Preview

Управленческие науки / Management Sciences

Расширенный поиск
Том 8, № 3 (2018)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.26794/2304-022X-2018-8-3

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

6-19 860
Аннотация

Развитие новых технологий, снижая экономические и физические издержки доступа к уникальным ресурсам Арктики, одновременно определило комплекс взаимоувязанных экономических и геополитических проблем, возникающих при освоении арктических территорий. Поэтому предметом исследования в статье выступают проблемы формирования арктической системы коммуникаций, без которой дальнейшее освоение региона не представляется возможным. Авторами сделана попытка обосновать приоритетные направления развития системы коммуникаций Арктического региона с целью обеспечения непрерывного мобильного доступа к стратегически значимым ресурсам региона в условиях действующих экономических и геополитические тенденций. В статье доказывается, что основной задачей освоения Арктики должно стать обеспечение устойчивого развития Арктического региона, которого невозможно достичь без формирования адекватного уровня системы транспортных коммуникаций, соответствующего поставленным целям и задачам развития территорий. Ограниченность ресурсов при значительном объеме первоначальных капитальных вложений требует обоснованного выбора приоритетных направлений инвестирования, «точек роста» системы формируемых коммуникаций. Основной вывод заключается в том, что обеспечение оперативного доступа к стратегическим ресурсам Арктики невозможно без дальнейшего развития системы транспортных коммуникаций региона, и первую очередь морской транспортной инфраструктуры (в частности, Северного морского пути). При этом влияние перераспределения транспортных потоков на различные аспекты жизнедеятельности региона, в том числе рынок труда и социальную сферу, требует отдельного исследования.

20-31 1560
Аннотация

В статье констатируется, что в теории менеджмента имеет место противопоставление концепций эффективного корпоративного управления и управления бизнес-процессами, в то время как именно процессный подход решает целый ряд проблем совершенствования модели и практики корпоративного управления.

Цель исследования - продемонстрировать источники синергического эффекта от реализации стратегического управления с использованием принципов, моделей и инструментов процессного подхода.

Методической основой данной статьи является представление сбалансированной системы показателей (ССП) в качестве фреймворка бизнес-процесса стратегического управления компанией, а инструментов ССП - стратегической карты и ключевых показателей эффективности - как атрибутов оценки его зрелости в соответствии с требованиями стандартов серии ИСО/МЭК 15504, его измерения и контроля соответственно.

В статье приводятся результаты оценки специалистами экономических служб ряда компаний практики применения ключевых показателей эффективности и стратегических карт с позиций процессной эффективности. Формулируется ряд предложений по развитию методологии и совершенствованию практики применения сбалансированной системы показателей в управлении современной организацией посредством инструментов процессной эффективности - модели системной динамики, статистического контроля процессов и управления надежностью. Подчеркивается важность преобразования стратегической карты в полноценную причинноследственную диаграмму путем включения в модель циклов обратной связи и дополнения ее формальными потоковыми диаграммами, а также системой дифференциальных уравнений с использованием автоматизированных систем и языков графического и визуального моделирования (ELMA BPM, DYNAMO, Ithink). Одновременно должна формироваться практика статистической проверки и измерения возможных последствий стратегических решений и «обработки» риска.

Формирование информационно-логической структуры стратегического управления компанией с использованием модели и инструментов процессного подхода позволит формализовать его процедуры и результаты, обеспечив предпосылки для эффективности и непрерывного улучшения, достижения нового уровня конкурентоспособности и взаимоотношений с собственниками, персоналом, рынком.

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

32-47 792
Аннотация

Современное состояние кредитно-банковской сферы характеризуется высокой конкуренцией между кредитными организациями, происходящей в условиях увеличения изменчивости бизнеса. Для того чтобы сохранить конкурентные преимущества, кредитным организациям приходится все время адаптироваться под новые условия - создавать новые продукты и услуги, непрерывно повышать эффективность работы, внедрять инновации. Кредитным организациям требуются новые, более эффективные подходы к управлению. Поэтому актуальной является разработка новых методов управления, более гибких по сравнению с традиционными, расширяющих возможности кредитной организации по осуществлению финансового посредничества между субъектами финансово-хозяйственной деятельности. Актуальной также является разработка инструментария, позволяющего применить эти методы. Для решения рассматриваемых проблем использовался системный подход, методы фундаментального анализа, финансовой математики, теории процессного управления и теории рисков. Создана методология управления финансовыми ресурсами в кредитных организациях. В соответствии с методологией повышение эффективности финансового управления может быть достигнуто в результате децентрализации управления финансовыми ресурсами, использования механизма управления, основанного на задании границ показателей деятельности и автоматизации управления на основе процессного подхода. Процессный подход на основе исполняемых в программной среде бизнес-процессов позволяет быстро изменять параметры и схемы взаимодействия бизнес-единиц, а также дает возможность исключить из действий сотрудников многие рутинные операции. Скорость принятия решений при централизованном управлении ограничена человеческим фактором: много времени тратится на принятие решений иерархической цепочкой руководителей. Эта проблема решается путем делегирования полномочий нижестоящим подразделениям. Использование управления, осуществляемого косвенным образом, путем изменения значений границ показателей и параметров механизма децентрализованного управления, позволяет избежать негативных последствий децентрализации - возможных несогласованных действий подразделений.

