Preview

Управленческие науки

Расширенный поиск
Том 8, № 2 (2018)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.26794/2304-022X-2018-8-2

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ 

6-17 528
Аннотация

В работе рассмотрена номинальная и реальная инфляция как в целом по стране, так и в различных секторах России, определена ее основная тенденция. Авторами с помощью непараметрических критериев оценено влияние инфляционных мер, предпринимаемых в государствах, на уровень социального расслоения населения. В работе установлено, что применение политики сдерживания инфляции в различных странах не приводит к сокращению доли населения с доходами ниже прожиточного минимума. Уровень жизни и развития человеческого капитала формируется далеко не всегда экономическими факторами. Поэтому институциональные реформы должны быть связаны с эффектом общественной полезности, а не с только с экономическим эффектом. Цель исследования — количественное определение влияния инфляционной политики на уровень развития человеческого потенциала в развитых и развивающихся странах мира. Для достижения данной цели в работе дана оценка реальной и номинальной инфляции в России за 6 лет, а также потребительской инфляции по товарным группам; предложено и апробировано применение непараметрических методов для оценки влияния применяемой антиинфляционной политики на долю населения с доходами ниже прожиточного минимума. Методической основой данной статьи являются применение непараметрических методов и критериев оценивания неколичественных показателей в малых выборках, методы обобщающих показателей, способ сравнения. Оценена зависимость между индексом — дефлятором ВВП и показателем уровня бедности с использованием 2 χ -критерия, коэффициентов Чупрова, Вулфа с поправкой Йетса. Использование этих критериев показало, что в настоящее время в качестве основных рычагов государственной политики приоритет должен быть отдан не столько росту экономической эффективности, сколько развитию потенциала каждого участника экономики. Непараметрическая методология достаточно полно позволяет оценить гипотезу об отсутствии изотропности применяемых антиинфляционных мер для решения социальных задач, стоящих перед любым государством.

 

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ 

18-29 346
Аннотация

Состояние национальной экономики в значительной степени определяется уровнем развития экономики отдельных регионов страны. Адаптивная способность отдельной региональной экономики к демпфированию внешних и внутренних рисков зависит от особенностей ее структуры, которая формируется инерционно под влиянием управленческого воздействия со стороны органов власти в зависимости от трех основных управленческих целей формирования структуры региональной экономики: приведение структуры экономики регионов к единообразному состоянию, индивидуализация данной структуры или стратегия, предполагающая интеграцию регионов с различающейся структурой в макрорегионы. В статье рассматривается гипотеза о возможности оценки управленческого воздействия с помощью показателей, характеризующих сближение или расхождение структуры валового регионального продукта (ВРП) в пределах одного федерального округа. Исследование структуры данного показателя у субъектов Южного федерального округа за период 2005–2015 гг. проводится с применением индексного метода, включая расчет индекса Салаи и предложенного автором индекса структуры. Оно не выявило существенного влияния на изменение структуры ВРП субъектов в анализируемом периоде. Это позволяет говорить о слабости или отсутствии целенаправленного управленческого воздействия на данный показатель со стороны окружного уровня власти. В федеральном округе не выявлены очевидные тенденции к более сбалансированному участию регионов в создании общего объема ВРП. Сформулированный алгоритм расчета индекса структуры, благодаря своей универсальности и высокой чувствительности получаемых результатов, является приемлемым для определения сходимости структуры региональных экономик на основе показателя структуры ВРП и может применяться в других федеральных округах России.

