Стратегическое управление в экономике знаний
https://doi.org/10.26794/2304-022X-2018-8-1-32-41
Аннотация
Предмет. Предметом исследования является методология унифицированного подхода к модели стратегического управления в условиях экономики знаний.
Цель. Показать возможность интеграции различных современных подходов в теории и методологии стратегического управления в модели управления знаниями.
Методология. Методология унифицированного подхода основывается на представлениях И.Ансоффа о стратегических действиях, изложенных автором в работе «Новая корпоративная стратегия». Основные положения экономики знаний заимствованы у основоположников этого направления: Р. Грант, L. Nonaka, P. Senge, D. Tecce и других.
Результаты. Унифицированная модель характеризуется единой схемой стратегического анализа, общим стратегическим инструментарием, системой развития стратегической модели. Одновременно работа модели управления знаниями (ее гуманистического варианта) основывается на сочетании двух подсистем: обучения и «мягкого» управления. Первая выполняет роль площадки, где идет процесс работы с идеями, предложениями персонала по стратегическому развитию организации. Мягкое управление создает творческую атмосферу и регулируется синергетическими закономерностями и инструментами. Последние достаточно просто описываются в стратегических терминах и категориях. Интеграция стратегической модели и модели управления знаниями достигается эволюционным путем перехода от простой экономической модели стратегического поведения к модели стратегического планирования, далее к переходной конгломеративной модели и, наконец, к инновационной стратегической модели организационно-управленческого содержания, олицетворяющей модель управления знаниями. Для отражения содержания стратегической модели предложена система концепция стратегии — стратегия. Первая играет задающую роль и реализует компетентностный подход к стратегии, вторая решает социально-экономические задачи развития организации. Каждая имеет свои цели и содержание. Стратегия формулируется по унифицированной схеме стратегического анализа в условиях мягкого управления, которое ассоциируется с режимом «на краю хаоса».
Выводы. Найден механизм, отражающий особенности стратегического управления в условиях экономики знаний. Дальнейшее развитие данной методологии может заключаться в более детальном рассмотрении предлагаемой методологии в контексте синергетического и фрактального анализа.
Об авторе
А. Д. ВоробьевРоссия
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление»,
Киров
Список литературы
1. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент в экономике знаний // Вестник Новосиб. государственного ун-та. Серия: Экономические науки. 2015. Т. 15. Вып. 2. С. 72–86.
2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999. 416 с.
3. Грант Р.М. Современный стратегический анализ. 5-е изд. / пер. с англ. под ред. В.Н. Фунтова. СПб.: Питер, 2008. 560 с.
4. Ходкинсон Дж.П., Сперроу П. Р. Компетентная организация: психологический анализ процесса стратегического менеджмента: пер. с англ. Харьков: Гуманитарный Центр, 2007. 392 с.
5. Hamel G., Prahalad K. Competing for the future, Harvard Business School Press, 1994.
6. Nonaka L., Takeuchi H. The knowledge creating company. New York: Oxford University Press, 1995.
7. Senge P.M. The Fifth Discipline: The Art and Practice of the Learning organization. Currency Doubleday. New York, 1990.
8. Tecce D.J. Explicating Dynamic Capabilities: Innovation Processes, Investment Decision — Making and Asset Co specialization / Orchestration in an (Economic) Theory of (Strategic) Management. University of California, Berkeley. (Unpublished manuscript), 2005.
9. Сайт С.П. Курдюмова «Синергетика». URL: http://spkurdyumov.ru. 10. Воробьев А.Д. Технология стратегического управления. Киров: ООО «Фирма Полекс», 2007. 150 с.
Рецензия
Для цитирования:
Воробьев А.Д. Стратегическое управление в экономике знаний. Управленческие науки / Management Sciences. 2018;8(1):32-41. https://doi.org/10.26794/2304-022X-2018-8-1-32-41
For citation:
Vorobyov A.D. Strategic Management in the Knowledge Economy. Management Sciences. 2018;8(1):32-41. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2304-022X-2018-8-1-32-41