Каузальная классификация бизнес-процессов предприятия
https://doi.org/10.26794/2304-022X-2018-8-1-90-99
Аннотация
Предмет. Обоснованная классификация дает возможность легче и полнее идентифицировать изучаемые объекты. Именно поэтому классификации лежат в основе структуры большинства практических искусственных систем, поскольку для сборки и описания связей отдельных компонентов требуется четкое представление о сущности этих компонентов, их свойствах и типовой принадлежности.
Цель. Инжиниринг бизнес-процессов предприятия, их формирование как системы также базируются в своей основе на классификации. Но для того, чтобы заложить эту структуру в качестве скелета для создания информационной системы этого предприятия, потребуется обоснованность типов взаимосвязей отдельных классов бизнес-процессов.
Методология. В статье используется подход к построению классификационной структуры бизнес-процессов предприятия путем анализа их роли и места в составе совокупной процессной модели этого предприятия.
Результаты. Предлагается подразделять все процессы предприятия на пять групп: основные бизнес-процессы, вспомогательные бизнес-процессы, обслуживающие бизнес-процессы, бизнес-процессы оперативного управления, бизнес-процессы развития. Для каждой группы определяются топологические отличительные свойства и виды каузальных связей с другими группами бизнес-процессов. Эти характеристики позволяют как сформировать более глубокую классификацию процессов, так и анализировать степень полноты и непротиворечивости формируемого в процессе классификации множества бизнес-процессов предприятия.
Выводы. Изложенный подход использовался в практике разработки архитектур информационных систем предприятий, для идентификации бизнес-процессов, а также в учебном процессе преподавания дисциплин по моделированию архитектуры предприятия и бизнес-процессов.
Об авторе
А. Л. РыжкоРоссия
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры 315 «Управление высокотехнологичными предприятиями»,
г. Москва
Список литературы
1. Porter Michael E., Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. New York, 1985. 557 p.
2. APQC, 2011. APQC Process Classification Framework (PCF), Version 5.2.0. Technical report, APQC.
3. Andersen B. Business Process Improvement Toolbox. ASQ Quality Press, Milwaukee, Wisconsin, Hardcover, June, 1999. 233 p.
4. Scheer A-W. Business Process Modeling. 3. Auflage, Springer. Berlin, 2000. 188 p.
5. Свод знаний по управлению бизнес-процессами (BPM CBOK 3.0) / пер. с англ.; под ред. А.А. Белайчука, В.Г. Елифёрова. М.: АПУБП, 2015.
6. Репин В., Елиферов В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 544 с.
7. Мамадёров Р.Х. Основные понятия и классификация бизнес-процессов // Альманах мировой науки. 2016. № 11–3 (14). С. 79–80.
8. Амирханов К. Г. Бизнес-процессы промышленного предприятия: понятие и классификация // Вопросы структуризации экономики. 2005. № 2. С. 140–149.
9. Грекул В.И., Малиновский И.А. Методы измерения подобия бизнес-процессов. // Автоматизация и современные технологии. 2008. № 4. C. 27–34.
10. Тельнов Ю.Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов: компонентная методология. М.: Финансы и статистика, 2004.
11. Oliver Thomas, Michael Fellmann. Semantic Process Modeling — Design and Implementation of an Ontology-based Representation of Business Processes // Business & Information Systems Engineering, 2009, no. 6, pp. 438–451.
12. Dietz J. Enterprise Ontology: Theory and Methodology. N.Y.: Springer, 2006, 243 p.
13. Калачанов В.Д., Семенова Т.П. Внедpение инфоpмационных систем в оpганизацию пpоизводства пpодукции авиапpибоpостpоения в pадиоэлектpонном комплексе // Экономика и управление в машиностроении. 2010. № 4. C. 15–19.
14. Сухотин Ю.И. Основы построения АСУП. М.: МАП, 1975. 235 с.
15. Ефимова Н.С., Сорокин А.Е. Автоматизированное управление бизнес-процессами в авиастроении. Калуга: Издательство КГУ им. К.Э. Циолковского, 2014. 237 с.
Рецензия
Для цитирования:
Рыжко А.Л. Каузальная классификация бизнес-процессов предприятия. Управленческие науки / Management Sciences. 2018;8(1):90-99. https://doi.org/10.26794/2304-022X-2018-8-1-90-99
For citation:
Ryzhko A.L. Causal Сlassification of Enterprise Business. Management Sciences. 2018;8(1):90-99. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2304-022X-2018-8-1-90-99