 

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 

30-43 537
Аннотация

Актуальность выбранной темы связана с тем, что в условиях менеджмента, ориентированного на стоимость, рыночная капитализация выступает в качестве ключевого показателя эффективности деятельности компаний. В настоящее время, когда российская нефтегазовая отрасль стала объектом воздействия международных секторальных санкций, выявление влияния этих санкций на стоимость отечественных компаний нефтегазового сектора имеет большое практическое значение. В работе рассмотрены стоимость нефтегазовых компаний и влияние на нее секторальных санкций и негативной динамики цен на нефть. Исследование проводилось при помощи инструментов эконометрического моделирования. Для анализа были выбраны 4 нефтяные компании с наибольшей долей на рынке, а именно ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Лукойл», ПАО «Газпром нефть» и ПАО «Татнефть», которые в совокупности составляют 62% всей российской нефтяной отрасли. Освещены особенности оценки стоимости российских нефтегазовых компаний. Рассмотрены санкции в нефтегазовой отрасли РФ, проанализированы последствия их введения и падения мировой цены на нефть. Проведен анализ влияния международных санкций на конъюнктуру цен на нефть и стоимость нефтяных и газовых компаний. Было установлено, что в нефтяной отрасли рыночная капитализация напрямую зависит от цены на нефть, а в газовой отрасли данное влияние отсутствует. Было выявлено, что из-за низкого уровня цен на нефть санкции не оказали значительного влияния на стоимость нефтегазовых компаний.

 

44-51 399
Аннотация

Проблема повышения прозрачности и исключения коррупционной составляющей в закупочной деятельности является наиболее острой на протяжении последних 10 лет. Цель данного исследования — анализ изменения методов расчета начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) с помощью введения референтных цен и возможности применения референтного ценообразования на рынке жилой недвижимости при строительстве социального жилья государством. При референтном ценообразовании для сравнения используют цены на аналогичные товары. Для достижения поставленной цели проведен анализ нормативно-правового акта в сфере здравоохранения, вступившего в силу в октябре 2017 г. [приказ Минздрава России от 26.10.2017 № 871н «Об утверждении По- рядка определения начальной (максимальной цены) контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения»] и впервые содержащего понятие «референтная цена», а также были выявлены основные недостатки существующей единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, которая предлагается к использованию как база для расчета референтных цен и к другим областям закупочной деятельности, помимо здравоохранения. В результате проведенного исследования была представлена методика осуществления референтного ценообразования на рынке жилищного строительства и выдвинуто предложение о привлечении оценочных компаний и института оценки в целом для осуществления расчетов по формированию экономической ценности различных типов жилья для конкретного сегмента потребителей. Передача в институт оценки всех вопросов касательно референтного ценообразования на рынке государственного жилищного строительства будет способствовать повышению уровня, качества жизни населения и минимизации бюджетных средств в связи с повышением уровня достоверности цен.

 

КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 

52-63 744
Аннотация

Спрос на информацию растет стремительно и будущее организаций все больше зависит от использования преимуществ, предоставляемых информацией и информационными технологиями, быстрое развитие которых привело к переосмыслению самой сущности глобальной экономики. В эпицентре этого явления находится процесс, который одна из крупнейших технологических компаний нашего времени Lucent Technologies называет «коммуникационной революцией». Данная статья предлагает рассмотрение кризис-коммуникаций в качестве основного инструмента в корпоративном антикризисном управлении в современной практике, когда в условиях глобального перепроизводства однотипных продуктов, свободного доступа к информации и наличия равных технических возможностей для конкурирующих сторон особое значение приобретают нематериальные активы, монетизированная стоимость которых пропорционально зависит от качества внешних корпоративных коммуникаций. Управление кризис-коммуникациями, объединяя в себе механизмы антикризисного управления, технологии связей с общественностью, коммуникативные технологии и методы управления рисками в современных условиях изменчивости внешней среды, является тем универсальным инструментом, который непосредственно формирует стоимость нематериальных активов, а следовательно, и репутацию компаний. В настоящей статье представлены примеры успешного применения кризис-коммуникаций для повышения собственной капитализации инвестиционными и финансовыми организациями, телекоммуникационными компаниями, предоставляющими электронные услуги и разрабатывающими программное обеспечение, т.е. компаниями, сфера деятельности которых связана с нематериальными активами и наиболее существенно зависит от эффективности управления кризис-коммуникациями.

