе для транспортной отрасли, стратегических документов и концепций в сфере обеспечения достойного труда. Применение встречного моделирования позволило декомпозировать теоретическую модель на реальные условия производственно-финансовой и социально-экономической деятельности конкретной организации. В результате проведенной работы на основе разработанной схемы управления достойным трудом, а также с опорой на эмпирические данные и нормативные документы ОАО «РЖД» построена модель, которая стала методологическим основанием для анализа управления достойным трудом на предприятиях компании. Практика применения результатов исследования привела как к положительным результатам, так и выявила проблемные зоны, являющиеся причиной социально-экономических рисков при проведении мероприятий кадровой политики ОАО «РЖД».
КОНГРЕССЫ, КОНФЕРЕНЦИИ, СЕМИНАРЫ 
1 и 2 июля 2022 г. на экономическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова прошла 22-я международная конференция по истории управленческой мысли и бизнеса, тема которой была «Развитие взглядов на управление хозяйством регионов в странах мира: история, современность», о чем подробно было сообщено в информационной статье в журнале «Управленческие науки» [2022;12(1):96–98]. Перед участниками конференции были поставлены такие вопросы:
— Почему возникали и развивались идеи и концепции управления хозяйствами регионов?
— Чем отличались взгляды авторов концепций регионального управления и каковы факторы и причины смены этих взглядов?
— Как и на каких аспектных «языках» (политическом, экономическом, социально-культурном и др.) измерялись и оценивались концепции и результаты управления конфликтными ситуациями в процессе управления хозяйствами регионов в разных странах мира?
— Как и почему менялись взгляды на кадровое обеспечение процессов управления хозяйствами регионов? В конференции приняли участие более 90 человек (в онлайн и офлайн формах) — студенты, магистры, аспиранты, преподаватели, ученые и практики из 6 стран, были сделаны 32 доклада и сообщения. В предлагаемой статье изложен аналитический обзор некоторых из них.
ISSN 2618-9941 (Online)