Система оценки организационного, человеческого и потребительского капитала для эффективного управления интеллектуальным капиталом высокотехнологичных цифровых компаний
https://doi.org/10.26794/2404-022X-2020-10-3-33-47
Аннотация
Для высокотехнологичных компаний, ориентированных на цифровизацию бизнеса, актуальной является проблема формирования эффективных команд по созданию, внедрению и коммерциализации инновационных продуктов. В статье предложено решение данной проблемы на основе разработанной методики оценки человеческого интеллектуального потенциала. Раскрыто содержание сенсорной, эмоциональной, логической, креативной, социальнокультурной и экономической составляющих интеллекта и описано их функциональное взаимодействие при осуществлении командной инновационной деятельности. Представлена методика определения интегрального показателя индивидуального интеллектуального потенциала на основе взвешенной балльной оценки структурных компонентов интеллекта. Описан алгоритм нахождения коэффициента синергии и потенциала команды. Приведены результаты апробации методики в деятельности международной российской компании «Яндекс» (на примере регионального отделения). По итогам апробации выделены дополнительные направления применения разработанной методики.
Об авторах
О. В. ЛосеваРоссия
Ольга Владиславовна Лосева — доктор экономических наук, профессор Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления
Москва
Н. М. Абдикеев
Россия
Нияз Мустякимович Абдикеев — доктор технических наук, профессор, директор Института промышленной политики и институционального развития
Москва
Список литературы
1. Wu W.-Y., Change M.-L., Chen C.-W. Promoting innovation through the accumulation of intellectual capital, social capital, and entrepreneurial orientation. R&D Management. 2008;38(3):265–277. DOI: 10.1111/1467–9914.00120-i1
2. Teo S. T.T., Reed K. K., Ly K. Human resource involvement in developing intellectual capital. The Service Industries Journal. 2014;34(15):1219–1233. DOI: 10.1080/02642069.2014.942651
3. Ugalde-Binda N., Balbastre-Benavent F., Canet-Giner M.T., Escribá-Carda N. The role of intellectual capital and entrepreneurial characteristics as innovation drivers. INNOVAR. Revista de Ciencias Administrativas y Sociales. 2014;24(53):41–60. DOI: 10.15446/innovar.v24n53.43793
4. Lu W.-M., Kweh Q. L., Huang Ch.-L. Intellectual capital and national innovation systems performance. Knowledge-Based Systems. 2014;71:201–210. DOI: 10.1016/j.knosys.2014.08.001
5. Carraro C., De Cian E., Tavoni M. Human capital, innovation, and climate policy: An integrated assessment. Environmental Modeling & Assessment. 2014;19(2):85–89. DOI: 10.1007/s10666–013–9385-z
6. Федотова М.А., Дресвянников В.А., Лосева О.В., Цыгалов Ю.М. Интеллектуальный капитал организации: управление и оценка. М.: Финансовый ун-т при Правительстве РФ; 2014. 252 с.
7. Abdikeev N.M. Valuation of intellectual capital and intangible assets created based on innovative products and intellectual property. In: Proc. Int. conf. on creativity and innovation (Osaka, Sept. 10–12, 2018). Osaka: Kindai University; 2018:557–569.
8. Абдикеев Н. М., Морева Е. Л. О культуре и когнитивном мышлении как факторах инновационного развития. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2017;7(5):56–62.
9. Брунер Дж. Психология познания: за пределами непосредственной информации. Пер. с англ. М.: Прогресс; 1977. 412 с.
10. Neisser U. Cognition and reality: Principles and implications of cognitive psychology. San Francisco, CA: W.H. Freeman & Co.; 1976. 230 p.
11. Sternberg R. Cognitive psychology. Belmont, CA: Thompson/Wadsworth; 2003. 596 p.
12. Айзенк Г. Парадоксы психологии. Пер. с англ. М.: Эксмо; 2009. 352 с.
13. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. Пер. с англ. М.: Вильямс; 2007. 512 с.
14. Джеймс У. Внимание. Пер. с англ. Psychology OnLine.Net. 05.08.2006. URL: http://psychology-online.net/articles/doc-494.html (дата обращения: 27.07.2020).
15. Келли Дж., Бек А. Психология личностных конструктов и когнитивная психология. Пер. с англ. М.: Прайм-Еврознак; 2007. 128 с.
16. Солсо Р. Когнитивная психология. Пер. с англ. СПб.: Питер; 2006. 589 с.
17. Хьюзлид М.А., Беккер Б. И., Битти Р. В. Оценка персонала: как управлять человеческим капиталом, чтобы реализовать стратегию. М.: Вильямс; 2007. 432 с.
Рецензия
Для цитирования:
Лосева О.В., Абдикеев Н.М. Система оценки организационного, человеческого и потребительского капитала для эффективного управления интеллектуальным капиталом высокотехнологичных цифровых компаний. Управленческие науки / Management Sciences. 2020;10(3):33-47. https://doi.org/10.26794/2404-022X-2020-10-3-33-47
For citation:
Loseva O.V., Abdikeev N.M. System for Evaluating Organizational, Human and Consumer Capital for Effective Management of Intellectual Capital of High-Tech Digital Companies. Management Sciences. 2020;10(3):33-47. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2404-022X-2020-10-3-33-47