Preview

Управленческие науки / Management Sciences

Расширенный поиск

Принципы формирования экосистемы фирмы на основе платформенных социально-экономических взаимодействий

https://doi.org/10.26794/2304-022X-2024-14-3-50-63

Аннотация

Целью настоящего исследования явилась разработка принципов формирования экосистемы фирмы на основе платформенных социально-экономических взаимодействий. В ходе работы проанализированы особенности развития экосистемы и определена проблема систематизации принципов формирования внешней среды субъекта хозяйственной деятельности. На основе минимизации трансакционных издержек и полноты применения функций управления разработаны базовые принципы формирования экосистемы фирмы, включающие клиентоцентричность, реагирование на изменения, иерархичность структуры, разнообразие участников и сохранение профиля деятельности; сформированы авторские подходы к созданию такой экосистемы посредством платформенных взаимодействий, а также применения передовых цифровых и информационных технологий защиты персональных данных, расширения количества предоставляемых услуг и видов деятельности, сохранения конкуренции. В исследовании применялись такие методы, как различные виды анализа, структуризация, графический метод. Информационную основу составила библиографическая база данных научных публикаций ELibrary. Данное исследование экосистем будет интересно фирмам, которые хотят получать больше прибыли с меньшими издержками за счет сбора и анализа данных полученных от клиентов.

Об авторах

Е. В. Попов
Уральский институт управления РАНХиГС
Россия

Евгений Васильевич Попов — доктор экономических наук, член-корреспондент РАН, директор Центра социально-экономических исследований

Екатеринбург



В. Л. Симонова
Уральский институт управления РАНХиГС
Россия

Виктория Львовна Симонова — кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономических исследований

Екатеринбург



Н. В. Новоселова
Уральский институт управления РАНХиГС
Россия

Надежда Владимировна Новоселова — стажер-исследователь

Екатеринбург



Список литературы

1. Трофимов О. В., Захаров В. Я., Фролов В. Г. Экосистемы как способ организации взаимодействия предприятий производственной сферы и сферы услуг в условиях цифровизации. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019;(4):43–55. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekosistemy-kak-sposob-organizatsii-vzaimodeystviya-predpriyatiy-proizvodstvennoy-sferyi-sfery-uslug-vusloviyahtsifrovizatsii

2. Орехова С. В., Мисюра А. В., Кислицын Е. В. Управление возрастающей отдачей высокотехнологичной бизнес-модели в промышленности: классические и экосистемные эффекты. Управленец. 2020;11(4):43–58. DOI: 10.29141/2218–5003–2020–11–4–4

3. Попова Е. В. От традиционных бизнес-альянсов к цифровым экосистемам. Modern Science. 2021;(4–3):147– 150. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45669909

4. Попов Е. В., Симонова В. Л., Челак И. П. Экосистема фирмы. М.: ИНФРА-М; 2022. 311 с.

5. Стаценко В. В., Бычкова И. И. Экосистемный подход в построении современных бизнес-моделей. Индустриальная экономика. 2021;(1):45–61. DOI: 10.47576/2712–7559_2021_1_45

6. Moore J. F. Predators and prey: A new ecology of competition. Harvard Business Review. 1993;71(3):75–86. URL: https://hbr.org/1993/05/predators-and-prey-a-new-ecology-of-competition

7. Галеева Г. М., Мингазова А. И. Научный обзор основных подходов к определению экосистемы бизнеса. Научны труды Центра перспективных экономических исследований. 2019;(17):35–45. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42362478

8. Жданов Д. А. Цифровая трансформация: платформенные экосистемы как инструмент управления высокотехнологичным бизнесом. Управленческие науки. 2021;11(4):25–39. DOI: 10.26794/2404–022X‑2021–11–4–25–39

9. Сердюков Р. Д. Роль и место цифровых платформ в развитии промышленных предприятий: экосистемный подход. Естественно-гуманитарные исследования. 2021;(37):249–255. DOI: 10.24412/2309–4788–2021–537–249–255

10. Антонова М. В., Наумов С. А., Помазанов П. М. Цифровая платформа как результат трансформации экономического взаимодействия участников рынка. Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2023;(1):60–68. DOI: 10.21295/2223–5639–2023–1–60–68

