Идентификация факторов, влияющих на построение цепей поставок в транспортно-логистических системах Китая
https://doi.org/10.26794/2304-022X-2023-13-4-47-60
Аннотация
Целью исследования является поиск подходов к идентификации факторов, влияющих на построение цепей поставок в транспортно-логистических системах Китая, который становится особенно актуальным в условиях «новой экономики» страны, продиктованных активным развитием цифровых технологий, электронной коммерции и изменением потребительского поведения. На базе многоаспектного аналитического обзора научных источников обоснована классификация внутренних и внешних факторов, влияющих на управление цепями поставок в транспортно-логистических системах Китая. Предложена авторская конфигурация этих факторов с учетом региональных различий, сформирована структура факторного поля. Итогом исследования с научной точки зрения стала оценка функциональной действенности управления цепями поставок с позиции традиционных факторов, таких как природные ресурсы, капитал, труд и земля, а также трансформационных и трансакционных, включающих человеческий (навыки, квалификация, знания), научно-технологический (исследования, инновации, технологии) и материальный (инфраструктура, оборудование, материалы) факторы. Теоретическая значимость исследования заключается в формировании конфигурации внутренних и внешних факторов, влияющих на управление цепями поставок в транспортно-логистических системах Китая, с учетом региональных различий. Результаты работы включают выработку рекомендаций, направленных на оптимизацию логистических процессов, диверсификацию рисков и адаптацию к изменяющимся условиям на мировом рынке.
Об авторах
В. СюганРоссия
Ван Сюган – аспирант факультета управления
Ростов-на-Дону
А. А. Лысоченко
Россия
Алла Алексеевна Лысоченко – доктор экономических наук, профессор факультета управления
Ростов-на-Дону
Список литературы
1. Сюган В. Цифровизация транспортно-логистических цепочек поставок: особенности и перспективы в Китае. Креативная экономика. 2023;17(4):1493–1512. doi : 10.18334/ce.17.4.117562
2. Liu X., Zhang K., Chen B., Zhou J., Miao L. Analysis of logistics service supply chain for the One Belt and One Road initiative of China. Transportation Research Part E: Logistics and Transportation Review. 2018;117:23–39. DOI: 10.1016/j.tre.2018.01.019
3. Кашин В. Б., Пятачкова А. С., Смирнова В. А., Литвинов А. А., Поташев Н. А. Китайские эксперты о новом пятилетнем плане КНР. Аналитическая записка К6/03/2021. ЦКЕМИ НИУ ВШЭ. URL: https://cceis.hse.ru/data/2021/03/29/1386510407/14-я%20пятилетка.pdf (дата обращения: 20.05.2023).
4. Юттнер У., Маклан С. Устойчивость цепочек поставок в условиях глобального финансового кризиса: эмпирическое исследование. Пер. с англ. Логистика сегодня. 2012;(1):42–63.
5. Blos M., Quaddus M., Wee H. M., Watanabe K. Supply chain risk management (SCRM): A case study on the automotive and electronic industries in Brazil. Supply Chain Management. 2009;14(4): 247–252. DOI: 10.1108/13598540910970072
6. Одинцова Т. Н., Ягузинская И. Ю. К вопросу управления рисками в логистических процессах цепей поставок. Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2020;(1):128–135.
7. Ильина Ю. А. Устойчивость глобальных цепей поставок в условиях нестабильной внешней среды. Актуальные вопросы экономических наук. 2016;(52):75–79.
8. Чжан Ю. Опыт китайских экономических реформ и их теоретическая значимость. Пер. с кит. М.: Шанс; 2017. 239 с.
9. Кепинг Ю. Тенденции глобального управления и стратегический выход Китая. Guówài lǐlùn dòngtài = Теоретические тенденции за рубежом. 2012;(10):7–10. (На кит.).
10. Чжан Х. Анализ достижений Китая и России в построении национальных инновационных систем. Сегодня и завтра российской экономики. 2010;(33):49–54.
