Preview

Управленческие науки / Management Sciences

Расширенный поиск

Поведенческая сегментация персонала в системе управления кадровым потенциалом вузов

https://doi.org/10.26794/2304-022X-2024-14-2-116-126

Аннотация

В условиях модернизации высшей школы возрастает значение современных методов управления кадровым потенциалом вузов. Использование сегментации позволяет формировать эффективную стратегию управления работниками различных категорий, минимизировать кадровые риски, экономить время и финансовые ресурсы. Цель исследования — выделить технологии поведенческой сегментации персонала организации и рассмотреть возможности их использования в управлении кадровым потенциалом вузов. Анализ данных социологических опросов свидетельствует о наличии существенных сложностей при проведении поведенческой сегментации преподавателей высших учебных заведений, что обусловлено широким спектром объективных и субъективных факторов, определяющих специфику профессиональных стратегий педагогов. На основе результатов исследования предложен вариант сегментации с учетом двух факторов: c одной стороны, уровня ожиданий от работы, запросов к работодателю (наиболее значимых для преподавателей), с другой стороны — уровня практической реализации запросов и ожиданий от профессиональной деятельности. Поведенческая сегментация преподавателей, предложенная автором настоящего исследования, основана на общих маркетинговых подходах к анализу мотивационных ориентаций и предпочтений конкретной категории занятых; в статье рассмотрен широкий спектр факторов, определяющих удовлетворенность преподавателей своим трудом. Сложность реализации данных подходов обусловлена тем, что отсутствует универсальный инструментарий поведенческой сегментации персонала, а выбор критериев и методов разделения последнего должен каждый раз конкретизироваться с учетом целей, стоящих перед руководителями. Общие характеристики и границы сегментов, выделенных в зависимости от поведенческих особенностей, могут стать основой для разработки и реализации дифференцированной кадровой политики, формирования эффективной системы мотивации труда сотрудников разных категорий.

Об авторе

И. Ю. Ильина
РГГУ
Россия

Ильина Ирина Юрьевна — доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры организационного развития.

Москва



Список литературы

1. Лямин Г.В. Сегментный подход к кадровому ядру организации. Baikal Research Journal. 2016;7(5):8. DOI: 10.17150/2411–6262.2016.7(5).9

2. Миляева Л.Г. Методические аспекты разработки эффективной внутрифирменной модели занятости. Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2020;(50):76–85. DOI: 10.17223/19988648/50/5

3. Мизинцева М.Ф., Сардарян А.Р., Чугрина М.А. Управление талантами и их развитие у молодежи в современном менеджменте. Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. 2019;21(4):162–170. DOI: 10.15688/ek.jvolsu.2019.4.16

4. Кожанов Н.Т. Профильная сегментация персонала предприятия. Бизнес. Образование. Право. 2015;(2):194–197. URL: https://vestnik.volbi.ru/webarchive/231/yekonomicheskie-nauki/profilnaja-segmentacija-personala-predpr.html

5. Еловенко Д.А., Князюк Н.Ф. Принцип кадровой сегментации в самооценки и совершенствовании управления персоналом негосударственного вуза. Baikal Research Journal. 2017;8(4):13. DOI: 10.17150/2411–6262.2017.8(4).13

6. Ильина И.Ю. Сегментация внутривузовского рынка труда преподавателей (маркетинговые заметки об основных типах вузовских преподавателей). Социология образования. 2016;(4):21–27.

7. Ильина И.Ю. Занятость и статусные характеристики преподавателей российских вузов. Социальная политика и социология. 2017;16(5):34–41. DOI: 10.17922/2071–3665–2017–16–5–34–41

8. Гришак С.Н. Продвижение идеи гендерного равенства в системе высшего образования. Отечественная и зарубежная педагогика. 2021;1(4):74–85. DOI: 10.24412/2224–0772–2021–77–74–85

9. Балезина Е.А. Молодые преподаватели в современном вузе: социальная типизация. Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2019;(3):65–75. DOI: 10.15593/2224–9354/2019.3.6

10. Литвинюк А.А. Эйджизм и его последствия для российского высшего образования и науки. Лидерство и менеджмент. 2023;10(4):1465–1484. DOI: 10.18334/lim.10.4.118901

11. Пугач В.Ф. Еще раз о возрасте преподавателей в российских вузах: старые проблемы и новые тенденции. Высшее образование в России. 2023;32(3):118–133. DOI: 10.31992/0869–3617–2023–32–3–118–133

12. Gębczyńska M., Kwiotkowska A. Conditions affecting employee job satisfaction in Polish SMEs qualitative comparative analysis. Humanities & Social Science Reviews. 2019;7(4):1214–1217. DOI: 10.18510/hssr.2019.74165

13. Шевчук И.А., Мельникова Т.Б. Экзогенная модель удовлетворенности трудом. Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;13(5):818–830. (На англ.). DOI: 10.17516/1997–1370–0529

14. Dziuba S.T., Ingaldi M., Zhuravskaya M. Employees’ job satisfaction and their work performance as elements influencing work safety. System Safety: Human-Technical Facility-Environment. 2020;2(1):18–25. DOI: 10.2478/czoto-2020–0003

15. Варшавская Е.Я., Подвербных У.С. Влияние образовательного и квалификационного несоответствия на удовлетворенность трудом и потенциальную текучесть российских работников. Российский журнал менеджмента. 2023;21(1):115–132. (На англ.). DOI: 10.21638/spbu18.2023.106

16. Распопова А.С. Психологическая безопасность и удовлетворенность трудом преподавателя в условиях цифровизации образовательной среды вуза. Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. 2023;(S 2–1):60–62.

17. Tahir S., Sajid S.M. Understanding the job satisfaction of Indian academicians. Management and Labour Studies. 2019;44(4):369–393. DOI: 10.1177/0258042X19870324

18. Косюк Н.В., Белая Е.И., Старчук Т.И. Удовлетворенность трудом профессорско-преподавательского состава вуза как интегративный показатель профессиональной деятельности. Вестник Приднестровского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022;(1):55–62.

19. Карпикова И.С., Артамонова В.В. Удовлетворенность трудом в системе трудовых процессов: особенности проявления в сфере образования. Мир науки. Социология, филология, культурология. 2022;13(2):9.

20. Ефимова Г.З., Латышев А.С. Удовлетворенность трудом у работников высшего учебного заведения. Вопросы образования. 2023;(1):72–108. DOI: 10.17323/1814–9545–2023–1–72–108

21. Рудаков В.Н. Удовлетворенность работой, карьерные стратегии и планы преподавателей российских вузов: информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ; 2021. 36 с. (Мониторинг экономики образования. № 9). URL: https://www.hse.ru/data/2021/11/24/1448338190/ib_9_2021.pdf


Рецензия

Для цитирования:


Ильина И.Ю. Поведенческая сегментация персонала в системе управления кадровым потенциалом вузов. Управленческие науки / Management Sciences. 2024;14(2):116-126. https://doi.org/10.26794/2304-022X-2024-14-2-116-126

For citation:


Ilina I.Yu. Behavioral Segmentation of Personnel in the Human Resource Management System of Universities. Management Sciences. 2024;14(2):116-126. https://doi.org/10.26794/2304-022X-2024-14-2-116-126

Просмотров: 244


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2304-022X (Print)
ISSN 2618-9941 (Online)