Preview

Управленческие науки

Расширенный поиск
Том 10, № 3 (2020)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.26794/2304-022X-2020-10-3

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ 

6-20 259
Аннотация

Предметом исследования в настоящей статье является идентификация изменений в восприятии обществом экологических проблем, социальных вопросов и тематики корпоративного управления и возникающих в связи с ними рисков. Целью статьи является поиск путей управления указанными рисками. Методика исследования предусматривает последовательный анализ влияния изменившихся подходов общества на базовые аспекты деятельности компаний, начиная со стадии инвестирования, с определением качественных и количественных параметров вероятных рисков и преимуществ, связанных с внедрением коммерческими организациями принципов устойчивого развития. Результатом исследования является выявление степени воздействия принятия важности или отказа от управления рассмотренными рисками на финансовый результат деятельности компании и ее стоимость для акционеров и инвесторов. Обосновано, что в современных условиях мотивация инвесторов определяется не только финансовыми показателями деятельности компании, а и ее усилиями по соответствию изменившимся представлениям государства и общества о взаимодействии экономики и окружающей среды, отношениями между людьми. Сформулированы рекомендации компаниям по управлению указанными рисками, которые важны для всех отраслей экономики.

21-32 439
Аннотация

Сегодня экономическая ситуация предприятия зависит от динамики изменений внешних факторов, непосредственно оказывающих воздействие на развитие предприятия, и это существенно усложняет систему принятия решений руководством, направленных на повышение устойчивости внедряемых изменений. При этом на задачу влияет отсутствие понимания, на каком этапе устойчивого развития находится само предприятие, чтобы правильно сделать выбор набора инструментов (методов и практик) трансформационного проекта. В статье описано поступательное движение организации по пути устойчивого развития, раскрывается понятие устойчивого развития и рассматриваются существующие подходы к ее реализации. Проблема устойчивого развития рассматривается отечественными и зарубежными авторами. Результатом работы является подход к оценке уровня устойчивого развития предприятия, в ходе которого применяется матрица оценки уровня зрелости в разрезе этапов развития компании. В качестве ресурсов реализации проекта развития предлагается использование проектного офиса, структура которого приводится в статье. В статье предложен набор принципов устойчивого развития, позволяющий обеспечивать продвижение и поддержку преобразований. Для поддержки процессов регулярного анализа достижения целей устойчивого развития предлагается применить методы анализа деятельности в рамках системы менеджмента. Автор предлагает воспользоваться системой аудитов, определен набор показателей анализа качества аудита и список оценочных вопросов. Сделан вывод, что система оценки уровня устойчивого развития предприятия адекватна и эффективна в долгосрочной перспективе. Применение представленного методологического подхода на базе предложенных одиннадцати элементов в практической деятельности предприятий позволит определить точки приложения усилий и правильно выбрать перечень применяемых инструментов. Предложенные подходы способствуют обеспечению устойчивости полученных результатов и рациональному использованию ресурсов в ходе проводимых изменений.

УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ 

33-47 238
Аннотация

Для высокотехнологичных компаний, ориентированных на цифровизацию бизнеса, актуальной является проблема формирования эффективных команд по созданию, внедрению и коммерциализации инновационных продуктов. В статье предложено решение данной проблемы на основе разработанной методики оценки человеческого интеллектуального потенциала. Раскрыто содержание сенсорной, эмоциональной, логической, креативной, социальнокультурной и экономической составляющих интеллекта и описано их функциональное взаимодействие при осуществлении командной инновационной деятельности. Представлена методика определения интегрального показателя индивидуального интеллектуального потенциала на основе взвешенной балльной оценки структурных компонентов интеллекта. Описан алгоритм нахождения коэффициента синергии и потенциала команды. Приведены результаты апробации методики в деятельности международной российской компании «Яндекс» (на примере регионального отделения). По итогам апробации выделены дополнительные направления применения разработанной методики.

ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ 

61-77 272
Аннотация

Единство понятийного аппарата во всех школах управления является необходимым элементом дальнейшего развития науки. Статья посвящена вопросу разделения теоретиков управления на школы и установлению наличия идеи управленческого решения в каждой из школ. Целью статьи является поиск общепринятого целостного представления об управленческом решении путем анализа наследия классиков науки управления. Исследование носит теоретикообзорный характер, авторы используют общенаучные методы, включая исторический метод, анализ и синтез, методы аналогии и обобщения. Приведен подход, основанный на выявлении парадигмы, объединяющей ученых в школы. Впервые сравниваются школы управления с точки зрения понимания ими сущности управленческого решения. В статье в равной степени уделяется внимание представителям как мировой, так и отечественной теории управления. Сделан вывод об отсутствии единого понимания управленческого решения, разделяемого всеми школами. Также выявлена необходимость формулировки его универсальной идеи. В результате исследования к выделенным в теории менеджмента пяти школам добавлена шестая, для каждой сформулирована парадигма, проведено сравнение школ относительно их взглядов на управленческое решение, составлена таблица, отражающая представления о его сущности и значимости в школах управления. Рекомендуется развивать шестую, унитарную школу как наиболее целостно понимающую процесс принятия решений. Результаты исследования могут быть полезны и актуальны для ученых, практиков в сфере управления, желающих осознанно подходить к решению проблем и реализации целей, стоящих перед организацией. Перспектива дальнейших исследований открывается в разработке формулировки определения, позволяющего получить наиболее целостное представление об управленческом решении. Сложность предложения нового определения заключается в необходимости учесть все наработки предшественников и связана с риском первоначального отрицания нововведения научным сообществом.

78-85 373
Аннотация

Современная экономическая наука значительное место уделяет изучению экономики труда, составной частью которой является проблема человеческих взаимоотношений в процессе производства материальных благ. Начало изучению данной проблемы было положено школой научной организации труда (НОТ) и Николаем Андреевичем Витке. Целью статьи является выявление взаимосвязи возникновения научных концепций в привязке к общей исторической ситуации в стране исследователя. В ходе проведения исследования авторами использован ряд методов: проблемно-хронологического, ретроспективного, метода биографического анализа. В результате исследования авторами установлено, что концепция человеческих взаимоотношений Н.А. Витке, имеющая отличительные особенности и являющаяся одной из первых в мире, а также начало разработки проблемы связи психологии и менеджмента было положено отечественными учеными. В дальнейшем данная концепция получила развитие в ряде трудов зарубежных ученых, считающих авторами американского психолога и социолога Э. Мэйо. Концепция Н.А. Витке должна учитываться как одна из важных, по мнению авторов, при разработке современных теорий управления. Материалы исследования могут являться предметом дальнейшей дискуссии о перспективах развития теории управления, судьбе и личности Н.А. Витке и его коллег.

86-94 221
Аннотация

Статья посвящена вопросам развития менеджмент начала ХХ в. В это время в разных странах мира печатались труды по менеджменту, возникли научные школы, однако роли российских ученых в процессе развития теории управления в данный период изучена недостаточно. Вне поля зрения зарубежных и отечественных ученых остается научная школа организации производства в Императорском московского техническом училище (ИМТУ) и учебник Николая Чарновского «Организация промышленных предприятий по обработке металлов», вышедший в 1911 г. Методологическая база исследования включает нарративный, сравнительный и исторический методы исследования. Выявление архивных документов позволило уточнить важные факты. Результаты исследования свидетельствуют о том, что не только в США и Европе появились свои научные школы менеджмента, сравнение источников показало, что в России сформировались свои направления исследований, в том числе и ИМТУ. Исследование может быть использовано в написании трудов по истории менеджмента, при составлении хрестоматий и учебных курсов по теории менеджмента.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ 

48-60 246
Аннотация

Участие граждан в управлении способствует повышению качества планирования образовательной деятельности в целях наилучшего удовлетворения запросов населения, а также позволяет организовать действенный контроль за качеством знаний, умений и навыков школьников со стороны потребителей. Целью настоящей статьи является изучение распространенных в зарубежных странах форм участия граждан в управлении школьным образованием и анализ возможности их применения в российских условиях. Методологически формы участия общественности исследованы на всех уровнях управления образованием: национальном, региональном, местном и на уровне учреждений. Разнообразные формы участия граждан в управлении образовательным процессом рассматриваются как элемент целостной системы. По результатам проведенного анализа сделаны выводы о том, что для совершенствования российской системы управления общим образованием целесообразно использование отдельных зарубежных практик при условии их адаптации к российской системе. Представляют интерес механизмы привлечения независимых экспертов и организаций к выполнению отдельных государственных функций в сфере школьного образования. Также могут быть использованы формы участия общественности в контроле за качеством обучения в школах. Применение такого рода практик в российской системе управления образованием будет способствовать повышению качества школьного образования.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2304-022X (Print)
ISSN 2618-9941 (Online)