Методология управления финансовыми ресурсами в кредитных организациях позволяет также осуществлять управление бизнесом кредитной организации в части, относящейся к распределению финансовых ресурсов, при помощи трансформации соответствующих бизнес-процессов. В настоящее время в России готовы условия для применения разработанной методологии: кредитные организации в значительной степени автоматизированы и обладают кадрами как в финансовой сфере, так и в информационных технологиях. На рынке программного обеспечения появились системы на основе процессного подхода. Одна из таких систем - система RunaWFE - разработана в России в рамках данного исследования. Готовы как теоретические основы, так и технические условия для использования в России разработанной методологии.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

48-63 761
Аннотация

Современные императивы социально-экономического развития нашей страны выдвинули на первый план определение концептуальных подходов к национальным программам инновационного развития на средне- и долгосрочную перспективу. Настоящая статья служит вкладом в решение этого вопроса, обращаясь к вопросам построения системы механизмов институционального обеспечения государственной политики по стимулированию инновационной активности промышленных предприятий. Целью статьи является разработка комплексной системы финансовых, организационных и управленческих механизмов стимулирования инновационной активности промышленных предприятий. Для этого использованы методы системного, функционального, статистического, факторного анализа. К числу основных, полученных с их использованием результатов относится концепция системы институционального обеспечения концентрации инновационной активности промышленных предприятий и формирования условий опережающего развития высокотехнологичного и среднетехнологичного высокого уровня секторов обрабатывающей промышленности. Перспективным направлением дальнейшей работы на основе разработанной концепции является решение комплекса задач инновационного развития с использованием предложенного авторами комплекса стимулирования инновационной активности предприятий и организаций.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

64-73 1057
Аннотация
Методологическая и методическая проработка построения федеральной системы управления рисками в сфере экономики на федеральном уровне (далее - ФСУР), предусмотренной рядом нормативных и концептуальных документов, принятых в последнее время в Российской Федерации в целях организации и регламентации деятельности по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации. Предложение научно обоснованной методологической основы для построения ФСУР с использованием современных подходов исследования больших сложных организационных систем. Методология исследования основывается на системном и витальном подходах, теории развития, теории управления, методах управления рисками хозяйствующих субъектов. Изложен методологический подход к созданию и функционированию ФСУР, регламентированной Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. Выявлена специфика системы управления рисками в национальной экономике, определяемая более высоким уровнем сложности национальной экономической системы, чем корпорации, ее многообразием по условиям и факторам существования и развития, более широким спектром различных по характеру и природе вызовов, угроз, уязвимостей, рисков, а также целей существования и развития и, соответственно, смыслов функционирования, критериев и показателей устойчивости и эффективности. Разработаны основы реализации целей и функций ФСУР, детализируются задачи этой системы. Раскрыта методологическая платформа формирования ФСУР! Реализация предложенной методологии требует привлечения специалистов в различных областях знания и проектирования: социальных систем, институционального подхода к социально-экономическому управлению, моделированию социальных объектов, организационных систем, макроэкономике, информационных технологий, когнитологии и экспертных систем. Реализация системы требует разработки дорожной карты и нормативного правового обеспечения, прежде всего в части, касающейся нормативного закрепления задач и функций по обеспечению национальной и экономической безопасности в локальных актах, регламентирующих деятельность субъектов ФСУР - государственных органов.
74-87 858
Аннотация

Одной из ключевых проблем управления развитием территориальных социально-экономических систем является несогласованность и противоречивость интересов различных экономических агентов. В современных условиях избежать необходимости согласования интересов невозможно даже когда одной из сторон выступает субъект управления. В статье рассматривается задача регулирования поведения экономических агентов в системе стратегического управления территориальным развитием. Анализируются процедуры принятия решений и влияния на них различных факторов, в том числе регуляторов. Разработка подхода к управлению поведением экономических агентов в территориальной социально-экономической системе на основе учета интересов не только системы управления, но и самих экономических агентов.

Методология. Исследование базируется на принципах системности и комплексности, использованы факторный анализ, сопоставительный анализ, методы группировки, экономико-математического моделирования, элементы теории множеств и нечеткой логики.

