Preview

Управленческие науки / Management Sciences

Расширенный поиск

Территориальное самоуправление: от локальных сообществ к самоуправляемой общности

https://doi.org/10.26794/2304-022X-2025-15-1-138-148

Аннотация

Территориальное самоуправление является исторической стадией развития человеческой цивилизации, сформировавшейся в качестве инструмента регулирования общественных отношений на субгосударственном уровне в границах локальных сообществ, и осуществляется в интересах этих сообществ и при их непосредственном участии. Оно зародилось в период обострения межсословной борьбы между феодалами и гражданами вольных городов, результатом которой стало обретание последними особых прав в качестве муниципальных корпораций. В то же время понятие «территориальное самоуправление» не тождественно «местному самоуправлению», поскольку не привязано только к границам городов, а выступает способом обособления территорий на разных уровнях. Функциональное разнообразие феномена территориального самоуправления объясняется историческими, экономическими и политическими предпосылками формирования административно-территориальных систем современных государств и в настоящее время служит способом разграничения полномочий между уровнями публичной власти в решении актуальных общественных проблем. Цель исследования — выявление признаков и критериев самоуправляемости территорий, их роли в обретении локальными сообществами статуса самоуправляемых. Учет данных признаков и критериев позволит определить устойчивые границы деятельности самоуправляемого сообщества с использованием так называемого функционального предела самоуправляемости (ФПС). Он необходим для соотнесения (с точки зрения общественно принятых и рациональных рамок) затрат на использование централизованной модели управления сообществом и решение вопросов этого сообщества преимущественно внутренними силами. На основе метода типологических группировок в соответствии с выделенными критериями составлена классификация видов локальных сообществ России. В статье представлены также ключевые показатели оценки ФПС муниципального образования, рассмотрены условия, способствующие как трансформации индивидуальных установок граждан в коллективный интерес, так и обретению локальным сообществом статуса самоуправляемой общности. Результаты представленного исследования имеют значение для формирования современной концепции местного самоуправления в России, корректировки хода муниципальной реформы

Об авторе

О. М. Рой
Институт философии и права УрО РАН
Россия

Олег Михайлович Рой — доктор социологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Екатеринбург



Список литературы

1. Некрасов С. И. Самоуправление и автономия в России: территориально-властный аспект. Труды Института государства и права Российской академии наук. 2014;(5):95–112.

2. Brett E. A. The participatory principle in development projects: The costs and benefits of cooperation. Public Administration and Development. 1996;16(1):5–19. DOI: 10.1002/(SICI)1099–162X(199602)16:1<5::AID-PAD 854>3.0.CO;2–6

3. Cole G. Self-government in industry. Abingdon: Routledge; 2017. 340 p.

4. Палуш И. Территориальное самоуправление как принцип конституционализма. Вестник Поволжского института управления. 2010;(2):32–39.

5. Фридман М., Фридман Р. Свобода выбирать: наша позиция. Пер. с англ. М.: Новое издательство; 2007. 356 с.

6. Чихладзе Л. Т. Историко-теоретические аспекты развития местного самоуправления и местного управления в государствах Европы. Право и политика. 2005;(9):52–80.

7. Мисаревич Н. В. Теоретические и правовые основы местного управления в период средневековья (Х–XV века). Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические и юридические науки. 2012;(5):118–124.

8. Бахарев Д. И. Историческое своеобразие Рейнского региона как одна из предпосылок возникновения еврорегионов. Актуальные проблемы современных международных отношений. 2017;(10):11–15.

9. Василенко С.А., Литвинчук А. Д. Перспективы развития концепции «Европа регионов» в 21 веке. Азимут научных исследований: экономика и управление. 2023;12(2):79–82. DOI: 10.57145/27128482_2023_12_02_17

10. Saarts T. Introducing regional self-governments in Central and Eastern Europe: Paths to success and failure. Regional & Federal Studies. 2019;30(5):625–649. DOI: 10.1080/13597566.2019.1598383

11. Leška D. Formation of regional level of self-government in the process of transformation in Slovakia. Journal for Universal Excellence. 2015;4(3): A1-А11. URL: https://www.fos-unm.si/media/pdf/RUO/2015%203/8.pdf

12. Sześciło D. Is there a room for local and regional self-government in the illiberal democracy? Struggle over recentralization attempts in Poland. Studia Iuridica. 2019;(79):166–179. DOI: 10.5604/01.3001.0013.1893

13. Trinn C., Schulte F. Untangling territorial self-governance — new typology and data. Regional & Federal Studies. 2022;32(1):1–25. DOI: 10.1080/13597566.2020.1795837

14. Леонов С. Н., Барабаш Е. С. Финансовые и структурные перспективы реформы местного самоуправления в России. Известия Байкальского государственного университета. 2023;33(1):46–56. DOI: 10.17150/2500-2759.2023.33(1).46-56


Рецензия

Для цитирования:


Рой О.М. Территориальное самоуправление: от локальных сообществ к самоуправляемой общности. Управленческие науки / Management Sciences. 2025;15(1):138-148. https://doi.org/10.26794/2304-022X-2025-15-1-138-148

For citation:


Roy O.M. Territorial Self-Government: From Local Communities to Self-Governing Community. Management Sciences. 2025;15(1):138-148. https://doi.org/10.26794/2304-022X-2025-15-1-138-148

Просмотров: 115


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2304-022X (Print)
ISSN 2618-9941 (Online)