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 

64-75 689
Аннотация

Цель статьи — оценка эффективности реализации государственной политики в сфере здравоохранения в сопоставлении с развитием системы государственной службы в органах управления данной отраслью. Гипотеза предполагает закономерное соответствие процессов в развитии отрасли здравоохранения и в аппарате государственной службы, осуществляющем управление данной отраслью. Ключевым методом является факторный анализ, связанный с привлечением статистических показателей, характеризующих развитие отрасли, и определением степени их влияния на общую тенденцию развития. В статье предложены интегральные индексы для оценки эффективности функционирования системы управления здравоохранением. Выявлено, что рост показателей развития здравоохранения происходил на фоне аналогичного возрастания значений показателей в отраслевой системе государственной службы. Все использованные показатели являются независимыми, поэтому одновременный рост и снижение индексов отражают существование объективной эмпирической закономерности. Самые низкие значения индекса развития здравоохранения отмечены в 1999–2003 гг., одинаковые значения индекса отмечены в 1991 и 2014, 1985 и 2016 гг. Реального развития здравоохранения все постсоветские годы не происходило. За все анализируемые годы значение индекса развития государственной службы в органах управления здравоохранением снизилось на 6%. Система государственной службы эволюционировала нестабильно и в целом функционирует сегодня на уровне, сопоставимом с началом 1990-х гг., но хуже середины 1980-х гг. Можно сделать вывод, что отрасль в настоящее время развивается более быстрыми темпами по сравнению с управляющей ею системой государственной службы.

 

76-83 428
Аннотация

В статье исследуется эффективность государственного антикризисного бизнес-регулирования, обосновывается ошибочность внедрения либеральных идей минимального присутствия государства в экономических процессах, роль экстрактивных институтов в дифференциации российского общества. Исследуется целесообразность внедрения в российское общество инклюзивных институтов, даны их основные характеристики. Рассмотрены ошибочные действия государства при переходе российской экономики на рыночные условия хозяйствования, в том числе деиндустриализация, приватизация общенародной собственности и их последствия для экономики и для субъектов рыночной экономики, населения, тем самым обосновывается необходимость активизации инвестиционных процессов, их обеспечения финансовыми ресурсами государства и крупного бизнеса. Также исследуется целесообразность применения модели «государство развития», предусматривающей сочетание рыночных методов с активным государственным участием, обосновывается целесообразность активизации инновационного потенциала в высокотехнологичных отраслях, в том числе машиностроении, что особенно важно в условиях «цифровой революции», развития нанотехнологий, биоинженерных и информационно-коммуникационных технологий с привлечением крупного российского бизнеса.

 

84-93 545
Аннотация

В качестве предмета исследования выступает институт оценки регулирующего воздействия, внедряемый в сферe государственного регулирования экономики в постсоветских странах. Целью исследования является анализ основных подходов к внедрению оценки регулирующего воздействия в постсоветских странах — в России, Армении, Белоруссии, Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане, а также определение перспектив развития данного института в странах, входящих в анализируемую совокупность. Используя методологию компаративных исследований, проведено сравнение в указанных странах содержания понятия «оценка регулирующего воздействия», состава объектов оценки и уровней управления, на которых она выполняется; проанализирована методическая база оценки регулирующего воздействия и модели организации мониторинга и контроля качества оценки регулирующего воздействия в исследуемых странах. Охарактеризована роль ОРВ в системе государственного регулирования экономики в странах постсоветского пространства. Выявлено общее и особенное в функционировании механизмов оценки регулирующего воздействия в анализируемых странах; охарактеризованы проблемы внедрения оценки в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления; обоснованы перспективы развития института оценки. По итогам исследования сделаны выводы о необходимости повышения качества существующего методического обеспечения ОРВ, отсутствии методических подходов к оценке эффективности данного института, рисках формализации процедур ОРВ, целесообразности «встраивания» ОРВ в общегосударственную стратегию стимулирования бизнеса и экономического роста. Также отмечено, что на современном этапе развития института оценки мало внимания уделяется поиску альтернативных вариантов решения проблем, требующих государственного вмешательства в экономику.