Предложена общая методическая схема управления поведением экономических агентов регионального уровня, отличающаяся наличием итеративной процедуры дифференцированного воздействия на факторы и детерминирующие свойства поведения агентов с механизмом оценки степени влияния регулирующих воздействий на основе обратной связи. Разработанный подход позволяет формировать в рамках рыночных механизмов целевой сценарий поведения экономических агентов в процессе выработки согласованной стратегии развития региональной социально-экономической системы.

Разработка и принятие управленческих решений должны основываться на учете интересов всех заинтересованных сторон. В связи с этим роль органов публичной власти заключается в том числе в определении регуляторов, позволяющих корректировать и координировать поведение остальных экономических агентов. Следует отметить, что и органы управления также могут выступать как взаимодействующие друг с другом агенты. Так, органы местного самоуправления выступают не только в роли элемента системы управления, но и в роли юридически независимого контрагента при взаимодействии с органами управления субъекта Российской Федерации.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ

88-107 1549
Аннотация

Понятие «цифровизация» вошло в употребление относительно недавно, однако во многом именно от него будет зависеть дальнейшее развитие экономики России. Разработка концептуальных подходов и практического алгоритма адаптации новейших технологий к особенностям функционирования финансовой системы страны на сегодняшний день имеет большое значение для обеспечения конкурентных преимуществ России, в том числе на международном уровне. В статье рассмотрены перспективы применения современных технологий в работе органов государственного контроля, которые призваны обеспечить финансовую стабильность и поспособствовать формированию прочной основы для экономического роста страны. Цель исследования заключается в выявлении перспектив автоматизации контрольных процедур с учетом уровня развития современных технологий для предотвращения нарушений в финансовой сфере. В процессе исследования использовались общенаучные эмпирические методы: наблюдение, сравнение, сбор и изучение данных; анализ и синтез, метод научной абстракции. Выбранный авторами подход позволил обеспечить достоверность и обоснованность сделанных выводов. По результатам работы были обозначены перспективы использования национальной учетной цифровой единицы в целях контроля; выявлены технологические возможности и правовые ограничения создания государственного распределенного реестра; предложена система оценки рискованных транзакций, способных привести к финансовым нарушениям; отражены ключевые характеристики системы ведения децентрализованного бухгалтерского учета; дана оценка ожидаемого результата внедрения предлагаемых моделей автоматизации контрольных процедур в российскую практику. Авторами была доказана целесообразность создания государственного распределенного реестра в целях финансового контроля. Ожидаемый результат реализации обозначенных предложений оценивается в более чем 50% от объема ежегодно выявляемых нарушений контрольно-счетными органами.

КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

108-119 1108
Аннотация

В статье рассмотрен поэтапный процесс управления модернизацией машиностроительного предприятия, являющегося частью интегрированной корпоративной структуры, в условиях запроса на экономический и технологический прорыв. Актуальность исследования определяется проблемами технико-технологического обновления российского производства, недостаточностью инвестиционной поддержки программ модернизации в производственном секторе, а также развитием новых форм общественного спроса, характерных для инновационной экономики. Обоснована роль процессов экономической интеграции в развитии и модернизации предприятий машиностроения на основе синергетической парадигмы. Обозначены и охарактеризованы этапы процесса управления модернизацией с учетом миссии и стратегических целей развития предприятия. В процессе исследования изучены теоретико-методологические труды отечественных и зарубежных ученых по проблематике экономической интеграции, а также практический опыт создания крупных интегрированных структур. Модернизация рассматривается как комплекс мероприятий, направленных на усовершенствование производственно-хозяйственной деятельности предприятий - участников интегрированных корпоративных структур, в целях обеспечения устойчивой экономической эффективности. Отмечены факторы, препятствующие развитию отечественного машиностроения. Ряд проблем, с которыми сталкиваются машиностроительные предприятия в кризисный период, могут быть успешно преодолены ими в рамках интегрированных корпоративных структур, на которые возложена ведущая роль в развитии и модернизации машиностроительного комплекса. Формирование подобных структур нацелено, в том числе, на инновационное развитие, создание различных видов наукоемких производств с большей добавленной стоимостью. Представлен механизм управления модернизацией предприятий в рамках интегрированных корпоративных структур. Приоритетные направления инвестирования при реализации проектов модернизации предложено определять не только на основе ожидаемого экономического эффекта, но и с учетом потенциала объектов модернизации. Предложенный автором подход управления модернизацией предприятия в рамках интегрированных корпоративных структур может быть использован как на предприятиях машиностроительной отрасли, так и промышленного комплекса в целом в контексте повышения эффективности системы управления. Практическое внедрение мероприятий модернизации будет также способствовать росту конкурентоспособности предприятий, повышению их инвестиционной привлекательности и переходу на более высокий уровень экономической устойчивости с ориентацией на достижение максимального эффекта во всех сферах деятельности.

КОНГРЕССЫ, КОНФЕРЕНЦИИ, СЕМИНАРЫ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2304-022X (Print)
ISSN 2618-9941 (Online)