Preview

Управленческие науки / Management Sciences

Расширенный поиск

Обеспечение прозрачности ESG-трансформации корпораций (на примере ритейл-компаний)

https://doi.org/10.26794/2304-022X-2024-14-2-64-76

Аннотация

Компании из сферы ритейла в последние годы стали внедрять в свои стратегии принципы устойчивого развития и публиковать ESG-отчетность. ESG-трансформация организаций этой отрасли имеет свои особенности. Цель исследования заключается в определении направлений ESG-трансформации в компаниях ритейла, а также инструментов обеспечения прозрачности их деятельности в области устойчивого развития. Методологической основой явились концепция устойчивого развития, метод статистического анализа, системный подход, труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по теме исследования. Автором в ходе работы были выделены 6 направлений ESG-трансформации, в наибольшей степени соответствующих Целям устойчивого развития и отраслевой специфике сферы ритейла; выявлена слабая распространенность практики публикации нефинансовой отчетности организациями из данного сегмента, а также наличие проблемы сопоставимости оценок ESG-рейтингов и рэнкингов различных агентств. Предложенные в статье нефинансовые показатели для компаний сферы ритейла сгруппированы по направлениям ESG-трансформации, а также по Целям устойчивого развития. Публикация данных показателей в отчетах — годовом или по устойчивому развитию — призвана помочь менеджменту и заинтересованным стейкхолдерам более глубоко и детально оценивать результаты ESG-трансформации ритейлеров.

Об авторе

Б. С. Батаева
Финансовый университет
Россия

Батаева Бэла Саидовна — доктор экономических наук, профессор кафедры корпоративных финансов и корпоративного управления факультета экономики и бизнеса.

Москва



Список литературы

1. Vadakkepatt G.G., Winterich K.P., Mittal V., et al. Sustainable retailing. Journal of Retailing. 2021;97(1):62–80. DOI: 10.1016/j.jretai.2020.10.008

2. Иншакова Н. Смузи по акции: как изменился рынок ЗОЖ-продуктов в России и почему они стали дешевле. Forbes. 22.05.2023. URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/489603-smuzi-po-akcii-kak-izmenilsa-rynok-zoz-produktov-v-rossii-i-pocemu-oni-stali-desevle (дата обращения: 10.12.2023).

3. Ruiz-Real J.L., Uribe-Toril J., Gázquez-Abad J.C., de Pablo Valenciano J. Sustainability and retail: Analysis of global research. Sustainability. 2019;11(1):14. DOI: 10.3390/su11010014

4. Styles D., Schoenberger H., Galvez-Martos J.-L. Environmental improvement of product supply chains: A review of European retailers’ performance. Resources, Conservation and Recycling. 2012;65:57–78. DOI: 10.1016/j.resconrec.2012.05.002

5. Ferreira A., Pinheiro M.D., de Brito J., Mateus R. Decarbonizing strategies of the retail sector following the Paris Agreement. Energy Policy. 2019;135:110999. DOI: 10.1016/j.enpol.2019.110999

6. Naidoo M., Gasparatos A. Corporate environmental sustainability in the retail sector: Drivers, strategies and performance measurement. Journal of Cleaner Production. 2018;203:125–142. DOI: 10.1016/j.jclepro.2018.08.253

7. Naidoo M., Gasparatos A. Consumer worldviews and perspectives on environmental sustainability initiatives in the South African supermarket sector. Journal of Cleaner Production. 2023;413:137496. DOI: 10.1016/j.jclepro.2023.137496

8. Chkanikova O., Lehner M. Private eco-brands and green market development: Towards new forms of sustainability governance in the food retailing. Journal of Cleaner Production. 2015;107:74–84. DOI: 10.1016/j.jclepro.2014.05.055

9. Fulponi L. Private voluntary standards in the food system: The perspective of major food retailers in OECD countries. Food Policy. 2006;31(1):1–13. DOI: 10.1016/j.foodpol.2005.06.006

10. Braga Junior S., Martínez M. P., Correa C.M., Moura-Leite R.C., Da Silva D. Greenwashing effect, attitudes, and beliefs in green consumption. RAUSP Management Journal. 2019;54(2):226–241. DOI: 10.1108/RAUSP-08–2018–0070

11. Wu S.-I., Chen J.-Y. A model of green consumption behavior constructed by the theory of planned behavior. International Journal of Marketing Studies. 2014;6(5):119–132. DOI: 10.5539/ijms.v6n5p119

12. Едемская В.А., Давыдова Е.Д., Сухов Ф.И. Развитие ESG-трансформации ритейла в России. Вестник университета (Государственный университет управления). 2022;(9):72–80. DOI: 10.26425/1816–4277–2022–9–72–80

13. Афанасьев М.П., Шаш Н.Н. ESG-трансформация в корпоративном секторе: систематизация глобального подхода. Проблемы прогнозирования. 2022;(6):185–197. DOI: 10.47711/0868–6351–195–185–197

14. Колесник Н.А. Реализация концепции устойчивого развития в сфере розничной торговли: латентный семантический анализ SMM-коммуникации 2015–2021 гг. Журнал Новой экономической ассоциации. 2023;(3):79–103. DOI: 10.31737/22212264_2023_3_79–102

15. Ралык Д. В., Роот П. К., Гаврилова К.А. Роль розничной торговли в реализации принципов зеленой экономики. Афанасьев С.В., Кобзарь Т.С., Сердюкова С.В., ред. Устойчивое развитие, экоинновации и «зеленые» экономика и технологии. III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ., посвящ. 90-летию СГЭУ (Самара, 19 мая 2021 г.). Самара: Самарская областная универсальная научная библиотека; 2021:162–167. DOI: 10.24412/cl-36578–2021–3–162–167

16. Ветрова М.А. Роль и риски ESG-трансформации компаний в условиях новых вызовов. Наука Красноярья. 2022;11(3–1):53–81. DOI: 10.12731/2070–7568–2022–11–3–53–81

17. Белоусов К.Ю. Ключевые направления интерпретации и взаимосвязь концепций устойчивого развития, корпоративной устойчивости и корпоративной социальной ответственности. Проблемы современной экономики. 2013;(2):51–54.

18. Lang D. J., Wiek A., Bergmann M., et al. Transdisciplinary research in sustainability science: Practice, principles, and challenges. Sustainability Science. 2012;7(1S):25–43. DOI: 10.1007/s11625–011–0149-x


Рецензия

Для цитирования:


Батаева Б.С. Обеспечение прозрачности ESG-трансформации корпораций (на примере ритейл-компаний). Управленческие науки / Management Sciences. 2024;14(2):64-76. https://doi.org/10.26794/2304-022X-2024-14-2-64-76

For citation:


Bataeva B.S. Ensuring Transparency of ESG Transformation of Corporations (Using the Example of Retail Companies). Management Sciences. 2024;14(2):64-76. https://doi.org/10.26794/2304-022X-2024-14-2-64-76

Просмотров: 194


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2304-022X (Print)
ISSN 2618-9941 (Online)