Разграничение полномочий органов государственной власти в современных условиях
https://doi.org/10.26794/2304-022X-2024-14-1-6-20
Аннотация
В условиях реализации положений Конституции Российской Федерации по формированию единой системы публичной власти сохраняет свою актуальность вопрос совершенствования разграничения полномочий органов государственной власти. За более чем 25-летний период накопился значительный объем проблем, который, безусловно, оказывает влияние на устойчивость региональных бюджетов. Автором статьи рассматриваются полномочия региональных органов государственной власти по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Целью исследования является выработка рекомендаций по совершенствованию разграничения полномочий органов государственной власти и финансовому обеспечению этого процесса с позиции повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации. В ходе работы, основанной на таких научных методах, как институциональный, ретроспективный и сопоставительный анализы, сделан вывод о присутствии в механизме разграничения региональных полномочий проблем, препятствующих повышению устойчивости региональных бюджетов. К числу основных результатов исследования относятся предложения по гармонизации законодательства — как бюджетного, так и в сфере разграничения полномочий, с позиции расширения прав регионов на участие в осуществлении непереданных полномочий, регламентации процесса введения новых полномочий, инвентаризации установленных подзаконными актами региональных полномочий, внедрению практики финансового обеспечения отдельных региональных полномочий в случаях и в пределах поступления определенных неналоговых доходов, а также по развитию инструментов долгового финансирования полномочий и совершенствованию практики финансового обеспечения делегированных полномочий. Подготовленные рекомендации могут быть полезными при проведении инвентаризации региональных полномочий с позиции повышения устойчивости региональных бюджетов; внедрении обоснованной оценки ресурсного обеспечения предлагаемых новых полномочий; смещении акцента с подзаконного регулирования региональных полномочий в сторону усиления их законодательного регулирования.
Ключевые слова
Об авторе
Х. Н. ЗамбаевРоссия
Хонгор Николаевич Замбаев — кандидат экономических наук, доцент кафедры общественных финансов финансового факультета
Москва
Список литературы
1. Сергеев А.А. Разграничение полномочий и расходных обязательств органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2020;(4):55–64. DOI: 10.18384/2310–6794–2020–4–55–64
2. Платонов В.М. Децентрализация, деволюция и конкурирующий федерализм при разграничении предметов ведения и полномочий в федеративном государстве: опыт США. Евразийский юридический журнал. 2018;(12):65–69.
3. Cheung P.T.Y. Toward federalism in China? The experience of the Hong Kong Special Administrative Region. In: He B., Galligan B., Inoguchi T., eds. Federalism in Asia. Cheltenham: Edward Elgar Publishing; 2007:242–265.
4. Чжан Ю. Разграничение законодательных полномочий в КНР: теория и практика. Современное право. 2021;(9):127–131. DOI: 10.25799/NI.2021.35.48.019
5. Kincaid J., Aroney N., eds. Courts in federal countries: Federalists or unitarists? Toronto: University of Toronto Press; 2020. 583 p.
6. Trojbicz B. Conflicts over mineral rents in petrofederations. Forum of Federations. Occasional Paper Series. 2019;(42). URL: https://www.forumfed.org/wp-content/uploads/2019/07/OPS_42Petrofederations_in_comparative2.pdf
7. Ganguli A. Interface between international law and municipal law: Role of the Indian judiciary. In: Patel B.N., ed. India and international law. Leiden: Koninklijke Brill N.V.; 2008;2:11–47.
8. Phyak Pr., Awasthi L.D. Developing and implementing multilingual policy in a federal Nepal: Opportunities and challenges. Forum of Federations. Occasional Paper Series. 2022;(54). URL: https://forumfed.org/wpcontent/uploads/2022/02/OPS54-Language-Policy_Nepal2.pdf
9. Меркуленко А.А. Разграничение предметов ведения и полномочий между центром6 регионами и муниципалитетами в конституциях федеративных и децентрализованных государств. Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2023;(59):73–96. DOI: 10.17072/1995–4190–2023–59–73–96
10. Юн Л.В., Заманова А.Н. актуальные вопросы разграничения полномочий органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Вестник Российского университета кооперации. 2022;(4):143–146.
11. Ефимов Г.А. Закон и договор как способы разграничения предметов ведения и полномочий в конституционном государстве: проблемы правового регулирования. Вестник Международного юридического института. 2020;(4):41–50.
12. Чаннов С.Е. Разграничение полномочий по предметам совместного ведения в контексте бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Вестник Поволжского института управления. 2020;20(5):12–20. DOI: 10.22394/1682–2358–2020–5–12–20
13. Климанов В.В., Михайлова А.А. Корректировка полномочий регионов России в рамках новых конституционных требований. Финансы. 2023;(1):16–20.
14. Воронов В.В. О разграничении полномочий между уровнями и органами власти в Российской Федерации. Государственная служба. 2019;21(4):27–31. DOI: 10.22394/2070–8378–2019–21–4–27–31
15. Сулейманов М.М. Проблемы дифференциации субъектов Российской Федерации и тенденции разграничения налоговых полномочий между уровнями публичной власти. Финансы. 2020;(11):16–23.
Рецензия
Для цитирования:
Замбаев Х.Н. Разграничение полномочий органов государственной власти в современных условиях. Управленческие науки / Management Sciences. 2024;14(1):6-20. https://doi.org/10.26794/2304-022X-2024-14-1-6-20
For citation:
Zambaev Kh.N. Division of Powers of Public Authorities in Modern Conditions. Management Sciences. 2024;14(1):6-20. https://doi.org/10.26794/2304-022X-2024-14-1-6-20