11. Попов Е. В. Экосистемы фирм: формирование исследовательской программы. Управленец. 2023;14(1):2–15. DOI: 10.29141/2218–5003–2023–14–1–1

12. Гармаева Д. Б. Теория А. Файоля. Планирование, организация, мотивация, контроль как основные функции менеджмента. Скиф. Вопросы студенческой науки. 2023;(7):184–188. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-a-fayolya-planirovanie-organizatsiya-motivatsiya-kontrol-kak-osnovnye-funktsii-menedzhmenta

13. Иванова Е. И. Роль трансакционных затрат в экономике организации. Молодой ученый. 2022;(2):98–101. URL: https://moluch.ru/archive/397/87723/

14. Оганесян Л. О., Гущина И. А. Альтернативные принципы классификации трансакционных издержек. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011;(9):107–111. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/alternativnye-printsipy-klassifikatsii-transaktsionnyh-izderzhek

15. Аникушин С. В., Лысенков С. Г. Теоретико-философские аспекты понимания категории “принцип”. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014;(2):11–16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-filosofskie-aspekty-ponimaniya-kategorii-printsip

16. Гупанова Ю. Е. Методологические аспекты формирования принципов управления качеством. Научные труды Дальрыбвтуза. 2009;(21):27–35. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-aspektyformirovaniyaprintsipov-upravleniya-kachestvom

17. Ушанов А. Е. Принцип клиентоцентричности банковской деятельности в условиях цифровизации. Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020;9(1):350–354. DOI: 10.26140/anie-2020–0901–0087

18. Кичерова М. Н., Трифонова И. С. Принципы экосистемного подхода: возможности для моделирования образовательной экосистемы. Science for Education Today. 2023;13(3):45–72. DOI: 10.15293/2658–6762.2303.03

19. Jacobides M. G., Brusoni S., Candelon F. The evolutionary dynamics of the artificial intelligence ecosystem. Strategy Science. 2021;6(4):412–435. DOI: 10.1287/stsc.2021.0148

20. Дугар-Жабон Т.З., Симакина М. А. Таргетинг и ретаргетинг как инструменты маркетинга. Научные труды Московского гуманитарного университета. 2019;(4):83–89. DOI: 10.17805/trudy.2019.4.9

21. Андрущук В. В., Мальсагова Р. Г., Тулупникова Ю. В. Влияние экосистем на конкурентную среду и развитие малого бизнеса в России. Экономика строительства. 2023;(4):53–57. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-ekosistem-na-konkurentnuyu-sredu-i-razvitie-malogo-biznesa-v-rossii

22. Riquelme-Medina M., Stevenson M., Barrales-Molina V., Llorens-Montes F. J. Coopetition in business ecosystems: The key role of absorptive capacity and supply chain agility. Journal of Business Research. 2022;146:464–476. DOI: 10.1016/j.jbusres.2022.03.071

23. Третьяков О. В. Анализ факторов успеха создания, функционирования и развития цифровых экосистем в бизнесе. Московский экономический журнал. 2022;7(2):49. DOI: 10.55186/2413046X_2022_7_2_105

24. Suleymanov M., Atamas E., Shahmarov A. Sustainable development: Economic efficiency of ecosystems. Reliability: Theory & Applications. 2023;18(S 5):417–421. DOI: 10.24412/1932–2321–2023–575–417–421

25. Popov E., Dolghenko R., Simonova V., Chelak I. Analytical model of innovation ecosystem development. E 3S Web of Conferences. 2021;250:01004. DOI: 10.1051/e3sconf/202125001004


Рецензия

Для цитирования:


Попов Е.В., Симонова В.Л., Новоселова Н.В. Принципы формирования экосистемы фирмы на основе платформенных социально-экономических взаимодействий. Управленческие науки / Management Sciences. 2024;14(3):50-63. https://doi.org/10.26794/2304-022X-2024-14-3-50-63

For citation:


Popov E.V., Simonova V.L., Novoselova N.V. Principles of Formation of the Company’s Ecosystem Based on Platform Socio-Economic Interactions. Management Sciences. 2024;14(3):50-63. https://doi.org/10.26794/2304-022X-2024-14-3-50-63

Просмотров: 223


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2304-022X (Print)
ISSN 2618-9941 (Online)