Показатели рентабельности: критический анализ и применимость в современных условиях
https://doi.org/10.26794/2304-022X-2024-14-3-78-94
Аннотация
Постоянная изменчивость внешней среды является одной из ключевых особенностей, влияющих на деловую активность отечественных организаций, и порождает необходимость постоянного обновления профессиональных навыков менеджеров. Вопросы оценки эффективности коммерческих компаний всегда актуальны не только для собственников, но и для управляющих, работников и других заинтересованных лиц. В условиях экономической нестабильности интерес к показателям эффективности деятельности организаций усиливается и, соответственно, требуется их уточнение и корректировка. Целью исследования является обобщение показателей рентабельности в зависимости от целеполагания участников коммерческих организаций и установление возможности применения этих показателей для оценки эффективности деятельности компании. Многолетний опыт работы авторов настоящей статьи в сфере оценки бизнеса позволил систематизировать техники расчета основных показателей рентабельности, представить обновленную систему их группировки, а также классифицировать влияющие на них факторы. Также в ходе работы были обобщены теоретические подходы к расчету инвестированного капитала. В исследовании применялись методы анализа, сравнения, синтеза, классификации, сбора и обобщения, логики, графического и табличного отображения информации. Теоретическая значимость полученных результатов состоит в развитии методологии ценностно-ориентированного менеджмента в целях актуализации и адаптации алгоритмов расчета показателей рентабельности к отечественным условиям c учетом интересов участников организации. Практическая значимость работы заключается в развитии методов оценки показателей эффективности деятельности компании, которые могут применяться в рамках корпоративного управления коммерческими структурами, а также при принятии стейкхолдерами управленческих решений.
Об авторах
С. А. БондаренкоРоссия
Сергей Александрович Бондаренко — соискатель Высшей школы производственного менеджмента; генеральный директор ООО «КОМБи-МК», эксперт ООО «Бюро Технической Экспертизы», член ассоциации СРО «НКСО»
Санкт-Петербург
С. В. Пупенцова
Россия
Светлана Валентиновна Пупенцова — кандидат экономических наук, доцент Высшей школы производственного менеджмента
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Rappoport A. Creating shareholder value: The new standard for business performance. New York, NY: The Free Press; 1986. 270 p.
2. Ohlson J. The theory of value and earnings, and an introduction to the Ball-Brown analysis. Contemporary Accounting Research. 1991;8(1):1–19. DOI: 10.1111/j.1911–3846.1991.tb00831.x
3. Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление. 2-е изд. Пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес; 2004. 565 c.
4. Емельянов А. М., Шакина Е. А. Основные этапы эволюции концепций управления стоимостью компаний. Корпоративные финансы. 2008;2(4):79–87. DOI: 10.17323/j.jcfr.2073–0438.2.4.2008.79–87
5. Damodaran A. Investment valuation: Tools and techniques for determining the value of any asset. 3rd ed. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, Inc.; 2012. 992 p. (Wiley Finance Series).
6. Дамодаран А. Инвестиционная оценка: Инструменты и методы оценки любых активов. 5-е изд. Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс; 2008. 1323 c.
7. Астраханцева И. А. Анализ теории и методологии стоимостного подхода к управлению компанией. Аудит и финансовый анализ. 2010;(3):211–217.
8. Волков Д. Л. Теория ценностно-ориентированного менеджмента: финансовый и бухгалтерский аспекты. 2-е изд. СПб.: Высш. шк. менеджмента; 2008. 320 с.
9. Демиденко Д. С., Козловская Э. А., Яковлева Е. А. и др. Оценка и управление стоимостью предприятия. Ростов н/Д: Наука плюс; 2009. 337 с.
10. Ивашковская И. В. Управление стоимостью компании: вызовы российскому менеджменту. Российский журнал менеджмента. 2004;2(4):113–132.
11. Кобзев В. В., Измайлов М. К. Методы и инструменты управления основными средствами промышленного предприятия на основе стоимостного подхода. СПб.: СПбПУ; 2023. 253 с.
12. Теплова Т. В. Отраслевые особенности выбора показателей для оценки эффективности деятельности в целом и вклада финансовых решений. Аудит и финансовый анализ. 2006;(3):084–091.
13. Черемушкин С. В. Понкрашкина Г. А. Денежная рентабельность инвестиций CFROI. Финансовый менеджмент. 2009;(2):43–60.
14. Яковлева Е. А., Козловская Э. А., Бойко Ю. В. Оценка инновационного потенциала предприятия на основе стоимостного подхода. Вопросы инновационной экономики. 2018;8(2):267–282. DOI: 10.18334/vinec.8.2.39139
15. Головина А. Н. Драйверы эффективности управления стоимостью компании: измерительный аспект. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2017;10(4):230–240. DOI: 10.18721/JE.10422
16. Касьяненко Т. Г., Тарасова Ж. Н. Управление, ориентированное на стоимость компании (VBM). М.: Русайнс; 2024. 344 с.
17. Моргунова Р. В., Моргунова Н. В. Менеджмент стейкхолдеров. Владимир: Изд-во ВлГУ; 2022. 292 с.
18. Pratt S. P., Niculita A. V. Valuing a business: The analysis and appraisal of closely held companies. New York, NY: McGraw-Hill Book Co.; 2008. 1152 p.
19. Berk J., DeMarzo P. Corporate finance. 3rd ed. Boston, MA: Pearson; 2014. 736 p.
20. Пупенцова С. В., Алексеева Н. С. Информационные технологии и ресурсы как инструмент увеличения капитализации бизнеса. Инновации. 2019;(9):115–120. DOI: 10.26310/2071–3010.2019.251.9.018
21. Koller T., Goedhart M., Wessels D. Valuation: Measuring and managing the value of c ompanies. 7th ed. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, Inc.; 2020. 896 p.
22. Пятов М. Л. CFROI: деньги важнее бухгалтерской прибыли. Бух.1С. 09.11.2017. URL: https://buh.ru/articles/cfroi-dengi-vazhnee-bukhgalterskoy-pribyli.html
23. Brealey R. A., Myers S. C., Allen F. Principles of corporate finance. 13th ed. New York, NY: McGraw-Hill Education; 2020. 992 p. (The McGraw-Hill/Irwin Series in Finance, Insurance, and Real Estate).
Рецензия
Для цитирования:
Бондаренко С.А., Пупенцова С.В. Показатели рентабельности: критический анализ и применимость в современных условиях. Управленческие науки / Management Sciences. 2024;14(3):78-94. https://doi.org/10.26794/2304-022X-2024-14-3-78-94
For citation:
Bondarenko S.A., Pupentsova S.V. Profitability Indicators: Critical Analysis and Applicability in Modern Conditions. Management Sciences. 2024;14(3):78-94. https://doi.org/10.26794/2304-022X-2024-14-3-78-94