Подходы к внедрению системы управления знаниями: опыт АО «Объединенная двигателестроительная корпорация»
https://doi.org/10.26794/2304-022X-2025-15-3-98-107
Аннотация
Цель исследования состоит в выявлении ключевых факторов успешного внедрения системы управления знаниями (СУЗ) на основе опыта АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (АО «ОДК»), а также разработке практических рекомендаций по внедрению СУЗ на российских высокотехнологичных промышленных предприятиях. Актуальность работы обусловлена значимостью знаний, опыта и информации для современной рыночной экономики. Отсутствие структурированной СУЗ обуславливает необходимость разработки и внедрения эффективных инструментов для формирования культуры знаний, их поиска, хранения и распространения внутри организации. В работе применялась методология, основанная на анализе зарубежных и российских научных публикаций, обзоре материалов СМИ и изучении опыта АО «ОДК». В ходе исследования были выявлены ключевые особенности подхода корпорации к управлению знаниями, который базируется на общепринятых концепциях, но адаптирован к специфике деятельности организации. Особое внимание уделялось внедрению инновационных инструментов управления знаниями, позволяющих повысить эффективность использования информационных ресурсов компании. Результаты работы показали, что успех реализации СУЗ в АО «ОДК» основывается на применении как традиционных подходов с учетом организационной специфики, так и современных технологий. Предложенные решения могут быть полезны другим отечественным предприятиям в качестве основы для разработки собственных СУЗ, поскольку опыт АО «ОДК» демонстрирует возможность повышения конкурентоспособности организации за счет оптимизации процессов работы с знаниями. Таким образом, система управления знаниями становится важным инструментом не только для роста эффективности внутрикорпоративных процессов, но и формирования стратегических решений в условиях современной экономики.
Об авторах
П. А. МихненкоРоссия
Павел Александрович Михненко — доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Бизнес-информатика»
Москва
М. В. Ермакова
Россия
Мария Васильевна Ермакова — ведущий специалист отдела управления развитием персонала подразделений НИОКР департамента управления знаниями и развитием персонала подразделений НИОКР, АО «ОДК»; аспирант кафедры «Бизнес-информатика»
Москва
Список литературы
1. Кемеров В.Е., Керимов Т.Х., ред. Современный философский словарь. 4-е изд. М.: Академический Проект; 2020. 823 с.
2. Джанетто К., Уилер Э. Управление знаниями. Руководство по разработке и внедрению корпоративной стратегии управления знаниями. Пер. с англ. М.: Добрая книга; 2005. 192 с.
3. Wiig K.M. Knowledge management: Where did it come from and where will it go? Expert Systems with Applications. 1997;13(1):1–14. DOI: 10.1016/S 0957–4174(97)00018–3
4. Wiig K.M. Knowledge management: An emerging discipline rooted in a long history. In: Despres Ch., Chauvel D. Knowledge horizons: The present and the promise of knowledge management. Abingdon: Routledge; 2000:3–26. DOI: 10.1016/B 978–0–7506–7247–4.50004–5
5. Skyrme D.J., Amido D.M. Creating the knowledge-based business: Key lessons from an international study of best practice. London: Business Intelligence Ltd.; 1997. 524 p.
6. Krogh G. von. Care in knowledge creation. California Management Review. 1998;40(3):133–153. DOI: 10.2307/41165947
7. McElroy M. W. The new knowledge management: Complexity, learning, and sustainable innovation. London: Routledge; 2020. 254 p.
8. Davenport T. H., Prusak L. Working knowledge: How organizations manage what they know. Boston, MA: Harvard Business Review Press; 2000. 199 p.
9. Зимова Н. С. Особенности внедрения системы управления знаниями в российских компаниях. Научный результат. Социология и управление. 2019;5(3):100–116. DOI: 10.18413/2408–9338–2019–5–3–0–7
10. Сомонова Н. С., Иванов И. Н. Корпоративная система управления знаниями. Вестник университета (Государственный университет управления). 2013;(9):146–154.
11. Albers J. A. A practical approach to implementing knowledge management. Journal of Knowledge Management Practice. 2009;10(1). URL: http://www.tlainc.com/articl174.htm
12. Chalmeta R., Grangel R. Methodology for the implementation of knowledge management systems. Journal of the American Society for Information Science and Technology. 2008;59(5):742–755. DOI: 10.1002/asi.207
Рецензия
Для цитирования:
Михненко П.А., Ермакова М.В. Подходы к внедрению системы управления знаниями: опыт АО «Объединенная двигателестроительная корпорация». Управленческие науки / Management Sciences. 2025;15(3):98-107. https://doi.org/10.26794/2304-022X-2025-15-3-98-107
For citation:
Mikhnenko P.A., Ermakova M.V. Approaches to Implementing a Knowledge Management System: The Case of United Engine Corporation JSC. Management Sciences. 2025;15(3):98-107. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2304-022X-2025-15-3-98-107