11. Чжао Д. Анализ логистической системы Китая в условиях эпидемии COVID‑19. Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020;(3):180–184.
12. Постникова Т. В. Анализ факторов, влияющих на построение цепи поставки с учетом ограничений логистической инфраструктуры. Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н. Э. Баумана. 2012;(5):234–244. DOI: 10.7463/0512.0400544
13. Иванов Д. А., Иванова М. А. Неопределенность и риски в цепях поставок: классификация задач и направления будущих исследований. Российский журнал менеджмента. 2015;13(2):99–128.
14. Аристов В. М. Методы оценки безопасности цепи поставок организации в условиях неопределенности и риска. Экономический вектор. 2015;(4):6–10.
15. Горишняя А. А., Чмут Г. А. Цифровые технологии в транспортной логистике. Вестник университета (Государственный университет управления). 2021;(8):34–40. DOI: 10.26425/1816–4277–2021–8–34–40
16. Смешко О. Г. Региональная экономика: факторы развития. монография. СПб.: Изд-во СПбУТУиЭ; 2014. 266 с.
17. Яо Я., Чжан Я. Сдерживающие факторы китайско-российской трансграничной электронной торговли. Креативная экономика. 2020;14(8):1725–1736. doi : 10.18334/ce.14.8.110738
18. Ен Люсинь. Проблемы в развитии трансграничной логистики электронной торговли в Китае и пути их решения. Shangyejingji = Экономика бизнеса. 2016;(4):11–12. (На кит.).
19. Вершинина Е. И., Новиков А. В. Обзор факторов, влияющих на развитие транспортно-логистической отрасли. Вестник науки. 2021;3(12):173–183.
20. Осинцев Н. А., Казармщикова Е. В. Факторы устойчивого развития транспортно-логистических систем. Современные проблемы транспортного комплекса России. 2017;7(1):13–21. doi : 10.18503/2222–9396–2017–7–1–13–21
21. Томайчук Л. В. Цифровизация экономики Китая: риски и возможности для общества. Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2019;(3):31–36.
22. Джан Л., Чен С. Цифровая экономика Китая: возможности и риски. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2019;14(2):275–303. DOI: 10.17323/1996–78452019–02–11
23. Грейз Г. М., Кузменко Ю. Г. Оценка эффективности региональных транспортно-логистических систем. Урал — драйвер неоиндустриального и инновационного развития России: мат. II Урал. экон. форума (Екатеринбург, 21–22 октября 2020 г.). В 2-х т. Т. 2. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ; 2020:142–144.
24. Sun Q. Empirical research on coordination evaluation and sustainable development mechanism of regional logistics and new-type urbanization: a panel data analysis from 2000 to 2015 for Liaoning Province in China. Environmental Science and Pollution Research. 2017;24(16):14163–14175. doi : 10.1007/s11356–017–8980-y
25. Chen S., Chen D., Gang M. The regional logistics hubs location problem based on the technique for order preference by similarity to an ideal solution and genetic algorithm: A case of Sichuan. Journal of Computational & Theoretical Nanoscience. 2016;13(9):6065–6075. DOI: 10.1166/jctn.2016.5529
26. Сюган В. Анализ развития управления транспортной экономикой Китая. Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2022;12(5–1):145–152. DOI: 10.34670/AR.2022.88.78.045
Рецензия
Для цитирования:
Сюган В., Лысоченко А.А. Идентификация факторов, влияющих на построение цепей поставок в транспортно-логистических системах Китая. Управленческие науки / Management Sciences. 2023;13(4):47-60. https://doi.org/10.26794/2304-022X-2023-13-4-47-60
For citation:
Xiugang W., Lysochenko A.A. Identification of Factors Influencing the Construction of Supply Chains in China’s Transport and Logistics Systems. Management Sciences. 2023;13(4):47-60. https://doi.org/10.26794/2304-022X-2023-13-4-47-60