 

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ 

94-105 521
Аннотация

Ключевым параметром, определяющим конкурентоспособность современных организаций, регионов, стран и отдельных индивидов, является уровень сформированного и накопленного человеческого капитала как интегральная оценка результата инвестирования в запас знаний, умений и навыков в физическое здоровье, в инновационный потенциал. В последнее время изучение тенденций формирования и эффективного использования человеческого капитала в российской экономике приобрело особую актуальность в комплексных исследованиях. Целью данного исследования является изучение некоторых факторов, влияющих на формирование человеческого капитала в Российской Федерации. Методы проведенного исследования включают статистический и динамический анализ, синтез. Информационно-эмпирическую базу исследования составили материалы Федеральной службы государственной статистики, аналитические материалы исследовательских институтов, материалы Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (RLMS-HSE). Как результат, выявлены количественные характеристики человеческого капитала Российской Федерации, необходимые для анализа и определения эффективных действий, направленных на формирование человеческого капитала в российских условиях, учитывающих отраслевые и региональные особенности конкурентоспособности работников, предприятий, отраслей, регионов. Кроме того, проведена идентификация факторов институциональной среды, определяющих значимые долгосрочные изменения в качестве человеческого капитала. Аналитическое исследование основных факторов формирования человеческого капитала определило ключевые проблемы процесса: снижение уровня естественного прироста населения страны, состояние здоровья населения (увеличение числа заболевших серьезными социально-значимыми недугами), низкий уровень инновационной активности организаций и недостаточное финансирование научных исследований и разработок, отраслевую и территориальную дифференциацию в оплате труда и, как следствие, несбалансированное распределение трудовых ресурсов.



ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ 

106-114 382
Аннотация

Общественная экспертиза сегодня становится важным элементом государственного управления в рамках концепции открытого правительства, позволяя разрабатывать стратегические планы и программы развития государства. Без использования сетевых и глобальных коммуникаций организовать экспертизу с участием большого числа специалистов невозможно. Однако существующие сетевые методы проведения общественных экспертиз не эффективны. Это говорит об актуальности изучения технологий для организации общественной экспертизы. Целью данной статьи является исследование возможности использования для организации общественной экспертизы технологий коллективного интеллекта. Исследование было инициировано необходимостью изучения возможности использования общественной экспертизы в деятельности распределенных ситуационных центров, которые являются основой государственного управления. В этой связи был проведен сравнительный анализ общественной и профессиональной экспертиз. Показана возможность переноса профессиональных экспертных технологий на общественную экспертизу. Это позволяет применить к общественной экспертизе компетентностный подход и технологии коллективного интеллекта. Обоснование конвергенции общественной и профессиональной экспертиз позволило выявить основные принципы организации общественной экспертизы на основе технологий коллективного интеллекта. Среди таких принципов: требование закрытости экспертных сообществ; участие в экспертизе как представителей науки, так и представителей практики; компетентный подход; совместная коллаборативная деятельность и постоянное взаимное рейтингование экспертов. Сформулированные принципы организации общественной экспертизы даны в сравнении с использованием краудсорсинга. В настоящее время наблюдается определенное разочарование в использовании сетевых методов для организации общественной экспертизы в силу ограниченности технологий краудсорсинга. Предложенный подход использования технологий коллективного интеллекта позволит изменить отношение к общественной экспертизе как к действенному и эффективному инструменту управления в рамках использования инструментов открытого правительства.

 

КОНГРЕССЫ, КОНФЕРЕНЦИИ, СЕМИНАРЫ 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2304-022X (Print)
ISSN 2618-9941 (Online)