Переосмысление роли университетов в развитии кластеров
https://doi.org/10.26794/2304-022X-2023-13-2-70-80
Аннотация
Целью исследования является изучение ролей университетов в развитии экономики региона, а именно — в формировании кластеров, а также анализ изменения этих ролей в зависимости от различных причин. Авторы в ходе работы использовали методы индукции, анализа, синтеза, сравнения, анализа документов. Исследование основано на модели тройной спирали, предполагающей взаимодействие университета, промышленности и органов государственной власти. Концептуальная основа была применена к анализу деятельности одного из российских университетов. В заключительной части приведены факторы, объясняющие трансформацию роли, которую высшие учебные заведения играют в региональном развитии. Результаты исследования показывают, от каких условий зависит участие университетов в развитии кластеров региона и как оно может обеспечить основу для устойчивого функционирования самих вузов.
Об авторах
Е. А. ПетроваРоссия
Елена Александровна Петрова — доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономической информатики и управления
Волгоград
Ю. Н. Томашевская
Россия
Юлия Николаевна Томашевская — докторант
Волгоград
Список литературы
1. Виссема Й. Университет третьего поколения: управление университетом в переходный период. Пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес; 2019. 432 с.
2. Etzkowitz H., Leydesdorff L. Universities in the global knowledge economy: A triple helix of university-industrygovernment relations. London; Washington, DC: Pinter; 1997. 256 p.
3. Piqué M.J., Berbegal-Mirabent J., Etzkowitz H. The role of universities in shaping the evolution of Silicon Valley’s ecosystem of innovation. Triple Helix. 2020;7(2–3):277–321. DOI: 10.1163/21971927-bja10009
4. Reichert S. The role of universities in regional innovation ecosystems. Geneva: European University Association; 2019. 109 p. URL: https://www.guninetwork.org/files/eua_innovation_ecosystem_report_final_digital.pdf
5. Tödtling F. Industrial clusters and cluster policies in Austrian regions. Nordregio Report. 2001;(2):59–78. https://archive.nordregio.se/Global/Publications/Publications%202001/R2001_2/R0102_p59.pdf
6. Поспелова Т.В. Роль вузов в развитии инновационных территориальных кластеров. Автореф. дис. … канд. экон. наук. М.: МГУ; 2016. 27 с.
7. Матюкин С.В., Фролова А.Б. Проблемы и механизмы вовлечения вузов в инжиниринговую деятельность промышленных кластеров. Фундаментальные исследования. 2019;(4):78–83.
8. Грошев А. Р., Пелихов М. В. Международное сотрудничество российских университетов в контексте кластеризации и инновационного развития региональной экономики. Креативная экономика. 2018;12(10):1673–1686. DOI: 10.18334/ce.12.10.39441
9. Абашкин В.Л., Куценко Е.С., Рудник П.Б. и др. Методические материалы по разработке и реализации программ развития инновационных территориальных кластеров и региональной кластерной политике. М.: НИУ ВШЭ; 2016. 208 с. URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/212169934
10. Kerr C.A. The uses of the university. Cambridge, MA: Harvard University Press; 1982. 204 p.
11. Gunasekara С. Reframing the role of universities in the development of regional innovation systems. The Journal of Technology Transfer. 2006;31(1):101–113. DOI: 10.1007/s10961–005–5016–4
12. Guston D.H. Retiring the social contract for science. Issues in Science and Technology. 2000;16(4):32–36. URL: https://issues.org/p_guston/
13. Smith B.L.R. American science policy since World War II. Washington, DC: The Brookings Institution; 1990. 240 p.
14. Iosso T. R. Innovation, economics & evolution: Peter Hall. Journal of Economic Behavior & Organization. 1997;32(1):159–161. DOI: 10.1016/S0167–2681(96)00835–9
15. Freeman C. The ‘National System of Innovation’ in historical perspective. Cambridge Journal of Economics. 1995;19(1):5–24. DOI: 10.1093/oxfordjournals.cje.a035309
16. Куценко Е. Пилотные инновационные территориальные кластеры России: модель устойчивого развития. Форсайт. 2015;9(1):32–55. DOI: 10.17323/1995–459x.2015.1.32.55
17. Etzkowitz H. MIT and the rise of entrepreneurial science. London: Routledge; 2002. 232 p.
18. Abreu M., Demirel P., Grinevich V., Karataş-Ozkan M. Entrepreneurial practices in research-intensive and teaching-led universities. Small Business Economics. 2016;47(3):695–717. DOI: 10.1007/s11187–016–9754–5
19. Holland B.A. Toward a definition and characterization of the engaged campus: Six cases. Metropolitan Universities. 2001;12(3):20–29. URL: http://www.apenetwork.it/application/files/2815/9784/5694/2001_BAHolland_Engaged_campus.pdf
20. Molas-Gallart J., Salter A., Patel P., Scott A., Duran X. Measuring third stream activities: Final Report to the Russell Group of Universities. Sussex: SPRU; 2002. 97 p. URL: http://ict-industry-reports.com.au/wp-content/uploads/sites/4/2013/10/2002-Measuring-University-3rd-Stream-Activities-UK-Russell-Report.pdf
21. Chatterton P., Goddard J. The response of higher education institutions to regional needs. European Journal of Education. 2000;35(4):475–496. DOI: 10.1111/1467–3435.00041
22. Secundo G., De Beer C., Schutte C.S.L., Passiante G. Mobilising intellectual capital to improve European universities’ competitiveness: The technology transfer offices’ role. Journal of Intellectual Capital. 2017;18(3):607–624. DOI: 10.1108/JIC-12–2016–0139
23. Laredo P. Revisiting the Third Mission of universities: Toward a renewed categorization of university activities? Higher Education Policy. 2007;20(4):441–456. DOI: 10.1057/palgrave.hep.8300169
24. Pinheiro R., Langa P.V., Pausits A. One and two equals three? The third mission of higher education institutions. European Journal of High Education. 2015;5(3):233–249. DOI: 10.1080/21568235.2015.1044552
25. Carayannis E. G., Campbell D. F.J. “Model 3” and “Quadruple Helix”: toward a 21st century fractal innovation ecosystem. International Journal of Technology Management. 2009;4(3–4):201–234. DOI: 10.1504/IJTM.2009.023374
Рецензия
Для цитирования:
Петрова Е.А., Томашевская Ю.Н. Переосмысление роли университетов в развитии кластеров. Управленческие науки. 2023;13(2):70-80. https://doi.org/10.26794/2304-022X-2023-13-2-70-80
For citation:
Petrova E.A., Tomashevskaya Yu.N. Rethinking the Role of Universities in the Development of Clusters. Management Sciences. 2023;13(2):70-80. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2304-022X-2023-13-2-70-80