Продакт-менеджмент: управление созданием продуктов в эпоху цифровой трансформации


https://doi.org/10.26794/2304-022X-2018-8-4-67-76

Полный текст:


Аннотация

Высокий процент провалов новых продуктов в существенной степени связан с проблемами в управлении на начальном, полном неопределенности, этапе его создания. С учетом того, что именно на этом этапе определяются характеристики и функционал будущего продукта, управление процессом создания приобретает здесь решающее значение. В процессе цифровой трансформации компании переосмысливают процесс управления разработкой продукта и, соответственно, компетентностную модель продакт-менеджеров (product manager). Целью настоящей работы является выявление ключевых компетентностей (качеств, личностных свойств и умений, позволяющих реализовывать ключевые задачи профессиональной деятельности) продакт-менеджеров цифровой эпохи, а также тестирование дизайни проектного подходов в развитии этих компетентностей. Получение первичной информации об основных профессиональных задачах было обеспечено посредством глубинных интервью с успешными продакт-менеджерами компаний из следующих отраслей: Интернет и телекоммуникации, программное обеспечение, биотехнологии, финансы. В работе были идентифицированы два характерных профиля/типа продакт-менеджеров, которые мы назвали «технико-ориентированный» и «бизнес-ориентированный». В результате проведенных эмпирических исследований выявлены ключевые универсальные компетентности продакт-менеджеров для эффективного управления созданием инновационных продуктов. Обнаружено их частичное совпадение с компетентностями инновационного предпринимателя, которые были выявлены нами ранее. Для развития ключевых компетентностей разработана и апробирована программа инновационного практикума. Результаты статистического анализа показали, что проектное обучение (project based learning) с использованием подходов дизайн-мышления (design thinking), бережливый стартап и развитие потребителей (Lean Startup & Customer Development) и применением современной цифровой техники быстрого прототипирования обеспечивают хорошую положительную динамику в развитии выявленных ключевых компетентностей у начинающих продакт-менеджеров.


Об авторах

Г. Д. Лаптев
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

Георгий Дмитриевич Лаптев — кандидат физико-математических наук, доцент, руководитель Лаборатории инновационного бизнеса и предпринимательства, экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова

Москва



Д. К. Шайтан
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

Дмитрий Константинович Шайтан — научный сотрудник Лаборатории инновационного бизнеса и предпринимательства, экономический факультет

Москва



Список литературы

1. Christensen C., Cook S., Hall T. Marketing malpractice: The cause and the cure. Harvard Business Review. 2005;83(12):74–83.

2. Malek K., Melgarejo R. Three common causes of innovation failure. The Nielsen Company. May, 2018. URL: https://www.nielsen.com/pk/en/insights/news/2018/three-common-causes-innovation-failure.html (дата обращения: 30.09.2018).

3. Dornberger U., Suvelza J.A. Managing the fuzzy front-end of innovation. Leipzig: Intelligence 4 Innovation; 2012. 246 p.

4. Gassmann O., Schweitzer F., eds. Management of the fuzzy front end of innovation. Cham: Springer International Publ.; 2014. 339 p.

5. Koen P. A., Bertels H. M.J., Kleinschmidt E. J. Managing the front end of innovation. Part I: Results from a three-year study. Research Technology Management. 2014;57(2):34–43. DOI: 10.5437/08956308X5703199

6. Pereira A. R., Ferreira J. J., Lopes A. Front end of innovation: An integrative literature review. Journal of Innovation Management. 2017;5(1):22–39.

7. Cagan M. Inspired: How to create tech products customers love. New York: John Wiley & Sons; 2018. 368 p.

8. Banfield R., Eriksson M., Walkingshaw N. Product leadership: How top product managers launch awesome products and build successful teams. Sebastopol, CA: O’Reilly Media; 2017. 248 p.

9. Austin J. What it takes to become a great product manager. Harvard Business Review website. 2017. URL: https://hbr.org/2017/12/what-it-takes-to-become-a-great-product-manager (дата обращения: 30.09.2018).

10. Базаров Т. Ю., Ладионенко М.А. Методика создания модели компетентностей. Организационная психология. 2013;3(3):61–77.

11. Митрофанова Е. А., Коновалова В. Г., Белова О. Л. Компетентностный подход в управлении персоналом. М.: Проспект; 2014. 67 с.

12. Базаров Т. Ю. Компетенции будущего: квалификация, компетентность (критерии качества). Открытый университет. Глазычев В. Л., Зуев С. Э., ред. М.; 2003:510–539.

13. Laptev G., Shaytan D., Ladionenko M., Polezhaeva E. Identifying profile of innovative entrepreneur competencies. In: Academic Proceedings. 2014 University-Industry Interaction Conference: Challenges and Solutions for Fostering Entrepreneurial Universities and Collaborative Innovation. Barcelona: UIIN Publishing; 2014:352–366.

14. Лаптев Г. Д., Ладионенко М. А., Полежаева Е. А., Храмкова Е. Л., Шайтан Д. К. Компетентностный подход и роль дизайн-мышления в обучении инновационному предпринимательству. М.: ТЕИС; 2010. 139 с.

15. Лаптев Г. Д. Предпринимательский менеджмент в создании инновационных продуктов и развитии бизнеса. Управленческие науки. 2016;6(2):48–55.

16. Brown T. Design thinking. Harvard Business Review. 2008;(June):84–92.

17. Браун Т. Дизайн-мышление в бизнесе. Пер. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер; 2012. 256 с.

18. Blank S. The four steps to the Epiphany: Successful strategies for products that win. Palo Alto, CA: K&S Ranch; 2013. 370 p.

19. Бланк С., Дорф Б. Стартап. Настольная книга основателя. Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер; 2013. 616 с.

20. Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора. Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер; 2012. 288 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Лаптев Г.Д., Шайтан Д.К. Продакт-менеджмент: управление созданием продуктов в эпоху цифровой трансформации. Управленческие науки. 2018;8(4):67-76. https://doi.org/10.26794/2304-022X-2018-8-4-67-76

For citation: Laptev G.D., Shaytan D.K. Product Management: Managing Product Development in the Era of Digital Transformation. Management sciences in Russia. 2018;8(4):67-76. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2304-022X-2018-8-4-67-76

Просмотров: 179

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2304-022X (Print)
ISSN 2618-9941 (Online)